Артем Молчанов, мэр Ярославля: не чувствую себя здесь чужим • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Артем Молчанов, мэр Ярославля: не чувствую себя здесь чужим

В ноябре прошлого депутаты муниципалитета Ярославля избрали мэром города Артема Молчанова. Артем Владимирович Молчанов официально вступил в должность мэра Ярославля 11 ноября 2022 года. За полгода уже сложилась команда, у мэра появилось четкое видение не только проблем города, но и их решение. Сегодня мэр города Артем Молчанов — гость нашей традиционной рубрики «Большой разговор».

Артем Молчанов родился 17 октября 1979 года в городе Кирове.
В 2001 году окончил Кировский филиал МГЮА по специальности «Юриспруденция». Во время учебы работал юрисконсультом в общественной организации «Юристы за справедливость».
С 2001года — юрисконсульт юридического отдела Управления муниципальными землями администрации города Кирова, с 2003 года — начальник отдела по управлению имуществом, заместитель начальника, начальник управления (комитета) по делам муниципальной собственности города Кирова.
В 2010 году окончил Кировский филиал Волго-Вятской академии госслужбы по специальности «Финансы и кредит».
С февраля 2011 года по сентябрь 2015 года работал в должности заместителя руководителя управления, затем был назначен руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области.
С 2015 года возглавлял Правовое управление ФАС России.
С 17 января 2022 года — заместитель председателя Правительства Ярославской области. Курировал департамент имущественных и земельных отношений, департамент охраны окружающей среды и природопользования, департамент лесного хозяйства, департамент объектов культурного наследия, инспекцию административно-технического надзора. На эту должность пришел по приглашению главы Ярославской области Михаила Евраева.
Женат, воспитывает сына.

Артем Владимирович, вы приехали в Ярославль в январе 2022 года работать по приглашению тогда врио губернатора Михаила Евраева. А решение стать мэром — ваше или вам сделали предложение?
Да, действительно меня в Ярославль
пригласил Михаил Яковлевич Евраев, с которым мы вместе работали в Москве, в Федеральной антимонопольной службе, но никакого прицела на мэра не было. Я переехал в Ярославль, чтобы работать в должности заместителя председателя Правительства Ярославской области. Курировал вопросы охраны объектов культурного наследия, имущества, природопользования, лесного хозяйства. Но у каждого заместителя председателя правительства, помимо блока вопросов по отраслевому принципу, была и территориальная ответственность. Я курировал города Ярославль, Ростов и Переславль.

Вникли в проблемы Ярославля в должности заместителя председателя правительства и выбор пал на вас?
Отчасти так. В июне 2021 года с должности мэра Ярославля ушел Владимир Волков, и начали подбирать кандидатуру. Отвечая за Ярославль как заместитель председателя правительства области, я достаточно глубоко проникся проблемами, которые волновали жителей, и хорошо представлял, что делается в Ярославле и какие вопросы нужно решать срочно.
Правильно я вас поняла: должность мэра вам предложили занять?
Отвечу так: это было командное решение. У губернатора области крепкая и работоспособная команда, и все решения принимаются совместно.

Какие ощущения вы испытали, войдя в кабинет мэра Ярославля? Уютно ли вам в этом кресле? Не у всех ваших предшественников просто складывалась жизнь, после того как они покидали этот кабинет.
Да?! Не задумывался. Это мой ответ на вопрос. Хороший удобный рабочий кабинет. Тени предшественников меня не тревожат, это точно. Много было у меня разных кабинетов в последнее время. Могу сказать только одно: я здесь ничего не менял. Ремонт не делал. Других забот хватает. И вообще, никогда не начинаю с ремонта в новом кабинете.

Не секрет, что ярославцы не особенно жалуют во власти приезжих. Как вы к этому относитесь? Или для вас это не имеет значения?
Я родился в Советском Союзе, это была огромная страна, сейчас я живу в России, это очень большая страна, которую я всю объездил. Я нигде не чувствовал себя чужим — я в своей стране. И в Ярославле я себя чужим не чувствую.

А насколько вы самостоятельны в принимаемых решениях? Или обязаны все вопросы с областью согласовывать?
Если речь идет о вопросах внутри города, то, конечно, решения принимаются самостоятельно, здесь. Но не стоит забывать, что Ярославль — это столица области, и многие проблемы необходимо решать вместе. Само главное — все решения принимаются с учетом мнения жителей. У нас есть координационные и экспертные советы, общественные советы, которые также могут оказывать влияние на принимаемые решения.

А как изменилось ваше видение городских проблем по сравнению с тем периодом, когда вы работали в области?
Конечно, стало глубже. И погружение происходит в каждом направлении. Но в целом я не ошибся в видении проблем Ярославля.

Какие проблемы вы считаете основными?
Уборка, точнее, я бы сказал, организация уборки города. Благоустройство. Развитие и содержание территорий. Освещение. Транспорт. Инфраструктура. Строительство как жилищное, так и коммерческое. Одна из проблем — организация дорожного движения. Много жителей муниципального района работают в Ярославле. Въезды в город и выезды испытывают большие нагрузки, особенно в утренние и вечерние часы. Необходимо регулировать транспортный поток. А в перспективе проработаем реорганизацию дорожного движения, с учетом строящихся домов. Постараемся для финансирования приглашать самих застройщиков.

