Берегите клоунов • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Берегите клоунов

Как же все-таки сложно разговаривать с ним про клоунов! Только про клоунов.

Беседа с художественным руководителем Ярославского цирка Станиславом Трахтенбергом все время норовит убежать в сторону. Про то, что творится в мире сегодня и что было вчера. Про закрытый мост через Волгу и великолепного «старичка» Lincoln Town Car, что стоит под окнами его квартиры на Красной площади. Про детей, внуков и политику…

Но меня просили про клоунов.

Речь об удивительной коллекции Станислава Геннадьевича. Их много, и они совершенно разные. Есть клоуны-интеллигенты, клоуны-романтики, клоуны-нахалы. Печальные философы и беспардонные задиры, но все без исключения добрые. Живут они везде – в специально приобретенных для них витринах (тут самые ценные, просто произведения искусства), более демократичные теснятся на полках, ютятся на тумбочках и пуфах, выглядывают из-за мебели.

Свою коллекцию я начинал с нуля, – рассказывает Трахтенберг. – Самого первого привез из поездки в Лиссабон, хотя к этому моменту у меня уже была пара-тройка клоунов. Но решение начать собирать пришло именно в Португалии.
Со временем о коллекции узнавало все больше и больше друзей и многочисленных родственников. Люди творческие, они путешествуют по всей планете и, увидев забавного человечка, просто не могут пройти мимо. Покупают, везут через полмира – к Трахтенбергу, на Красную площадь.


Не все ведь знают, что заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Ярославского цирка Трахтенберг – это лишь вершина айсберга? Станислав Геннадьевич – цирковой в третьем поколении. Династия в свое время была знаменита на всю дореволюционную Россию, а потом снискала популярность и у советской публики.

– Мой прадед имел мельницы в Петербурге и послал сына, Михаила Трахтенберга, в Америку продавать зерно, а тот купил там на вырученные деньги иллюзионную аппаратуру для фокусов и вернулся домой уже артистом иллюзионного жанра, – рассказывает Станислав Геннадьевич. – Мой отец с малых лет работал артистом. После войны, дослужившись до подполковника, строил цирк в Кисловодске. Косыгин тогда в сочинском цирке сделал замечание Фурцевой: «А почему в Кисловодске нет цирка?». Она вызвала моего отца: «Надо строить цирк»». Так он стал почетным гражданином этого города. Затем строил первый цирк шапито на 4000 мест для гастролей советского цирка в Кувейте (Иран).
Ну а я с малого возраста работал артистом, потом администратором, режиссером, директором. По линии матери среди моих предков – писатель Куприн. Ее отец, Михаил Максименко, держал зверинец с надписью во весь фасад: «Демонстрируется крокодил». Моя мама Таисия, сама еще маленькая девочка, выносила этого крокодила на подносе – ведь это был еще детеныш.
Директор, администратор – призвание Станислава Трахтенберга. Много лет он работал в Прибалтике – возглавлял гастролирующий цирк шапито «Янтарь». Таллинн, Вильнюс, Калининград сменяли друг друга, встречая привозимых на гастроли звезд советского цирка, – Олега Попова, Никулина и Шуйдина, Филатова, Волжанского, Игоря Кио.

Для артиста любого уровня гастроли в Прибалтике – мечта и радость. В советские времена это была уже без малого заграница, Европа. Условия жизни – прекрасные, продукты великолепные в изобилии, развлечения в свободное время почти европейские. Этот «западный мир» заставлял всеми силами стремиться познакомиться с «королем Прибалтики», как тогда за глаза именовали Станислава Трахтенберга, и попасть в его программу.

Слава его в цирковых кругах была достойна национального героя – его знало все руководство Таллина, Вильнюса, Риги. Ключ к разгадке такой популярности – умение найти подход к любому человеку, неизменный юмор (всегда кстати и «в точку»), идеальный порядок в цирке, такой милый сердцу любого жителя янтарного берега. Прибалты – народ, требующий особого подхода, а он как никто мог его найти.


Каждый клоун в его коллекции – это память. Пластмассового «Никулина» ему подарил сам Юрий Никулин. Неваляшку «Попова» – лично Олег Попов. Фарфоровый клоун «Карандаш» приехал из Великобритании, где случайно нашелся в антикварном магазине. И с самим Карандашом – Михаилом Румянцевым – Трахтенберг тоже работал.

– Я смотрю на своих клоунов и мысленно отправляюсь на несколько десятков лет назад, – рассказывает хозяин коллекции. – С каждым из них связаны приятные воспоминания, самые интересные моменты моей жизни.

Однажды, гастролируя в Лиссабоне, в самый разгар холодной войны, «солнечный клоун» Попов и «звездный директор» Трахтенберг оказались «на территории потенциального противника» – на американском авианосце, куда их пригласили восхищенные моряки. Потом на пару объяснялись в родном консульстве. Но все обошлось благополучно – что с них, цирковых, возьмешь! Уже больше 20 лет Олег Попов живет в Германии, но с Трахтенбергом они по-прежнему друзья!

Есть замечательная история про Юрия Никулина. Дело было в Вильнюсе. Последние, прощальные гастроли Никулина в качестве артиста цирка было доверено провести именно ему, Станиславу Трахтенбергу. Он в то время курировал Прибалтику и уже много лет проводил гастроли цирковых и эстрадных звезд в вильнюсском Дворце спорта.

Никулин вместе с супругой Татьяной прибыл в город на собственной машине. Вместе с ними путешествовала и любимица семьи – собака. Трахтенберг сделал все, чтобы обеспечить успешное проведение гастролей, – подготовил зал, апартаменты в лучшей гостинице города… Но в последний момент выяснилось, что в гостиницу с домашними животными нельзя. Нельзя, и точка. Даже если это собака Юрия Никулина. Весь свой административный талант Трахтенберг бросил на то, чтобы решить вопрос. Сердце выдающегося директора не могло смириться с несправедливостью в адрес великого русского артиста. Он даже мэра города подключил, но в гостинице уперлись: «С собакой нельзя». И шепотом объясняли: «Кругом ведь иностранцы!».

Выход Станислав Геннадьевич, само собой, нашел: непритязательные Никулины заняли частную, обыкновенную двухкомнатную квартиру. И ни разу великий клоун и его супруга не выразили недовольства, ни единой бытовой претензии. Но битва за Никулиных и их собаку навсегда осталась в памяти Трахтенберга.


Станислав Геннадьевич мечтает о создании музея для своих клоунов. Давно бы мог выделить им место в Ярославском цирке, но потеряются они там, на фоне настоящих артистов. Создатель музея «Музыка и время» Джон Мостославский предлагал свое помещение. Но уютно ли будет клоунам на фоне антикварных граммофонов, часов и колокольчиков?

Что стоит опытному администратору создать музей? Отвечает честно: «Просто не доходят руки. Хотелось бы, чтобы нашлись люди, которые имеют желание и возможность создать музей клоунов в Ярославской губернии». Клоунам нужен отдельный дом, где будут шутить и веселиться, рассказывать тысячи искрометных историй. Там всегда будет много детей и взрослых. Место, где всегда будут улыбки. Место, где клоунов будут беречь.