Энергосбережение и энергоаудит • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Энергосбережение и энергоаудит

Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» был принят в 2009 году, последующие 2 года ушли на отладку системы. А сегодня мы становимся свидетелями формирования нового рынка энергосервисных контрактов. «Элитный квартал» собрал за круглым столом энергетиков, представителей банковской сферы, областного руководства и муниципалитета. А также предпринимателей, заинтересованных в повышении энергоэффективности своего бизнеса.

Обсуждаемые вопросы:
• Итоги реализации федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» на территории региона
• Энергосервисные контракты как новый рынок услуг, его развитие в регионе
• Современные технологии энергосбережения, автоматизированные системы учета, «Умный дом»
• Финансирование проектов в сфере ЖКХ и энергетики, банковские предложения
• Энергосберегающие технологии в строительстве

Участники
Лукашов Андрей Иванович, первый заместитель директора
Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов
Ярославской области
Быстрицкий Владимир Степанович, заместитель директора
по развитию и реализации услуг филиала ОАО «МРСК Центра» –
«Ярэнерго»
Смоляков Дмитрий Владимирович, начальник управления энергоэффективности и энергосбережения филиала ОАО «МРСК Цент-
ра» – «Ярэнерго»
Одинцов Александр Леонидович, начальник отдела энергоаудита и энергосервисов, ООО «Энергосервисная компания»
Лопатин Григорий Юрьевич, заместитель главного инженера,
ОАО «Ярославская городская электросеть»
Суворова Наталья Александровна, заместитель управляющего Филиала ОАО Банк ВТБ в г.Ярославле
Лихачев Андрей Вячеславович, депутат муниципалитета Ярославля, предприниматель
Смирнов Александр Иванович, генеральный директор ООО «Полесье»
Дерябина Ирина Александровна, главный редактор журнала
«Элитный квартал»

И. Дерябина: Добрый день! Давайте попробуем подвести предварительные итоги работы федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» в Ярославле и области. В 1995 году Российская Федерация находилась на 11 месте рейтинга стран с самой низкой энергоэффективностью. Что изменилось с тех пор?
А. Лукашов: В сравнении с 1995 годом изменилось многое. Политика органов государственной власти в вопросах энергосбережения и энергоэффективности становилась более осмысленной. За этот период времени был принят 28‑й Федеральный закон, который действовал до 2009 года, на смену ему пришел 261 Федеральный закон. Его отличие в том, что он содержит элементы планового порядка, связанные с внед-рением новых технологий и мероприятий, с обозначением времени их реализации. Новый закон инициировал изменения в ряде других нормативных актов: от Бюджетного кодекса до Кодекса об административных правонарушениях. Все это подчеркивает комплексный характер нормотворчества в сфере энергосбережения.
Новый закон ввел целую статью в административный кодекс: фактически любое действие или бездействие, которое влечет за собой нарушение требований закона в сфере энергосбережения является административным правонарушением, что грозит ощутимым штрафом.
Чтобы говорить об итогах реализации, нужно понимать структуру обсуждаемого Федерального закона. Он содержит целый ряд позиций, обязательных для исполнения. Это касается, например, установки приборов учета, проведения энергетических обследований, энергоаудита. Это предопределило действия органов государственной власти, местного самоуправления. Усилия были направлены, прежде всего, на выполнение обязательных требований. Например, в 2010 году устанавливались приборы учета на объектах социальной сферы. Широко известная мера: из оборота выводились малоэффективные приборы освещения.
В 2012 году мы обязаны завершить мероприятия по энергетическому обследованию. Все регулируемые организации, все, кто потребляет энергетических ресурсов более чем на 10 миллионов рублей совокупно, должны пройти через энергоаудит. В ходе обследования будет намечен список мероприятий на 5‑летний период. Тем, кто финансируется из бюджета, аудит тем более необходим, ведь в законе прописано снижение объемов потребления энергетических ресурсов на объектах бюджетной сферы на 15 процентов за 5 лет.
В качестве предварительных итогов: выдерживается достаточно понятная и четкая логика действий. Диагностика состояния, определение потенциала энергосбережения ресурсов, налаживание учета и переход к «лечению», т. е практические мероприятия.
И. Дерябина: Насколько велики энергозатраты нашей страны сегодня?
А. Лукашов: Нужно учитывать 2 фактора: изменение общей структуры экономики, которая все больше смещается в сторону сферы услуг. Например, на «Красном маяке» раньше было литейное производство и, соответственно, большое потребления электроэнергии. А сейчас там гораздо менее энергоемкие офисы и развлекательные заведения.
Вторая составляющая – это работа органов государственной власти и частных предприятий по повышению своей энергоэффективности. Рост тарифов опережает темпы роста цен на выпускаемую продукцию, поэтому очевидна необходимость мер по повышению энергоэффективности. Пока наблюдается устойчивое снижение энергоемкости на уровне 2-3 процентов в год.
В. Быстрицкий: У нас есть своя программа энергоэффективности, и по этой программе до конца 2010 года мы оснас-тили необходимыми видами приборов учета свои хозяйственные объекты. С прошлого года ведется энергетическое обследование наших объектов. Так как обследование не является нашим профильным видом деятельности, мы передали заниматься этим вопросом «Энергосервисной компании».

