Девять веков в одном столетии • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Девять веков в одном столетии

5 декабря 2019 года Ярославскому художественному музею исполнилось 100 лет.

Любите ли вы рассматривать картины так, как я люблю? Как можно тише стараюсь переходить от одного полотна к другому в огромном, красивом зале музея. Вот здесь я – античная богиня, а здесь – фаворитка императора. А может, я – это крестьянка в кокошнике? Или молоденькая девушка из обедневшей дворянской семьи, которую выдают замуж за богатого старика? Страсти, переживания, любовь, разлука, идиллия… Размышления о мироздании, стремление проникнуть в вечность, необыкновенный романтизм в самых, казалось бы, обычных пейзажах. И ожидания чуда, счастья, волшебства. Вот почему я люблю рассматривать картины.

Основанный по инициативе местных художников и любителей старины в декабре 1919 года, музей шаг за шагом, терпеливо, внимательно и трепетно собирал уникальную коллекцию, в которой сегодня более 80 тысяч произведений искусства, представляющих 9 столетий! Экспозиции и выставки Ярославского художественного музея позволяют проследить, как развивалось искусство, по какому пути шло человечество в поисках прекрасного, в попытке художественного осмысления себя и своей реальности.
Гордость собрания – ярославская школа иконописи, провинциальный портрет, произведения парижского периода творчества Константина Коровина, эталонные полотна мастеров русского авангарда.

Экспозиции музея сегодня расположены в старинных зданиях, которые сами являются памятниками истории и культуры России. В древнейшем здании города, редком образце гражданской архитектуры XVII века, Митрополичьих палатах, представлена богатейшая коллекция древнерусского искусства, по которой можно проследить более чем 600-летнюю историю ярославской иконописи – от домонгольской Руси до нового времени. Самая древняя икона датируется XIII веком и называется «Спас Вседержитель».
В Губернаторском доме, построенном по указу Александра I и служившим не только резиденцией ярославских губернаторов, но и путевым дворцом русских императоров, представлено русское искусство с петровских времен до наших дней: полотна Левицкого, Репина, Мокрицкого, Крамского, Брюллова, Перова. Компанию им составляют ярославские купеческие и дворянские портреты, относящиеся к XIX веку. Восхищение у посетителей вызывают пейзажи Айвазовского, Шишкина, Саврасова, Поленова, Юона и Левитана, произведения Бенуа, Добужинского, Кустодиева, Сомова, Поповой и Кандинского. Не забыты и мастера художественных объединений: «Мир искусства», «Бубновый валет» и «Союз русских художников».

Сегодня Ярославский художественный музей – крупнейший художественный и научно-искусствоведческий центр региона. С 1996 года здесь проходят ежегодные научные чтения по проблемам изучения древнерусского искусства, посвященные памяти известного исследователя ярославской иконописи Ирины Болотцевой. Музей ведет обширную издательскую деятельность, и каждая выставка сопровождается изданием каталога.

Ярославский художественный музей – это не безмолвное хранилище сокровищ, это современные проекты, потрясающие выставки, классические балы, музыкальные салоны. Только в рамках проекта «Достояние России – россиянам» было организовано более 40 выставок икон как в городах России, так и за рубежом, где особенно любят нашу иконопись. А в рамках проекта Третьяковской галереи «Золотая карта России» были показаны в Москве шедевры ярославской иконописи, а затем эта выставка была представлена в США.
Юбилейный год в музее отмечен потрясающими выставками. Сенсацией стала выставка Архипа Куинджи. Более 40 полотен выдающегося художника, в том числе самая знаменитая его картина – «Лунная ночь на Днепре» с начала осени до середины декабря восхищали зрителей, среди которых было немало москвичей, потому что на подобную выставку в Третьяковку попасть многие не могли из-за огромных очередей. К тому же, по доброй традиции, Ярославский художественный музей по выходным дням проводит бесплатные экскурсии для всех зрителей.

Интересна и другая выставка, приуроченная к юбилею первого хранителя Ярославского художественного музея – Александра Малыгина. Он был единственным художником, который запечатлел ярославское восстание 1918 года на полотне и в красках. Правду, эту работу сразу приобрел Государственный исторический музей, а для своего, ярославского музея, Малыгину пришлось работу повторить – ее мы сегодня и видим на выставке.

Текст: Ирина Ваганова фото: Ирина Штольба