Большой Коллекционер • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Большой Коллекционер

img_2793-edit

Пожалуй, трудно найти в Костроме человека старше 25 лет, кто не слышал бы фамилию Коробов. А все, кто так или иначе по работе был связан с мэрией, быстро переходили на аббревиатуру «БК». Борис Константинович Коробов возглавлял Кострому 14 лет, с 1989 по 2003год. Но, если спросить про то время, рассказывать он будет не про хозяйственные неурядицы, а про исторические места, культурные фестивали, спасение памятников и открытие галерей. Борис Коробов – поистине увлеченный коллекционер, собравший сотни предметов, тесно связанных с историей города.

Борис Коробов обладает самой большой частной коллекцией фотографий старой Костромы – более 10 тысяч единиц хранения, самой большой частной коллекцией художественных произведений костромских художников – 268 работ. В его собрании – огромный видеоархив и множество вещей музейного значения, таких, как чаша из Успенского собора Костромского кремля (его, кстати, сейчас восстанавливает уже известный Ярославлю меценат Виктор Тырышкин), макет двуколки Михаила Романова, набор медалей к юбилею г. Костромы и многое другое.

Ярославль в Костроме
С нашим героем связана целая эпоха жизни Костромы. Любовь к своему городу он подтверждает не только словами, как многие «официальные патриоты», но и делами. Не случайно его проект, размещенный на сайте кострома100.рф, назван «Костромичи: взгляд через столетие». Помните строчку из «Гамлета» в переводе Бориса Пастернака? «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?» Собирая бесценные свидетельства жизни людей в любимом городе, БК сохраняет эту хрупкую, уже готовую исчезнуть, связь между столетиями.

Коллекции, принадлежащие бывшему градоначальнику, весьма разнообразны: от картин, фотографий и воспоминаний до вполне себе понятных и больших штуковин. Например, часть фермы Николаевского железнодорожного моста из Ярославля, фрагмент оригинальной колонны памятника Ивану Сусанину и чугунная задвижка величиной с нашего коллекционера. Все эти экспонаты нашли свое место прямо на улицах города. Стоят они на небольшом расстоянии друг от друга, между улицами Горная и Чайковского. И вот уже рядом шумят многочисленные группы туристов, внимающие рассказам гидов.

БК, безусловно, гордится всей своей коллекцией, но, когда он рассказывает про спасенный им фрагмент фермы «Николаевского» моста, чертенята в его глазах так и прыгают! Ведь благодаря ему в Костроме сохранилась часть истории Ярославля, к сожалению, уже потерянная для столицы «Золотого кольца».

А чем же этот мост был так примечателен?
Мост строили «путиловцы» к 300-летнему юбилею Дома Романовых. Летом 1913 года Николай II с семьей лично приезжал на его открытие в Ярославль. Поэтому мост и называли «Николаевским». Фамилия машиниста, которому доверили вести первый паровоз через мост, была Романов. Более того, говорят, что последний состав, пересекший мост перед демонтажом, вел потомок того самого Романова. А на памятной табличке есть фотография моста целиком – поистине ажурного сооружения.

img_2749

Как же эдакая махина оказалась в Костроме?
Когда я узнал, что мост разбирают и сдают в металлолом, сердце так и перевернулось. Думаю, надо спасти какую-то часть, чтобы потомки увидели, какие невероятные конструкции делали русские мастера на Путиловском заводе. Посмотрите, какие клёпки: не одно столетие простояли и еще нас переживут! Тогда я уже начал собирать все, что связывает царскую семью и Кострому, поэтому решил, что здесь самое место такому импровизированному памятнику. Ведь мы – колыбель династии Романовых.

Думаете, ярославцы теперь жалеют, что не оставили себе этот кусочек истории?
Несомненно! И уже приезжали заинтересованные люди, спрашивали. Но на улице Горной стоит единственный уцелевший фрагмент. На что пошел остальной переплавленный мост – кто теперь знает?!

А чем примечателен вот этот объект уличной экспозиции?
Это чугунная задвижка с настоящим бронзовым шпинделем. Ее изготовили на Семеновском арматурном заводе, и более века она регулировала подачу воды, поступающей в водопровод Костромы. В городские трубы через нее утекло столько воды, и ее пили сотни тысяч костромичей! Подумалось, что будет правильно сохранить задвижку на память потомкам.
А финский гранит остается…

img_2672

Как в вашу коллекцию попала гранитная колонна от разрушенного памятника?
Она пролежала в укромном месте до 1972 года. Мы нашли ее случайно на улице Мясницкой, а затем перевезли на хранение на территорию ДСУ. А поскольку в головах была идея восстановить памятник первому из Романовых, казалось: колонна может снова принести пользу городу. Когда Ельцин приезжал в Кострому, решили разместить ее на центральной площади. Вроде и президенту показать, а возможно, и получить субсидии на восстановление памятника.

Не дали денег?
Не дали Ельцина подвести туда: его визит был очень кратким. Колонна так и осталась на площади. Когда началась реконструкция «сковородки» (центральной площади города – прим. авт.), ее попросили убрать. Отправили на реставрацию, но на камнеобрабатывающем предприятии колонну тоже вечно держать не могли. Предлагал новому руководству города и области снова выложить ее на «сковородке», но ответов не получил. Так что место ей нашлось только тут. Теперь колонна ждет своего часа, верю, что дождется! Градоначальники и губернаторы меняются, а финский гранит остается!

