Человек, который всего добился сам • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Человек, который всего добился сам

Андрей Щенников начинал строить свой бизнес в кризисном 1998 году. По словам предпринимателя, тогда это его ничуть не смущало. Просто понимал, что нужно рискнуть, чтобы выиграть. Ведь начинать приходилось с нуля. Ставка оказалась верной: сегодня группа компаний «Водяной» – среди лидеров сантехнического рынка Ярославля.

Андрей Щенников генеральный директор группы компаний «Водяной»
Родился 12 декабря 1974 года в г. Ярославле в рабочей семье. С детства занимался спортом, любил играть в футбол, увлекался самбо. В 1991 г. успешно закончил среднюю школу № 29 и устроился работать на Моторный завод.
За несколько лет проделал путь от продавца до руководителя сантехнического магазина, а в 1998 году вместе с партнерами открыл свой первый магазин сантехники под названием «Водяной». Сегодня группа компаний «Водяной» – это 6 магазинов в Ярославле и области, оптовая и розничная торговля сантехникой, монтаж и сервисное обслуживание.
Андрей Щенников активно занимается общественной деятельностью, возглавляет совет округа Фрунзенского района, является членом партии «Единая Россия», в 2012 году баллотировался в муниципалитет Ярославля.
Андрей Николаевич женат, воспитывает дочь и сына. Увлекается рыбалкой. Вместе с дочкой коллекционирует марки.

Андрей Николаевич, перед интервью я знакомился с вашей биографией в Интернете. Вас называют «человеком из народа, который сделал себя сам». Насколько образ, созданный СМИ, соответствует действительности?
Пишут правду: я сделал себя сам, и никто мне в этом не помогал. Мне не было еще 10 лет, когда трагически погиб мой отец, – в этот момент детство закончилось. Как старший в семье, я старался во всем помогать маме по хозяйству и особенно в воспитании своего младшего брата. Денег в семье постоянно не хватало, и я охотно брался за любую работу: дворником, грузчиком. А после окончания школы устроился на Моторный завод.

Работал старательно, потому что понимал всю ответственность за маму и брата. Но зарплату начали задерживать, и я вынужден был искать новое место. Мне предложили пойти продавцом в магазин сантехники, я понял, что это шанс достичь чего-то в жизни. Согласился и оказался прав.

За 2 года я проделал путь от продавца до заместителя генерального директора магазина. Мы были среди первых в городе, кто занялся оптовой продажей сантехники, я развозил товар по магазинам и ЖЭКам. А когда начался кризис, предложил друзьям начать работать на себя. В 1998‑м мы открыли свой первый магазин сантехники под названием «Водяной».

Наш первый магазин располагался на Московском, 125, несколько лет спустя, он вырос в группу компаний «Водяной», занимающуюся не только продажей сантехники, но также сервисом и монтажом. А тогда, в 98‑м, накануне открытия мы сами делали стеллажи под товар из ДСП, а утром вставали за прилавки. Сегодня в организации работает около 400 человек.

Как в кризис вы набрались смелости открыть свой бизнес?
Дело было не в смелости, просто жизнь не стоит на месте, и я понимал, что нужно уметь рисковать. К тому же я знал изнутри, как устроен магазин сантехники, мог оценить возможные варианты развития событий. Единственное, из-за чего переживал, – опасался подвести своих напарников.

Мы открывались осенью – это разгар сезона, к тому же в Ярославле работало всего 2 или 3 сантехнических магазина, рынок был свободен. Мы ездили к партнерам в Москву, придумывали дизайн стендов, выбирали, как лучше расположить товар на витрине. В общем, подошли со всей ответственностью. На нашей стороне было и то, что даже в сложной финансовой ситуации люди не перестают покупать сантехнику. Можно отказаться от покупки автомобиля, квартиры или, например, одежды. Но продукты питания и сантехнику покупать будут всегда. Так что кризис нам был не страшен.

Каким был первый «Водяной»?
Небольшой магазин площадью 20 квадратных метров. Еще 15 метров занимал склад. Но обороты росли, мы постепенно увеличили площадь до 100 метров, начали открывать филиалы. Сегодня у нас есть все: от эконом-сегмента до дорогой сантехники, в сети 6 магазинов, и каждый из них работает со своим ассортиментом. А недавно мы открыли один из первых в городе интернет-магазинов.

