Сергей Ястребов: «Мы направляем все свои усилия на увеличение числа объектов туристической инфраструктуры и повышение качества обслуживания туристов» • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Сергей Ястребов: «Мы направляем все свои усилия на увеличение числа объектов туристической инфраструктуры и повышение качества обслуживания туристов»

Сегодня много говорят о том, что туризм – это один из важнейших драйверов экономического развития региона.  Однако по-прежнему развитием туриндустрии занимаются бизнесмены-энтузиасты, которые за эти годы уже  поняли, как привлечь в регион туристический поток со всего мира. «Элитный квартал» решил пообщаться с представителями власти, бизнеса и культуры, чтобы понять, в каком направлении будет развиваться туристическая индустрия региона в ближайшие годы.

Сегодня Ярославская область по праву может считаться регионом, где туризм – приоритетное направление развития. Совместными усилиями власти и бизнеса сделано очень многое для продвижения современных туристических направлений.   «Элитный квартал» встретился с губернатором Ярославской области Сергеем Ястребовым,  чтобы узнать, что будет сделано для повышения туристического потенциала региона и какие шаги нужно предпринять, чтобы вывести нашу область в лидеры туристической индустрии.

Сергей Николаевич, очевидно, что Ярославская область обладает богатым туристическим потенциалом. Памятники архитектуры, уникальные природные ландшафты, Волга – все это может и должно привлекать сюда российских и иностранных туристов. В стратегии развития региона до 2025 года туризм заявлен как один из приоритетов.  А что конкретно делается для развития отрасли?
Действительно, нашей области есть чем заинтересовать туристов. Городов с такой богатой биографией, как у Ярославля, Ростова Великого,  Переславля-Залесского и Углича в России не так много. В истории земли Ярославской, как в зеркале, отразилась история страны.
Именно поэтому мы активно развиваем туристическую отрасль, и наша работа дает реальный результат. Только в прошлом году объем услуг вырос по области больше чем на 10%, и мы заработали на туризме около 3 миллиардов рублей. Число туристов и экскурсантов, посетивших Ярославский край,  выросло за год почти в 2 раза.

Вся работа сейчас ведется в рамках областной и федеральной целевых программ. Мы направляем свои усилия, в первую очередь, на увеличение числа объектов туристской инфраструктуры и повышение качества обслуживания туристов.

Сегодня мы участвуем в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Она рассчитана до 2018 года. Мы представляем в ней 2 проекта. Это «Ярославское взморье» в Рыбинском районе и туристско-рекреационный кластер «Золотое кольцо» в Переславском. Этот региональный проект, к слову сказать, одним из первых в России был включен в программу.
Мы планируем расширить свое участие в этой программе за счет включения 2-3 уже реализуемых проектов. Таких, например, как музейный комплекс  «Русский парк» в Переславле. Это уникальное собрание русской деревянной архитектуры конца XIX – начала  XX века. А так же отмеченный государственной премией историко-культурный комплекс «Вятское» в Некрасовском районе. Это старинное купеческое село – один из моих любимых туристических объектов.

Представители туриндустрии в один голос говорят о необходимости финансовых вложений, в том числе бюджетных, для продвижения туристического потенциала Ярославской области. Это значит, участвовать в международных  выставках, представляя наш регион в рамках «Золотого кольца России». Что вы думаете об этом? Каким вам видится будущее бренда «Золотое кольцо»?
Несомненно, работа на выставках – один из инструментов продвижения туристического потенциала Ярославской области. Мы не только принимаем в них активное участие, но и собираем у себя представителей туристического бизнеса. Вот уже нескольких лет в области проходит международный туристический форум «Visit Russia».

Если говорить о «Золотом кольце» России, то это туристический маршрут, конечно, знаменитый и проверенный временем: через 3 года, кстати,  он отметит полувековой юбилей. Но и легендарному бренду не повредит обновление.

В состав маршрута сегодня входят: Ярославль – город с 1000-летней историей, Ростов Великий – ровесник Российской государственности,  Переславль-Залесский  – колыбель русского флота и родина Александра Невского. На мой взгляд,  пора расширить формат «Золотого кольца» России, включив в него новые города. Тогда маршрут заиграет новыми красками. Достойным кандидатом считаю Мышкин – уникальный город-музей под открытым небом. Украшением маршрута мог бы стать и Романово-Борисоглебск, ныне Тутаев, запечатленный на полотнах известных русских художников. Ни для кого не секрет, что именно здешние мастера возродили древнее искусство колокольного литья.