А вот этот бюст Михаила Романова на металлической колонне?..
Это напоминание о не доведенной до конца задаче. Мы провели гигантскую работу по восстановлению памятника! С помощью созданного Фонда 400-летия Дома Романовых по старинным фотографиям были восстановлены все образы и силуэты. В масштабе один к трем был отлит бюст Михаила Федоровича. На самой площади провели раскопки. Восстановили фундаменты, а это 25 буронабивных свай и ростверк на 100 тонн бетона. Надеялись поставить полную композицию к 2013 году – к 400-летию Дома Романовых. Но тут сменился и губернатор…

Мне казалось, что Игорь Слюняев (губернатор Костромской области с 2007 по 2012 гг., ныне сменил фамилию на Албин и работает вице-губернатором в Санкт-Петербурге. — прим.ред.) всячески поддерживал все, что связано с царской фамилией. Нет?

Было сказано, что мы не успеем получить все согласования на субсидии из Москвы по празднованию 400-летия в Костроме, и работы свернулись. Председателем в фонд был назначен свой человек, а позже развалили и сам фонд. Чтобы проделанная работа вовсе не пропала, я решил поставить в одном месте хотя бы масштабированные элементы памятника. Но полной копией эту композицию не назовешь…

img_2710

Но в оригинальном памятнике у основания колонн, преклонив колено, стоял Иван Сусанин?
Да, и полноценный макет с ним я передал в музей. А здесь сделали такой барельеф. С найденных останков Сусанина были сняты слепки черепа. По ним антрополог и специалист СМЭ восстановили его внешность. И уже с этой модели сделали отливку в металле. Во время раскопок были найдены обломки когда-то уложенного фундамента памятника. И если внимательно посмотрите, то у основания лежат те самые кирпичи, которые держали самую первую колонну на площади.

От Конан Дойля до Романовых
В юности антикварные вещи кажутся старым мусором. Но годам к 40 приходит осознание важности наследия. Исторического, культурного, да и просто наследия жизни обычных людей, которые жили здесь до тебя.
Для Бориса Константиновича все началось с подаренного ему альбома о праздновании в Костроме 300-летия правления Дома Романовых. По молодости лет альбом был обменян на дефицитные тогда издания Конан Дойля и Жюля Верна. А потом наш герой стал старше и сильно сожалел об этом. Поэтому, увидев у букинистов точно такой же альбом, он, не задумываясь, его купил. Так была заложена основа коллекции, связанной с царской фамилией.

Летом 1993 года, по инициативе коллекционера, который тогда был главой города, в Костроме состоялся грандиозный культурный фестиваль «Вехи». На территории Ипатьевского монастыря, того самого, где послы Земского Собора просили 16-летнего Михаила Федоровича Романова принять царствование, поставили великолепную оперу «Жизнь за царя». Колыбель династии Романовых, как теперь называют Кострому, посетили потомки царской фамилии, а в Дворянском Собрании города прошел всероссийский съезд потомков дворян. Тогда же Патриарх Алексий II благословил создание Фонда празднования 400-летия Дома Романовых для восстановления разрушенных памятников и святынь.
В 1990-х годах были рассекречены архивы, связанные с визитом царствовавших особ в Кострому в 1913 году, однако доступ к ним был сильно ограничен. И тогда градоначальник запланировал выпустить альбом «Кострома глазами императора», чтобы показать, как готовились к приезду царя. Совместно с архивистами и музейщиками удалось собрать огромную коллекцию, посвященную Костроме того периода.
Многое не вошло в книгу, особенно фотографии о повседневном быте горожан. Да и в собственном архиве БК было собрано немало снимков, связанных со значимыми событиями города в конце XX века – начале 2000-х. Чтобы материал не пропал, возникла идея объединить все в фотоальманах жизни Костромы начала века.

img_2767

Оказалось, что многим костромичам эта идея буквально греет душу – ведь, пожалуй, в каждой семье есть маленький кусочек фамильного прошлого. Черно-белые, выцветшие, с обтрепанными краями фотографии не просто хранят память о близких нам людях, но и иллюстрируют историю любимого города не хуже исторических мемуаров. Уже увидели свет два первых тома издания «Костромичи: взгляд через столетие», готовы макеты двух последующих. Выпуск новых томов идет на средства, вырученные от продажи уже опубликованных. Меценаты выкупают издания для поддержки идеи. В Костроме считается хорошим тоном иметь в своей библиотеке это издание. И, конечно, книги присутствуют во всех городских библиотеках.

Как обычно, денег на выпуск всегда не хватает, а материалов становится все больше и больше. На сайте кострома100.рф, БК выкладывает фотографии как из его архивов, так и присылаемые костромичами. И так история становится достоянием, которым наш герой щедро делится с нами. Этим летом в областном музее-заповеднике открылась экспозиция истории Костромы, все экспонаты которого переданы коллекционером музею в дар.

У этой «издательско-просветительной пирамиды» нет прочных финансовых основ, но вот что у нее точно есть – это любовь и поддержка горожан, а также неиссякаемый энтузиазм и безусловный патриотизм БК. Бориса Коробова, увлеченного Большого Коллекционера, и, пожалуй, Благодарного Костромича, которому, уверена, потомки еще не раз скажут спасибо.

текст: Ольга Ефлова | фото:  Вячеслав Самосудов