Закон об энергоэффективности распространяется на всех потребителей, включая каждого из нас. И эффективно он будет работать только в том случае, если каждый человек дома, на работе, на даче будет экономить. Мы готовы проводить разъяснительную работу, взаимодействовать, тем более закон нас обязывает это делать. С участием правительства области с «Энергосервисной компанией» уже заключены два соглашения о заключении энергосервисного контракта на уличное освещение в Ярославле и Ростове. Так, в Ярославле из 27 тысяч светильников планируется единовременная замена 17 тысяч.

Важная особенность всех энергосервисных контрактов – это финансирование за счет кредитных ресурсов. Устаревшее оборудование единовременно меняется на более энергоэффективное. В Ярославле такая замена оправдает себя меньше, чем через 5 лет. При этом бюджет не страдает, после окупаемости контракта планируется снижение платежей за ресурс на 25-30 процентов. В Ростове мы ближе к реализации такого проекта, в ближайшее время произведем замену всех светильников в городе на светодиодные. Кстати, в нашей стране пока нет ни одного города, в котором все уличное освещение обеспечивалось бы светодиодными светильниками.
Эффективность работы с ресурсами начинается тогда, когда их можно посчитать. Электроэнергетика наиболее прозрачна: в этой отрасли самая высокая доля оснащения приборами учета.

И. Дерябина: Как на практике выглядит процесс энергетического аудита?
А. Одинцов: Энергоаудит необходим, в первую очередь, для того, чтобы компания-потребитель четко понимала, куда и в каких объемах расходуются ресурсы. Только зная это, можно приступать к конкретным действиям по совершенствованию системы.
На первом этапе мы проводим документальное обследование, оцениваем договоры с поставщиками ресурсов, рассматриваем ежемесячные платежи. После этого проходит инструментальное обследование для того, чтобы сопоставить с той информацией, которую получили на бумаге. Совокупность документального и инструментального обследования дает нам 100‑процентное понимание того, что и куда расходуется.

Следующий этап – формирование программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Разделяем мероприятия на категории по размерам затрат: малые, средние и высокие.
И. Дерябина: Как компании понять, насколько полезен будет энергоаудит?
А. Одинцов: Федеральный закон регламентирует минимальную отдачу, которую должна получить организация, проходящая через энергетическое обследование,  – это 3 процента в год.
В. Быстрицкий: Обследование позволяет оценить, насколько замена оборудования, остекления, или утепление здания позволит сэкономить ресурсы. В качестве примера хочу привести такое понятие, как интеллектуальный счетчик. Что эта технология способна дать отдельно взятому потребителю? В ближайшее время он сможет через интернет войти в личный кабинет и увидеть энергопотребление в деталях. Может быть, в какие-то часы человек забывает выключить электроприбор, или нужно изменить режим потребления и включать более емкие приборы на ночь. Счетчик также фиксирует уровень напряжения, а значит, качество поставляемой энергии.
А. Лукашов: В ходе энергоаудита мы даем себе ответы на 3 вопроса: какие ресурсы, и в каких объемах мы потребляем? сколько можно сэкономить? и, самое главное, как этого добиться? Давайте в качестве примера оценим потребление воды в помещении, в котором мы находимся. Все коммуникации находятся в исправном состоянии, потерь нет. Что сделать для того, чтобы число людей, потребляющих воду, осталось прежним, но общий объем снизился? Струя воды может быть сплошной, а может насыщаться воздухом, при этом полезный эффект остается тот же. Специальное приспособление наворачивается на кран и позволяет экономить до 60 процентов воды.
А. Лихачев: Насколько это эффективно при тех потерях, которые происходят до ввода в здание?
А. Лукашов: Для потребителя – это эффективно. Что касается производителя коммунальных ресурсов, т. е. монополиста, ему законом задано следующее: провести энергоаудит. Во время энергоаудита определяется потенциал энергосбережения и составляются мероприятия по повышению эффективности использования энергии. В обязательном порядке необходимо разработать и принять программу энергосбережения. Ресурс до потребителя должен идти по каналам, в отношении которых проведено энергообследование. Каждой регулируемой организации! Поставщик должен продумать меры по повышению эффективности использования своих ресурсов. Так действует программа работы с естественными монополиями в нашей стране.
В. Быстрицкий: Но отдельная ресурсоснабжающая организация может сделать гораздо меньше, чем все потребители вместе взятые. Не нужно сидеть и ждать, что снизится стоимость электроэнергии. Мы прекрасно понимаем, что есть инфляция и другие факторы, влияющие на стоимость. За счет снижения потребления, как правило, снижается общий объем платежей.
Всем сетевым компаниям сегодня установлен норматив на потери. Причем в рамках программы энергоэффективности задан тренд на снижение этих потерь. Это вынуждает нас использовать более эффективные методы и схемы. Если сетевые организации не вписываются в нормативы, они платят за это свои деньги. Этот принцип стимулирует заниматься снижением потерь.


