Цвет поменять, брюхо оставить!» • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Цвет поменять, брюхо оставить!»

Синебрюхов… Еще 200 лет назад эта фамилия связала Ярославский край и просторы далекой Финляндии. Именно там наши земляки – купцы Синебрюховы – открыли знаменитый пивоваренный завод, а кроме этого, собрали богатейшую в Хельсинки картинную галерею.

Существует легенда, согласно которой крестьянин села Гаврилова Петр Краснобрюхов подал прошение царю о смене неблагозвучной фамилии, на что и получил этот знаменитый ответ: «Цвет поменять, брюхо оставить!». Недавно сокровища Синебрюховых стали для нас ближе. В ярославском ресторане «Пивовар» при поддержке Национального музея Финляндии стартовал уникальный проект, представляющий копии лучших полотен из коллекции Синебрюховых и воссоздающий историю этой династии в лицах. «ЭК» поговорил с организаторами арт-проекта: председателем Совета меценатов Ярославии, предпринимателем, общественным деятелем Михаилом Крупиным и кандидатом исторических наук Марией Александровой.

«ЭК»: Михаил Львович, расскажите, как родилась сама идея создания в Ярославле национальной пивной ресторации «Пивовар»?
М. К.: Сегодня сама культура употребления пива в России находится, к сожалению, не на том уровне, на котором должна. Для многих пиво – всего лишь дополнение к, скажем, вечернему футболу. Этот напиток несправедливо недооценен в нашей стране и в Ярославле, в частности. А ведь именно в Ярославской губернии зародилась одна из самых прославленных династий. Именно отсюда родом были известнейшие пивовары – Дурдины.
М. А.: Сама традиция пивоварения уходит своими корнями в глубокую древность, во времена Древнего Египта. Вплоть до XIX века пиво считалось привилегированным напитком, если можно так выразиться. К примеру, крестьянам на Руси разрешалось его пить только по большим православным праздникам.
М. К.: И сегодня хочется вернуть этому прекрасному напитку (в особенности сваренному по традиционным рецептам Дурдиных и Синебрюховых) принадлежащий ему по праву статус. Ведь главное, что нужно ценить в пиве, – это его вкус. Этой цели служит, к слову, и пивной фестиваль, организованный рестораном «Пивовар» в апреле этого года в лучших европейских традициях проведения таких мероприятий.

«ЭК»: Следующий вопрос, наверное, Мария, к вам. Свою коллекцию произведений искусства Павел Синебрюхов собирал на протяжении всей жизни. Что значили для него эти картины? Кто помогал ему в таком непростом деле?
М. А.: Мне бы, в первую очередь, хотелось отметить тот факт, что династия Синебрюховых сыграла не последнюю роль в становлении промышленности Финляндии. В 1819 году уроженец Ярославской губернии Николай Петрович Синебрюхов основал в Хельсинки собственный пивоваренный завод, тем самым положив начало истории финского пива. Неслучайно среди самых знаковых фигур своей страны финны называют 3 имени: Александра I, давшего Финляндии автономию, Владимира Ленина, давшего ей независимость, и Николая Синебрюхова, стоявшего у истоков финской промышленности. Наследники Николая Синебрюхова преумножили семейный капитал. К пивоварению добавились судостроение, химическое производство, операции с недвижимостью… Вскоре русские купцы стали самыми богатыми людьми в Финляндии.

Однако последний представитель знаменитой династии – Павел Синебрюхов – был не только талантливым предпринимателем, но и страстным поклонником живописи. Всю свою жизнь он посвятил коллекционированию произведений искусства, став владельцем богатейшего собрания картин и предметов старины.
На создание этой коллекции Павла Синебрюхова вдохновила супруга – очаровательная актриса шведского театра Фанни Гран. Покорив сердце русского промышленника, она покинула сцену в зените славы и посвятила себя любимому человеку. Обладая тонким вкусом, она обожала все прекрасное и артистических привычек не оставляла.

После свадьбы чета Синебрюховых отправилась в путешествие по Европе, посещая лучшие музеи Старого Света. Именно тогда Фанни познакомила мужа с полотнами великих художников, подсказав идею собственной картинной галереи. Не жалея сил на поиски шедевров, Синебрюховы в результате украсили интерьер своего особняка творениями прославленных мастеров XVI–XVIII столетий. «Я экономлю место и средства только для самого лучшего»,  – писал Павел Синебрюхов своим арт-дилерам.
Помимо полотен великих художников, коллекцию Синебрюховых составляли портретные миниатюры, фарфор и антикварная мебель. Их особняк, возведенный близ пивоваренного завода, напоминал гостеприимный дом-музей. Счастливый брак Павла и Фанни длился более 30 лет. Пережив супруга, госпожа Синебрюхова завещала бесценную коллекцию в дар Финской Республике. Ее щедрый вклад стал основой для Музея зарубежного искусства, получившего имя русских купцов Синебрюховых.
М. К.: В ресторане «Пивовар» есть небольшой уютный зал на первом этаж комплекса, посвященный именно Фанни Гран – блистательной актрисе, верной жене и создательнице бессмертной коллекции Синебрюховых. Говорят, артистические привычки сохранились в манерах и обиходе этой удивительной женщины вплоть до старости. К ней нередко заходили как знаменитые, так и нуждающиеся актеры, и сегодня в «Кабинете Фанни Гран» воссоздана атмосфера театральной богемы начала XX столетия.