Спустя 15 лет, когда вспоминаете то время, что-то хотели бы сделать по-другому?
Могу с уверенностью сказать, что 15 лет назад гораздо проще было открыть магазин, почва для бизнеса была благоприятнее. Не было сильной конкуренции, стены между ярославскими предпринимателями. Сегодня мы ввозим товар напрямую из-за границы, с российских заводов, являемся официальным дилером и предлагаем такие же условия, как Москва. У наших бизнесменов есть странное, но принципиальное убеждение: не покупать сантехнику у ярославских поставщиков – все ездят в столицу. А там не могут понять, почему мы не можем договориться между собой.

Как вы оцениваете позиции «Водяного» среди конкурентов?
По бюджетной сантехнике мы компания номер 1 в городе, если не считать федеральные сети. Зато «Водяной» – это чисто ярославский бренд, не из столицы или соседнего региона. Поэтому работая и развиваясь здесь, мы пополняем своими налогами городскую казну.

Расскажите, как вы подбираете людей?
У нас есть кадровая служба, чьей непосредственной задачей является поиск сотрудников. Так что подбором я практически не занимаюсь. В компании есть давно сложившийся костяк, порядка 70–80 человек, с которыми мы работаем давно. Это сила и гордость компании. Ребята работают, стараются, самореализуются – в общем, не стоят на месте.

За что вы можете уволить человека?
Увольняю, если вижу, что сотрудник плохо относится к покупателю. Если оскорбит, обслужит спустя рукава. В этом плане я очень жесткий человек. Мы предоставляем услуги населению, это наша главная задача и источник прибыли для всей компании. И эти услуги должны быть первоклассными, а покупатели – довольными.

Какую мотивацию для своих сотрудников вы считаете основной?
Есть определенный прожиточный минимум в городе, нужно умножить его в несколько раз и держать получившуюся цифру в голове. Уровень зарплаты должен позволять человеку чувствовать себя комфортно, тогда и на работе он будет думать о работе, а не о чем-то другом. Материальная мотивация – это главное.
Помимо оклада, должны быть ежемесячные, квартальные, годовые премии. Чтобы каждый сотрудник понимал: сделал лучше – получил больше. Но все эти механизмы бесполезны, если у человека не лежит душа к сантехнике. Если он не болеет за дело, то не будет приносить компании доход.
Бесспорно, нужна возможность расти профессионально. Если человек проявит себя хорошим продавцом, становится старшим продавцом. Дальше – руководителем секции, и вверх по карьерной лестнице. Масштаб компании позволяет.

Насколько сильно вы делегируете полномочия своим заместителям?
Основной круг вопросов решаю сам, но в каждом магазине есть директора, они имеют возможность самостоятельно принимать решения. Невозможно все процессы удержать в одних руках, потому и нужны профессионалы, которым доверяешь.

В мире бизнеса есть человек, к советам которого вы прислушиваетесь?
Я до всего дохожу сам, развиваюсь и ищу информацию. Сейчас получаю высшее экономическое образование, но не «для галочки». Просто по жизни я практик, и в определенный момент понял, что мне не хватает теоретических знаний. Потому и пошел учиться.

Вы называете «Водяной» социально-ориентированным магазином. Что вкладываете в это понятие?
Мы всегда представляли эконом-сегмент, у нас можно купить запчасти к старым смесителям, прокладки для кран-букс, лен, сальниковую набивку. Для интереса загляните к конкурентам и постарайтесь найти эти вещи у них. У нас работает система скидок для ветеранов, инвалидов, малоимущих. Для тех, кому это действительно необходимо, есть бесплатная доставка.

Знаете, все люди рождаются одинаковыми, но у всех жизненная ситуаци складывается по-разному. Важно всегда помнить об этом, не отодвигать на второй план, на потом. Я регулярно езжу в детские дома, встречаюсь с представителями различных общественных организаций. Всем помогаем по-разному, но главное – помогаем.