Н. Суворова: Получается, что итогом энергоаудита является оценка будущего экономического эффекта при проведении рекомендуемых мероприятий по увеличению энергоэффективности предприятия. Конечной целью для компании является минимизация затрат и экономия ресурсов. Андрей Иванович, тогда возникает вопрос, какие требования предъявляются к выдаваемым энергетическим паспортам? Кто осуществляет контроль за правильностью подготовленного паспорта?
А. Лукашов: Эти правила определены Министерством Энергетики Российской Федерации. Налажена система контроля, все эти паспорта в конечном итоге оказываются в Мин-энерго. Аудиторы объединены в саморегулирующиеся организации, где паспорт и проходит одну из первых ступеней контроля. СРО выясняет, насколько аудит соответствует стандартам.
Энергоаудит в мире – элемент инвестиционной деятельности по повышению энергетической эффективности. Приходит энергосервисная компания, предлагает аудит в комплексе с энергосервисным контрактом. Компания предоставляет спектр технологий, доводит энергоемкость до оговоренных показателей, а заказчик оплачивает работу за счет экономии.
Открывается новый рынок услуг – энергосервисные контракты. Не секрет, что банковский капитал практически не инвестируется в коммунальные предприятия. Но энергосервисную компанию банки готовы финансировать, она относится к категории надежных клиентов. А сами энергосервисные компании, понимая, в какую сферу предстоит вкладывать, действуют внимательно. Таким образом, механизм инвестиций в энергоэффективность заработает.
В. Быстрицкий: Мы должны понимать, что такое энергоаудит. Это не просто «пришел инженер с приборами». Формируется методика, на уровне СРО она утверждается, и, когда паспорт прошел проверку, он вносится в государственный реестр. Это реальный паспорт, а не рекомендации.
Предприятие работает, выпускает продукцию, имеет свои затраты. Приходит энергосервисная компания, привлекает ресурс кредитной организации, обновляет оборудование. При этом предприятие не привлекает дополнительных средств в рамках энергосервисного контракта.
Н. Суворова: Принимая во внимание тот факт, что Ярославский регион является крупным промышленным цент-ром, а также требования Федерального закона, большинство компаний столкнется с необходимостью осуществления дополнительных и при этом немалых затрат.

Предусмотрено ли в рамках программы энергосбережения субсидирование процентных ставок на средства, которые будут привлекаться предприятиями в кредитных организациях?
А. Лукашов: Законодательно предусмотрено субсидирование процентной ставки из бюджета. Но в силу того, что процесс только начинается, практики такой нет. Закон принят в 2009 году, последующие 2 года ушли на создание системы. Нужно было собрать людей, наработать опыт, оценить эффект. Сейчас мы находимся на интересном этапе работы: энергосервисные компании начинают продвигать на рынке свои услуги, выходить в национальную экономику. Вместе с этим мы ждем рост количества энергосервисных контрактов в этой сфере.
В. Быстрицкий: Я думаю, что представителям банковской системы настало время задуматься о том, чтобы выделить кредитование энергосервисных компаний в особую льготную категорию. Объем предполагается очень большой, без привлечения кредитов программу не реализовать. И чем интереснее будут условия банков, тем больше будет реализовано энергосервисных контрактов.
А. Лукашов: По нашей оценке долгосрочного инвестиционного жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальные предприятия практически не получают кредитования.
Н. Суворова: Не совсем соглашусь с вашим мнением. Я считаю, что проблема не в самой отрасли ЖКХ, а в управлении той или иной компанией. Сегодня в сфере ЖКХ есть достаточно устойчивые и эффективно работающие компании, в том числе муниципальные предприятия, которые привлекают как краткосрочные, так и долгосрочные ресурсы в банках.