«ЭК»: Как проходила подготовка и реализация арт-проекта?
М. К.: Все вместе заняло больше года. Этот уникальный российско-финский проект не смог бы быть реализован без помощи и содействия Национальной галереи Финляндии. По предложению ресторана «Пивовар» специалистами финского музея были созданы копии лучших полотен из коллекции cинебрюховского музея.
М. А.: Сегодня шедевры финской коллекции представлены в особом зале «Синебрюхов», расположившемся на втором этаже ресторанного комплекса. Здесь вас ждет гордость и слава Синебрюховского музея – парадные портреты эпохи «густавианского барокко» и лиричные творения великих голландцев. Изюминкой коллекции стали полотна прославленных мастеров – Хальса, Ван Дейка и Рейсдаля. Есть здесь и свой Рембрандт – знаменитый «Читающий монах», пополнивший коллекцию cинебрюховского музея благодаря меценату Ялмару Лидеру, потомку ярославских дворян Мусиных-Пушкиных. С картинами их коллекции Синебрюховых связано много интересных историй. Например, «Портрет Жана Мэя» кисти Жана Дамьена Кула: Павел Синебрюхов, став обладателем этой картины, совершенно правильно предположил, что изначально это был парный портрет (мужчина на холсте изображен стоящим в пол-оборота). Коллекционер потратил больше 20 лет своей жизни на поиски второй половинки этой картины. И в результате нашел! Сегодня «Портрет Жана Мэя» и «Портрет Евы Рэй» представлены как в галерее Финляндии, так и в ресторане «Пивовар», вместе.
Синебрюховский художественный музей по сей день располагается на уютной улочке в Хельсинки, в купеческом особняке у старой пивоварни. Однако для того, чтобы познакомиться с музейными коллекциями нам, ярославцам, необязательно ехать так далеко.

«ЭК»: В одном из залов ресторана также представлены портреты представителей династии Дурдиных и Синебрюховых. Расскажите, как шла работа над этой частью проекта?
М. К.: Да, действительно, премиум-зал «Династия»  погружает нас в страницы биографии знаменитых купцов‑пивоваров. В рамках нашего проекта создана уникальная портретная галерея, где на основе сохранившихся фотографий и исторических документов впервые предпринята попытка представить историю купеческой семьи в лицах. Здесь перед нами и основатель династии Синебрюховых – Николай Петрович, и его брат Павел, преумноживший семейный капитал в десятки раз. Рядом – младшее поколение клана, оказавшееся талантливым по-своему: Николай Павлович – храбрый морской офицер и наш герой – Павел Павлович, прославившийся как знаменитый коллекционер.
М. А.: Династией Синебрюховых портретная галерея «Пивовара» не ограничивается, рассказывая о коллегах и земляках финских предпринимателей – пивоварах Дурдиных. Этот род тоже выходит корнями из Ярославской губернии, начавшись с крестьянского паренька из села Шестихино, сумевшего стать владельцем собственного предприятия в столице. Иван Дурдин располагал двумя заводами собственной пивной лабораторией, а среди его постоянных клиентов числился сам Александр II. Своих ярославских корней пивовары никогда не забывали и честь семейного имени ценили превыше всего. Внук основателя династии, Федор Дурдин, стал автором записок по истории своего рода, а Иван Дурдин-младший прославился не только основанием нового завода в Рыбинске, но и благотворительной деятельностью на своей малой родине. В интерьерах зала «Династия» воссозданы не только портреты, но и фотолетопись знаменитой семьи Дурдиных. В поиске фотографий «Пивовару» помогал Рыбинский музей-заповедник, предоставивший копии уникальных снимков конца XIX – начала XX столетия.

«ЭК»: Что было основной целью, «двигателем» данного проекта?
М. К.: Главное – это желание воссоздать атмосферу того славного времени. Мы наполнили залы ресторана не только копиями полотен великих живописцев, но и копиями предметов интерьера поместья Синебрюховых. Сегодня Национальная пивная ресторация «Пивовар» – место, буквально наполненное тем самым временем – временем, когда Павел Синебрюхов и его очаровательная супруга собирали свою коллекцию, путешествуя по Европе. «Пивовар» сегодня берет на себя роль рассказчика, повествуя о судьбе этой четы и погружая своих гостей в прекрасный мир живописи.

текст: Мария Александрова, Алёна Яранова  |  фото: Роман Коршунов