Алексей Старков: «Рынок снегоходов стал другим» • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Алексей Старков: «Рынок снегоходов стал другим»

Досье.
Базовое образование: РГАТА (г.Рыбинск), специальность: «электронные вычислительные системы». Программа обучения в США
Второе высшее: АНХ при Правительстве РФ (г.Москва), специальность: «маркетинг». Степень MBA. Стажировка в компании Polls-Royce (Великобритания)
Карьера:
НПО «Сатурн». Продажи энергетических газотурбинных установок. Заключал контракты на поставку первых ГТЭ-12МВт «Сатурн».
ЗАО «ВолгАэро», совместное российско-французское предприятие. Участвовал в организации и запуске работы компании.
ОАО «Русская механика». Заместитель генерального директора
по коммерческим вопросам
Увлечения: горные лыжи, подводная охота, автомобильные путешествия.
Женат. Воспитывает дочь и сына

— Алексей Николаевич, как в вашей жизни появились снегоходы?
— В коммерческой сфере я так или иначе работал всегда. У меня к ней склонность. Нравится решать живые задачи. Поэтому, когда «Русская механика» в 2005 году выделялась из структуры НПО «Сатурн» в независимую компанию и мне было предложено возглавить коммерческую службу, я согласился.
— «Русская механика» – наследник рыбинского снегоходного производства с 40-летней историей. Много ли осталось советского и заводского в системе управления и головах сотрудников?
— Как у всякой большой компании, у нас существуют какие-то элементы неповоротливости, неуклюжести, своя внутренняя бюрократия, но мы из года в год, как у Чехова, по капле выдавливаем это из себя. Очень многое поменялось в момент создания «Русской механики». Сам этот шаг был рискованным: выживем – не выживем? Уфимский опыт, когда аналогичное предприятие не стало самостоятельным и в итоге закрылось, показал, что он был единственно верный. Мы изначально были поставлены в те условия, когда сами должны создавать продукт, зарабатывать на нем и обеспечивать дальнейшее развитие. С советской административной системой управления «Русская механика» не стояла бы сейчас уверено на ногах и не строила бы долгосрочных планов.
— В сознании рядового обывателя, снегоход – это «Буран». Эта техника «ваше все»?
— Часто приходится слышать: «Зачем вы придумываете что-то новое, разрабатываете дополнительные модели? Занимайтесь «Буранами!» «Буран» действительно дал второе имя всем снегоходам. Машине уже за 40, столько лет не продержалась больше ни одна модель в мире, так что она по праву считается рекордсменом-долгожителем. Но концентрироваться только на снегоходах «Буран» – все равно что складывать яйца в одну корзину. Это стратегически неверно.
— А какой стратегии ведения бизнеса вы придерживаетесь?
— Задача всегда одна – обеспечивать достижение целей компании и при этом сохранить независимость и устойчивость бизнеса.  Наша бизнес-цель – достижение определенной доли «Русской механики» на российском рынке рекреационной техники. Этот рынок сложен, на нем нельзя заставить человека совершить покупку. Только убедить. Продукт должен нравиться, отвечать сегодняшним потребностям конкретных людей. Все сегменты применения снегоходов имеют свои особенности. С их учетом мы и разрабатываем новые модели зимней техники. Более того, параллельно с производством зимней техники мы активно развиваем мотовездеходное направление. Начав с одной единственной модели, компания прошла весь путь от отверточной сборки до производства собственной техники. Наш квадроцикл РМ500 по праву считается первым русским мотовездеходом, ведь он полностью разработан и произведен в России рыбинскими конструкторами и рабочими. Сейчас у компании 6 моделей квадроциклов, но в ближайшие годы модельный ряд увеличится вдвое, что позволит «Русской механике» стать предприятием всесезонного цикла. Снегоходная линейка насчитывает уже 14 единиц, рассчитанных на разные сегменты рынка.
— Например? Кажется, что на снегоходах ездят одни бородатые дядьки в больших тулупах, пропахшие рыбой и соляркой.
— Рынок снегоходов давно стал другим. У нас есть чистокровные «утилитарники» – рабочая техника для хозяйственных нужд. Есть многостаночник «Варяг 550», одинаково эффективный и в лесу, и в поле, мощные «суперпроходимцы» «Тайга Барс 850» и «TAYGA Patrul 550 SWT», для которых бездорожья просто не существует. Любители драйва и скорости предпочитают стремительную «Атаку», а рыбацкое сердце греет одно только название нашего мини-снегохода-трансформера – «Рыбинка». Эту машину можно перевозить в багажнике автомобиля и собирать самостоятельно, без каких-либо специальных инструментов и знаний. Наш Tiksy, вопреки стереотипам о снегоходах как о чисто мужской технике, оценили активные, живущие полной жизнью женщины. Модель легка в управлении, проста в обслуживании и очень эффектна. А теперь у нас есть продукт и для самых маленьких. Мы решили, что первая в жизни машина должна быть простой, недорогой и безопасной. «Тайга РМ Рысь» таким и получился. Это полноценный снегоход стоимостью 70 тысяч рублей. Детям он очень нравится. Это видно на тест-драйвах по их блестящим и восхищенным  глазам.
— Вы возвращаете детство из-за компьютеров на улицу?
— И не только детство. Все больше людей покупают нашу технику для туризма, загородных «покатушек», отдыха на природе. Возьмите друзей, пару снегоходов – и на дачу! Поверьте, великолепные выходные вам обеспечены.
— Сами вы ездите на снегоходах?
— Да, конечно.
— По желанию или по работе?
— Это неразделимо. Мне очень нравится ездить, и я должен это делать. Необходимо испытывать технику, сравнивать ее с аналогами, понимать преимущества. Бенчмаркинг помогает совершенствовать продукцию, и я точно могу сказать, что выпускаемые сейчас снегоходы «Русской механики» соответствуют уровню мировых брендов.
— Как вы принимаете решения? Долго обдумываете, просчитываете или действуетеинтуитивно?
— Я человек осторожный, поэтому, как правило, серьезные решения обдумываю долго. Формирую списки плюсов и минусов, взвешиваю их и только после глубокого анализа начинаю действовать.
— Ваша ошибка стоит компании больших денег. Вы ошибались?
— Да. Я думаю, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а потом ошибки – это опыт. На таком рынке безошибочных действий быть не может, потому что нет однозначно правильного ответа. Покупатели разные и по-разному реагируют на наши продукты. Это накладывает отпечаток на продажи. И бывали случаи, когда по факту оказывалось, что решение было ошибочным. Промахи я переживаю тяжело, но в итоге воспринимаю их как основу для будущих правильных решений.
— Как вы поддерживаете свою работоспособность? Это постоянная работа над собой или вы в принципе человек организованный?
— Нет, пожалуй, работа над собой. У нас не бывает так, что сделал один проект и есть возможность передохнуть, а потом опять собраться. Едва ты заканчиваешь одно дело, сзади уже напирает следующее, или вовсе проекты идут параллельно. И так работает вся наша команда.


