Бренды всероссийского масштаба • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Бренды всероссийского масштаба

Ярославцы всегда умели добиваться успеха. Недаром вся Россия слагала легенды о знаменитой ярославской предприимчивости. Даже Александр Дюма считал наш провинциальный городок удивительным краем, где живут «архимиллионеры». Впрочем, наибольшей известности в масштабах страны достигли не местные негоцианты, а расторопные ярославские крестьяне, покидавшие родные пенаты ради сияния столиц. Кем они были – коммерсантами «от сохи» или финансовыми гениями, авантюристами или столпами империи? Так или иначе, «бренды», созданные нашими талантливыми земляками, в рекламе не нуждались, а иные из них на слуху до сих пор.

Водка с крестьянской фамилией
Москва и Петербург помнят немало историй о том, как уроженцы нашей славной губернии становились основателями известнейших купеческих династий. Однако самой поразительной в этом жанре остается биография водочного короля Петра Смирнова. Родившись в семье крепостных деревни Каюрово Мышкинского уезда, он почти ребенком был отправлен в Москву к богатому дядюшке – виноторговцу И. А. Смирнову. Проявляя завидную ловкость в общении «с господами», Петр выделялся среди многочисленных племянников и «свояков» хозяина и вскоре получил должность управляющего. Тут-то, по семейной легенде, и вмешалась Госпожа Удача. Рассказывали, что однажды богатая посетительница подарила услужливому молодому приказчику лотерейный билет – пустячок на счастье. Однако билет не просто оказался выигрышным, но и принес опешившему Смирнову весьма кругленькую сумму. Быль это или красивая сказка, но в 1860 году Петр Смирнов покупает винный погреб и становится купцом III гильдии.

Дальше начинается головокружительная история успеха. Именно в 1860 году царским указом было разрешено всем желающим заниматься не только выдержкой и продажей вин, но и производством «высших питий» – водок, наливок, настоек. Смирнов умело воспользовался ситуацией и одним из первых открыл собственный водочный завод. Очень быстро смирновская водка заняла ведущее место на российском и мировом рынке. К концу XIX века в Товариществе Петра Арсеньевича Смирнова работало 5000 человек, а для того, чтобы обеспечить все заказы, ежедневно требовалось 120 подвод лошадей! Крестьянский сын стал поставщиком российского императора и шведского короля. Продукцию с фирменным логотипом «П. А. Смирнов» и государственным гербом на этикетке знали в Париже, Вене и Филадельфии.

Не удивительно, что фамилия водочного магната, приносившего казне миллионы, стала нарицательной. Любители непринужденной беседы неизменно заказывали в ресторанах графинчик «смирновской». Пояснений, разумеется, не требовалось.

Рыбинская «Богемия»
C крестьянского паренька, упрямо шедшего к заветной цели, началась и история знаменитого клана пивоваров Дурдиных. В 1817 году 20-летний Иван, сын Алексеев, покинул родное село Шестихино, что в Мышкинском уезде Ярославской губернии, и отправился на заработки в Москву. Cкопив денег, он выкупился на волю и устроился в магазин Московского общества пивоваров. Наверное, здесь, за прилавком, молодой крестьянин впервые задумался о собственном производстве, но исполнения дерзкой мечты пришлось терпеливо ждать десять с лишним лет. Cо временем Дурдин, как опытный работник, был командирован на «дочернее» предприятие в Петербурге. Однако вести дела в чужом городе для москвичей оказалось накладно. Завод, на котором работал наш герой, был выставлен на продажу. Для бывшего приказчика наступил долгожданный «звездный час»…

Действовать надо было быстро и решительно. Рискнув всем, что скопил за годы службы, Иван Дурдин первым вызвался приобрести завод. Cкромный капитал не дотягивал до нужной суммы, но ярославец сумел договориться о рассрочке. Из деревни приехали брат и сыновья-подростки, сами развозившие продукцию в популярные трактиры. Уже через 3 года Дурдин не только расплатился с долгами, но и купил вторую пивоварню, а еще через 7 лет записался в столичное купечество. Сыновья Ивана Алексеевича, побывав в Европе, познакомились с опытом пивоваров Дрездена и Пльзеня. На заводах Дурдиных появилось передовое оборудование и лаборатория, где «выводились» новые пивные сорта. В год Товарищество «Иван Дурдин» выпускало до миллиона ведер пива и прохладительных напитков. Только в столице работало 12 фирменных магазинов, и даже император Александр II уважал дурдинский «Портер».

