Банковский бизнес и онлайн-сервисы правовой помощи • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Банковский бизнес и онлайн-сервисы правовой помощи

Наталья Кешенкова
Кандидат экономических наук по специальности «Финансы, денежное обращение
и кредит», мастер МВА, эксперт портала о банковском бизнесе bankir.ru.

Сегодня, российские банки видят перспективы в экосистемах, так как они помогают привлекать новых клиентов и активизировать существующих клиентов, собирать больше данных о поведении клиентов, увеличивать средний чек и частоту транзакций, повышать лояльность и вовлеченность в бренд и многое другое.

По мнению ЦБ РФ, «экосистема – это построенная на основе данных о клиентах совокупность сервисов, позволяющих пользователям в рамках единого процесса получать широкий спектр продуктов и услуг (Доклад ЦБ РФ для общественных консультаций: «Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы»).

Стоит заметить, что на российском рынке финансовых услуг обозначились 2 основных подхода к построению экосистемы: традиционный подход с выстраиванием партнерской сети вокруг банка и комплексный подход, в котором банковское приложение становится единым окном для всех сервисов. По мнению специалистов, традиционный подход преобладает, но комплексный дает лучший опыт, так как подразумевает целостный пользовательский опыт (банк не просто предлагает товары и услуги на выгодных условиях, а сам является провайдером сервиса, предоставляя клиенту площадку для выбора и покупки товара). Одним из примеров комплексного подхода является подписка «СберПраво», которую можно купить не только за денежные средства, но и за бонусы «Спасибо» в рамках программы лояльности Сбербанка. Проект «СберПраво» реализуется в рамках соглашения о сотрудничестве между Сбербанком и федеральной палатой адвокатов России. По мнению экспертов, для адвокатов такого рода платформы должны стать дополнительным средством реализации их профессиональных компетенций и площадкой для эффективного дистанционного взаимодействия с доверителями на платной основе, что не умаляет классической формы оказания юридической помощи при очной встрече адвоката и его доверителя.
Ведь высокие технологии – это вспомогательный инструмент в юридической работе, который приобретает особое значение в условиях распространения цифровых форматов гражданского оборота.

Стоит заметить, что в своей повседневной деятельности банки применяют различные цифровые платформы для решения вопросов правового характера, в том числе интересен развивающийся сервис «Цифровой нотариат». (Единая информационная система нотариата (далее – ЕИС), разработанная и созданная Федеральной нотариальной палатой.) Именно на этой цифровой платформе появляются новые возможности для граждан и бизнеса, инновационные инструменты и сервисы — все то, что сегодня называют «электронным», или «цифровым нотариатом». Кроме того, с помощью ЕИС нотариата стало возможным создание как суперсервисов на портале «Госуслуги», например — «Утрата близкого человека», так и развитие комплексных цифровых проектов, например, «Электронная нотариальная доверенность», оперативный розыск наследства на банковских счетах и т.д. ЕИС обеспечивает оперативный обмен данными не только между нотариусами, но и в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, в которой электронными партнерами нотариата являются такие организации, как: Центральный Банк России Федерации, Центральный каталог кредитных историй, Министерство внутренних дел РФ, органы ЗАГС и т.д.

Публичные сервисы ЕИС помогают выявлять поддельные нотариальные документы, и, таким образом, формируется защищенная и доверенная цифровая юридическая среда, а значит, снижается риск мошеннических действий и обеспечивается стабильность гражданского оборота России.