Губернатор Михаил Евраев пообещал ярославцам третий мост через Волгу и Карабулинскую развязку. Вы уже вникли в эту проблему, реально ее решение, на ваш взгляд?
В этом году мы начали проектирование, но скажу сразу, что без федерального бюджета этот вопрос нам не решить. Так что все будет зависеть от финансирования, от федеральных денег.

Какие задачи вы ставите перед социальной сферой?
Образование — одна из важнейших социальных сфер. Родители должны иметь возможность выбирать детские сады и школы, расположенные рядом с домом, вне зависимости от того, к кому эти объекты относятся. Перед нами стоит серьезная задача — сделать доступным дошкольное и школьное образование. Для этого необходимо строить школы и детские сады. У нас 69 тысяч школьников, из них 14 тысяч учатся во вторую смену. Это не правильно. Сейчас идет активная работа на стадии проектирования, в течение пяти лет мы решим эту проблему. В 2023-м году закончится строительство школы на улице Пашуковской на 1100 мест, начинаем строительство еще двух школ — на Московском проспекте на 1100 мест и на улице Большой Федоровской на 500 мест. На последней подрядчик уже пришел к работе.
В Ярославле продолжается использование школы современной техники в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» и создание технопарков «Кванториум», а также развитие современной библиотеки.
Еще один важный вопрос — строительство детских садов. В этом году, осенью, сдадим детский сад на улице Малой Норской на 280 мест. «Коробка» будущего детсада уже полностью готова. Завершаются работы по кровле. В процессе — устройство вентиляции, инженерных сетей, установка окон. В мае подрядчик приступит к внутренней отделке, облицовке зданий, благоустройству территории, установке уличных игровых площадок. Также уже заключены муниципальные контракты на поставку мебели и оборудования. Возведение общественных объектов стоит на особом контроле, так как это является выполнением поручения Президента РФ Владимира Путина. В 2024-м году начнется строительство детского сада на Тутаевском шоссе на 330 мест.


Зимой ярославцы жаловались на то, что город плохо убирается.
Я с этим категорически не согласен. Я ходил много пешком зимой, да и сейчас хожу, и могу заявить, что город убирается. Просто зимой идет снег… А вы хотите, чтобы снега не было? Мэрия отвечает за уборку межквартальных проездов, дорог первой, второй, третьей категории. А что касается прилегающих территорий, то за их содержание отвечают владельцы зданий. Мы уже начали штрафовать и наказывать за ненадлежащий вид тротуаров. И все-таки наша главная задача – выстроить такую систему, чтобы город был всегда чистым. Это очень актуальный вопрос. Такой же, как состояние дорог.

А что можете сказать о работе общественного транспорта?
Летом по Ярославлю начнут курсировать 600 новых автобусов. Ярославцы достойны ездить на новом, безопасном и комфортном транспорте. В апреле-мае завершается конкурс на поставку автобусов, и я думаю, что проблему с общественным транспортом нам удастся решить.

Ярославцев волнует качество самих дорог.
Работу, начатую в прошлом году, продолжим весной и летом. Уже стартовали конкурсные процедуры для частных подрядчиков. В список также включены объекты 2022 года, где был выполнен ремонт с нарушениями. Договоры с недобросовестными подрядчиками были расторгнуты и применены штрафные санкции. С середины апреля мы начали ямочный ремонт горячим асфальтом. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» капитально ремонтируем дороги. Прежде всего, будем обращать внимание на качество ремонта дорог. В частности, будем оборудовать ливнёвки, а при благоустройстве территорий — отвод воды, чтобы вода не скапливалось и чтобы не было луж ни на дорогах, ни на тротуарах. На Ленинградском проспекте ведется фрезеровка старого покрытия. Обновим дорожное полотно от улицы Волгоградской до Строителей. На этом участке планируется расширение дороги до четырех полос, создание заездных карманов для общественного транспорта. Также будет выполнен ремонт дублеров, тротуаров, заменены ограды и знаки. Это завершающий этап ремонта Ленинградского проспекта. Основные работы подрядчик намерен провести до конца весны. Всего по программе «Безопасные и качественные дороги» в 2023 году обновим 16 улиц и выполним ремонт 41 проезда к учреждениям.

Как часто у вас проходят приемы, и на что больше всего жалуются ярославцы?
Приемы проходят регулярно, человек по 15-20 приходят. Организуем встречи и в районах города, которые проходят в администрациях районов. Получается живой разговор, где поднимаются самые острые вопросы. Многие вопросы, которые требуют более детального разбора, берутся в проработку. А жалуются ярославцы на все, чаще всего на благоустройство, на плохие дороги, на отсутствие освещения. Кстати, в этом году мы намерены серьезно решить вопрос с освещением: 10 миллионов рублей выделено на решение этой проблемы. Так что не только площади и центральные улицы, но и отдаленные микрорайоны засияют.