В 1870-х внук основателя династии Иван Дурдин-младший открыл еще один пивоваренный завод – на этот раз в Рыбинске, столице хлебной торговли. Новое предприятие под звучным названием «Богемия» оказалось не менее успешным. И это не удивительно: для Дурдиных Рыбинск был практически родным, а дома, как известно, и стены помогают.

Лучший чай в мире
Как видим, смышленые ярославцы делали ставку на самые ходовые товары. Однако этот нехитрый расчет не приносил бы баснословных барышей, если бы не пресловутая «ртутная кровь», заставлявшая наших земляков пускаться в дальние странствия, открывая для русского бизнеса новые перспективы и регионы. Одним из таких первопроходцев оказался Константин Попов, обративший свой взор на Китай – родину чая.

К середине XIX столетия чайный бизнес был одним из самых прибыльных в России. Благодаря развитию русско-китайских отношений, чай постепенно превращался из атрибута роскошной жизни в национальный напиток, товар повседневного спроса. Между тем, лидерство в чайной торговле мог обеспечить лишь непосредственный доступ к плантациям Китая.

Константину Попову к дальним дорогам было не привыкать. Родившись в посаде Большие Соли (ныне поселок Некрасовское), он рано осиротел, подался на заработки в Питер и в 28 лет вместе с братом Семеном основал собственную фирму по продаже чая. Минуя цепочку посредников, Попов первым в России начал «выписывать» чай непосредственно от китайцев. В начале 1860-х годов, когда русским купцам было разрешено вести дела на территории Китая, Попов арендует землю в провинциях Хубей и Фуцзянь – древнейших центрах чайной культуры. Чай, выращенный на собственных плантациях, обходился Поповым гораздо дешевле и удовлетворял самый взыскательный вкус. Продукция фирмы продавалась в 90 городах Российской Империи и по всей Западной Европе. Особенно ценился чайный сорт оолонг, который в России назвали «красненьким» – из-за густого настоя. Логотип фирмы «К. и С. Поповы» был настолько уважаем, что другие чаеторговцы нередко использовали на упаковке крупные буквы «К» и «С», чтобы привлечь внимание к своему товару.

К концу жизни Констатин Абрамович, издавший монографию о чае, слыл в России ведущим экспертом в этом бизнесе. Но главное было впереди. В 1890-х годах наследники Попова приступили к осуществлению заветной мечты – выращиванию «русского чая». На плантации под Батумом они высаживают 10 тысяч чайных кустов, привезенных из Китая, и основывают первую в Грузии чайную фабрику. Успех не заставил себя ждать: в 1900 году на Всемирной парижской выставке «русский чай» Попова получил Большую золотую медаль как лучший в мире!

Молочная империя Чичкина
Конечно, самым известным брендом, созданным расторопными ярославцами, по сей день остаются элитные Елисеевские гастрономы, ставшие для столичной публики «империей вкуса». Миллионеры Елисеевы, изобразившие на родовом гербе ярославского медведя, с гордостью хранили память о своих предках – крестьянах из села Яковцево, что под Борисоглебом.

Однако в дореволюционной России была широко известна и другая сеть фирменных магазинов, основанная Александром Чичкиным – уроженцем села Коприно Рыбинского уезда. Именно Чичкин впервые открыл в Москве специализированный молочный магазин, завоевавший неслыханную популярность. До этого в лавках продавался только сыр, а молоком торговали на рынках. Зачастую такой товар не проходил проверки или оказывался несвежим. Чичкин поставил дело иначе, предпочитая иметь дело только с авторитетными поставщиками. В 1910 году Александр Чичкин открывает в Москве собственный молочный завод, ставший одним из крупнейших и передовых молочных предприятий Европы. В сутки на нем перерабатывалось до 150 тонн молока. К 1914 году предприятия Чичкина включали в себя творожно-сметанный завод, маслозаготовительные станции в Сибири и почти сотню магазинов по всей стране.

Фирма «А. В. Чичкин» была гарантом качества, а безупречный стиль работы персонала, облаченного в белоснежную униформу, был эталоном сервиса. Кстати, подготовке кадров Чичкин уделял огромное внимание, разработав собственную методу «воспитания деловитости» в сотрудниках. В эффективности этой педагогической системы трудно усомниться. Не случайно в 1930-е годы бывший миллионер Чичкин был возвращен из ссылки, став консультантом наркома пищевой промышленности Микояна. Говорят, что на исходе XX века некий японский бизнесмен упорно разыскивал наследников Чичкина, желая выписать им чек на 2 миллиона долларов. По свидетельству прессы, японец утверждал, что опыт расторопного ярославского молочника, применявшийся на японской фирме, стоил гораздо дороже.