— Но это постоянный стресс. Как вы восстанавливаетесь?
— От стресса нужно отвлекаться и сосредотачиваться на чем-то другом. Помогают семья и увлечения. Я очень люблю автомобильные путешествия. Объехал все черноморское побережье, неоднократно был в Европе. Подводная охота – стопроцентный способ отвлечься от текущих дел. Ты погружаешься совсем в другой мир, а когда под водой задерживаешь дыхание и находишься уже на пределе, то организм прямо тебе говорит: «Да какие проблемы на работе? Мне воздуху не хватает – вот реальная проблема!» А горные лыжи! Какой тут стресс?! Дома отдыхаю на даче. Вернее, на ее строительстве. Если же я понимаю, что все – предел, а до отпуска еще далеко, то на время откладываю вставшее дело и поднимаюсь до уровня как минимум годовых задач. Работаю над чем-то глобальным, и это помогает мне найти решение конкретного вопроса.
— С вашим образованием, опытом и уровнем компетенции вы могли бы сделать карьеру в столице или даже за рубежом. Почему остались в Рыбинске?
— Этот вопрос я для себя решил давно, еще когда ездил в Штаты по программе обмена студентами. Тогда было повальное очарование заграницей, все искали пути, как бы остаться. Мне было интересно побывать, посмотреть, сравнить, но жить всегда хотелось здесь. Что касается столиц, то да, такие варианты рассматривались. Но я родился в Рыбинске, здесь родина, и здесь можно делать бизнес и быть успешным.
— А что нужно, чтобы быть успешным?
— Необходимо понять основную идею, модель вашего бизнеса: что он дает покупателям, и на чем вы зарабатываете? Важно быть последовательным в своих действиях и упорным в ежедневной работе. А, достигнув очередной поставленной задачи, тут же ставить следующую.