Программа по расселению аварийного жилья в Ярославле продолжится?
В 2022-м году мы начали заселять новый дом на Труфанова, построенный специально для расселения аварийного жилья. Получилось экономически выгодней, чем если бы мы купили квартиры на рынке недвижимости. В этом году завершается проектирование трех новых домов в Заволжском районе. Сейчас в городе начала реализовываться программа по расселению аварийного жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Удалось ли вам установить отношения с местной бизнес-элитой, как сейчас модно говорить, а по-простому с ярославскими предпринимателями?
Считаю, что да. Хотелось бы большей активности от ярославских предпринимателей. Власть открыта для сотрудничества. Наша задача — создать условия для бизнеса, снять административные барьеры. Как я уже сказал, мы планируем активизировать строительство, причем как жилищное, так и коммерческое, и социальное. На сайте есть все площадки. Конкурсные условия понятны и прозрачны. Так что ждем инвесторов.
Сегодня мы делаем ставку и на активную молодежь, которая стремится в предпринимательство. Встречался с ребятами, которые уже выиграли грантовую поддержку своих идей. Один из проектов — цикл мероприятий по развитию молодежного предпринимательства «Я в деле». Это уроки предпринимательства по самым различным направлениям, интенсивные курсы подготовки, рассчитанные на два месяца. Окажем начинающим предпринимателям информационную поддержку. У предприимчивой молодежи много идей. Например, о современной навигации трамваев. Молодой графический дизайнер предлагает свою визуализацию. Ее плюс в том, что указаны там не только остановки, но и главные достопримечательности и ориентиры. Поручил управлению транспортом выбрать пилотный маршрут, где можно было создать новую визуализацию.


А какие новые проекты планируете воплотить в Ярославле в ближайшее время?
Сегодня необходимо разработать проект благоустройства Которосльной набережной. И мы начали это делать, и, что очень важно, будем разрабатывать его совместно с Российской академией художеств. Мы встречались с президентом академии Зурабом Церетели и договорились о конкурсе проектов, который уже стартовал.
Нам необходимо комплексно развивать оба берега реки — сделать естественным пешеходный путь от Стрелки до Толбухинского моста и в обратную сторону. Противоположный берег — до храмового комплекса в Коровниках также будем обустраивать. Сейчас мы собираем все проекты, которые были подготовлены за предыдущие десятилетия. Будем их изучать и объединять единой концепцией.
А еще в Ярославле может появиться вертолетный комплекс как часть масштабного благоустройства Которосльной набережной. Летом вертолеты часто садятся в Ярославле на пустырь возле КЗЦ «Миллениум» и колеса обозрения. Это единственное место для взлета и посадки в центре города. Инвесторы предлагают там обустроить круглогодичную вертолетную станцию с диспетчером, ограждениями и охраной.
По проекту на Которосльной набережной может вырасти до пяти взлетно-посадочных площадок. В том числе подъезды для размещения вертолетов типа Ми-8, которые работают в санитарной авиации, правительственных и деловых поездках. Сегодня городской департамент градостроительства также прорабатывает там создание причала, административного здания вертолетного комплекса и кафе.

Как бы вы определили особенность Ярославля?
Это большой культурный центр с древней историей. Здесь много музеев, театров, здесь активно снимается кино. Но это и современный город с развитой промышленностью. Это очень привлекательный для туристов город, и наша команда будет делать все возможное, чтобы в Ярославле и жить было комфортно, и отдыхать приятно. И, конечно, чтобы в Ярославле были рабочие места с достойной заработной платой.

Ярославль — крупный туристический центр. Что нового мэрия предполагает сделать в этом направлении?
«Золотое кольцо» сегодня — это маршрут культурно-познавательного туризма. Ярославль, как и другие города «Золотого кольца», участвует в федеральных проектах и программах по туризму. В планах — создание единого информационного туристического ресурса, где собираются все значимые события городов, входящие в маршрут «Золотого кольца», а также кафе и рестораны, гостиницы, музеи и все то, что привлекает туристов. Такие услуги оказывает наш туристско-информационный центр Ярославля.
Ярославлю есть что предложить туристам: исторические и художественные музеи, первый русский театр, первый в России зоопарк ландшафтного типа, частные музеи, творческие мастерские, промышленные экскурсии, а также множество интересных и вкусных собраний.

Сейчас мы готовимся к новому туристическому сезону и вместе с экспертным советом по развитию туризма обсуждаем новые проекты привлечения туристов в город. Есть проекты, которые можно воплотить в жизнь в ближайшее время. Например, приветственные зоны — места, где можно отдохнуть во время прогулок по Ярославлю. Также к этому сезону можно создать новые фотозоны в Ярославле. Мне понравилась идея сделать их по мотивам фильмов которые снимались в Ярославле. А их, как мы знаем, множество! В Ярославле уже есть успешный пример такого посвящения — фильму «Афоня». Думаю, многим ярославцам придутся по душе такие фотозоны.

Мэр — фигура публичная или это хозяйственная должность, на ваш взгляд?
Не знаю, что больше, что меньше. Наверное, должен быть баланс.

Спасибо. Удачи Вам!

Текст : Ирина Ваганова
Фото: пресс-служба мэрии Ярославля