Нужно искать новые подходы для путешествий по «Золотому кольцу» России. И над этим мы тоже работаем. Разумно было бы включить города «Золотого кольца» в маршруты яхтенного туризма. Конечно, без взаимодействия с соседями – Костромой, Тверью, Москвой и другими городами – мы едва ли достигнем успеха. Поэтому развиваем межрегиональное сотрудничество. Заключили соглашения с 20-ю регионами России, реализуем ряд крупных совместных проектов:  «Великая Волга», «Русский Север», «Узоры городов России» и некоторые другие.

Очевидно, что гостиницы, рестораны, туристические комплексы и отчасти даже музеи – это приоритетная сфера малого бизнеса. Однако роль власти по-прежнему велика в том, что касается инфраструктуры: ремонта дорог, благоустройства территорий и мест отдыха. Что делается в этом направлении?
В рейтинге регионов России по развитию государственно-частного партнерства Ярославская область занимает 9-е место и входит в группу регионов  с высоким потенциалом. Именно эта форма кажется   мне наиболее перспективным способом реализации значимых инвестиционных проектов.

Основа успеха здесь – взаимный интерес. Привлечение частного бизнеса позволяет нам оперативно удовлетворять потребности общества, более эффективно использовать бюджетные средства. Частный бизнес, в свою очередь, получает долгосрочный госзаказ. Финансовый сектор снижает риски за счет гарантий государства, а население получает новые услуги на более выгодных условиях.  Государственно-частное партнерство может быть эффективным и в туризме.

Наглядный  пример – проекты, включенные в федеральную программу. Схема здесь простая: инвестор вкладывает деньги в строительство, а бюджетные средства идут на создание инфраструктуры. Так, в туристическо-рекреационном кластере «Золотое кольцо», что в Переславском районе, средства бюджетов всех уровней были направлены на строительство подъездных дорог, газопровода и линии электропередач. На «Рыбинском взморье» за счет бюджета укрепляют  берега, углубляют дно и строят канализацию. Все это, несомненно, повышает потенциал проектов.

Какие шаги, на ваш взгляд, надо предпринять, чтобы вывести Ярославскую область в лидеры туристической отрасли?
Мы планируем, что к 2025 году вклад туристической отрасли в валовый региональный продукт составит не менее 4% . И рассчитываем на то, что займем лидирующую позицию на внутрироссийском рынке в формате туризма «выходного дня». Ярославская область должна стать не только культурно-досуговым центром «Золотого кольца», но крупным конгрессным центром, центром детского и молодежного туризма.
Кстати, мы впервые включили в региональную программу развития туризма раздел, посвященный развитию социального и, прежде всего, детского туризма.

Продвигаем также сельский и экологический туризм. Его основа – использование ресурсов территории, местные обычаи и традиции, знакомство с крестьянскими и фермерскими хозяйствами. Здесь формы могут быть самые разные: от проживания в сельском доме до прямого участия в жизни местного населения.

Занимаемся и деловым  туризмом. За последние годы Ярославская область стала своеобразным «российским Давосом». Здесь собираются представители деловых кругов России и мира. В конце октября в Ярославле пройдет очередное такое мероприятие: международный туристический форум «Visit Russia». На этот раз он будет посвящен событийному туризму.
В области активно развивается проект «Карта гостя». Его цель – предоставление льготных условий любому виду туризма: индивидуальному,  групповому, корпоративному.  Партнерами проекта являются представители туриндустрии Ярославля, Рыбинска, Ростова, Переславля.

Мы постоянно пополняем календарь культурных событий, привлекательных для туристов. Сегодня в нем – более 40 мероприятий на любой вкус: праздников, фестивалей, форумов. Самые известные – международный фестиваль классической музыки Юрия Башмета, Ярославская масленица, международный фестиваль воздухоплавателей на тепловых аэростатах, рок-фестиваль «Доброфест», «Луковая ярмонка» и многие другие.

Среди новых направлений – беговой туризм. Он очень популярен в Европе, а теперь развивается и в Ярославской области. 13 сентября в областном центре состоялся первый «Ярославский полумарафон «Золотое кольцо»» серии «Russiа Running».

Все вышеперечисленное – это реальные предпосылки, способные вывести нашу область в лидеры туристической отрасли.

Есть ли у вас любимые туристические объекты в Ярославской области. Куда бы вы обязательно повезли своих гостей?
У каждого города нашего Ярославского края – свое неповторимое лицо. В любом районе области есть что посмотреть, где отдохнуть. Везде предложат по-своему интересную туристическую программу. Но если же говорить о моих пристрастиях, то я в равной степени чувствую себя дома как в стенах Ростовского кремля, так и на берегу Рыбинского моря. Все это – моя малая родина.