Не так давно вы помогали организовать поездку ребят из детского дома Ленинского района на море. Расскажите о своих ощущениях.
Мы участвовали в организации отдыха ребят на Черном море, в Анапе. Ребятишки вернулись довольные, привезли мне подарок (показывает «каменное» яблоко). Ездили всем коллективом – воспитатели и 27 детей от мала до велика. Самому младшему 5 лет, старшему – 18. Во время отдыха ребята посетили несколько экскурсий, выходили на рыбалку в море, искупались в вулканической целебной грязи. А самые яркие впечатления остались от посещения аквапарка. Я рад, что у них есть положительные эмоции, приятно, когда они взахлеб рассказывают, что случилось, кто что пережил, на каких аттракционах был. Они счастливы, и это многого стоит!

У ребят есть цель в жизни – это самое главное. Ведь если цели не будет, можно сказать, что человек пропал, а у ребят глаза горят!

Вы можете сформулировать свои правила успешного ведения бизнеса?
Их 3. Во‑первых, нужно всегда жить по принципу «сказал-сделал». Взял товар у поставщика – рассчитайся, обещал – исполни. Во‑вторых, зарплаты в коллективе должны быть достойными. Рядовые продавцы приносят 60 процентов успеха в бизнесе, их стоит ценить. И третье: команда должна быть дружной, тогда вы сможете вместе свернуть горы!

Андрей Николаевич, почему вы решили баллотироваться в муниципалитет Ярославля?
Я просто хочу, чтобы наш город менялся в лучшую сторону. Чтобы жизнь каждого горожанина становилась более комфортной, а сам Ярославль входил в число самых привлекательных для бизнеса городов России. Для этого нужны молодые и энергичные люди не только в бизнесе, но и в управлении городом. Я вижу руководителей, политиков, чьи глаза горят, – они готовы работать действительно на благо города, а это значит, что у города есть будущее. Я причисляю себя к ним, и поэтому принял участие в выборах в качестве кандидата. И мне оказало поддержку большое количество жителей округа.

Я работал, работаю и буду дальше работать в своем родном округе, где родился и вырос. Сегодня это усилия не только меня одного, это уже деятельность целого коллектива активных и неравнодушных жителей, объединившихся в Совет округа, который я возглавил. Мы решаем задачи, которые на первый взгляд могут показаться незначительными. Но с каждым решенным вопросом жизнь в округе становится чуть лучше и комфортнее.

Уверен, что помогать нужно так, чтобы люди тоже включались в этот процесс. Мы должны быть одной командой, понимать, что я не волшебник, и результат возможен только во взаимодействии. Я вижу, что жители готовы работать вместе, менять свою жизнь к лучшему. Ведь движение – жизнь. Рад, что многие это понимают.

Есть ли у вас увлечения?
Я очень люблю летнюю рыбалку, к этому увлечению меня привел отец, когда я учился еще во втором классе. Не гонюсь за результатом, не считаю себя профессионалом или фанатом рыбалки. Зато люблю в свое удовольствие посидеть с удочкой у воды, когда тепло, поют птицы, загораешь и отдыхаешь душой.

Но времени на рыбалку остается не так много. Днем я занят бизнесом, вечера посвящаю общественной работе. А выходные стараюсь проводить с семьей: у меня замечательная супруга и двое детей. Дочке 11 лет, сыну 2 года. В выходные мы ходим в кино, гуляем в парке, катаемся на велосипедах, зимой – на санках. В общем, проводим время, как обычная дружная семья!

Вам могут позвонить в 9 утра в воскресенье по делам?
Такое случается, но крайне редко. Я придерживаюсь железного правила: по выходным нужно отдыхать, иначе элементарно сгоришь на работе. Все свои дела стараюсь решать в рабочее время, но бизнес, общественная деятельность не позволяют просто выключить телефон и полностью отключиться от работы.

Расскажите, как вы проводите отпуск.
Ездим с семьей на море, купаемся и загораем, чтобы все зарядились витамином Д и меньше болели. Предпочитаем пляжный отдых в европейских и азиатских странах. И давно мечтаем вдвоем с женой отправиться в поездку по европейским городам, просто погулять, полюбоваться.

Что дают вам путешествия?
Это возможность расширить свой кругозор, узнать много нового, ведь все страны разные, и с каждой приходится знакомиться, изучать ее. Что-то берешь для себя, отмечаешь, анализируешь, набираешься опыта. Некоторые вещи я пробую применять на практике в своей компании, в своем городе. Каждая страна имеет свою изюминку, каждый народ – особенный. И это огромное удовольствие – раз за разом открывать для себя что-то новое!

 текст: Антон Будилин  | фото: Олег Токмаков