Этюды жизни: Михаила Шиханова-Кублицкого • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Этюды жизни: Михаила Шиханова-Кублицкого

«Молодой, но уже достаточно известный ярославский художник, чьи произведения имеют свое лицо и свой индивидуальный стиль», – так охарактеризовали Михаила Шиханова-Кублицкого наши постоянные читатели. Для более детального  знакомства с творчеством художника «ЭК» заглянул в мастерскую  на улице Лисицына, где Михаил и его брат Павел работают вот  уже 5  лет.

Художник Михаил Шиханов-Кублицкий принадлежит к новой волне российских мастеров живописи, мировоззрение и эстетические установки которых формировались на стыке тысячелетий. Постепенно от каких-то простых вещей он все ближе и ближе подходил к своему творчеству, которое искусствовед Валерий Сергеевич Шилов называет «экспрессивный импрессионизм».

Естественно, в становлении Михаила Шиханова большую роль сыграли его педагоги. «Я учился у разных преподавателей и могу сказать, что мне повезло с теми людьми, которые меня направляли в плане искусства. Это и известный ярославский художник Олег Рожков, и Валентин Кноков, и, естественно, преподаватель, научный руководитель, а впоследствии и близкий друг, профессор Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры Валерий Сергеевич Шилов», – говорит Михаил.
После окончания обучения он попал в бригаду Николая Мухина, где занимался монументальной живописью. Вместе с другими мастерами участвовал в росписи Крестовоздвиженского храма, входящего в ансамбль Толгского монастыря, часовни Александра Невского и храма Вознесения Господня в Сербии.

«Это была монументальная работа, в которой главным для меня было получить необходимые знания и колоссальный опыт», – вспоминает художник о том сербском периоде.

Вернувшись в Ярославль, Михаил занялся дизайном интерьеров вместе с архитектором Иваном Будаевым, параллельно развивая и совершенствуя свое импрессионистическое творчество, продолжал принимать участие в выставках. Вместе с ним писал картины и родной брат Павел, который тоже посвятил себя живописи.

Одной из главных совместных работ братьев стала роспись храма Рождества Богородицы в селе Григорьевском Ярославского района. «Работе в этом храме мы посвятили 3 года, писали вчетвером. Для реализации этого проекта я пригласил своего друга, художника Андрея Скорюкова и племянника Ивана Шиханова. Профессор Шилов составил иконографию. За 2 года было расписано около 700 метров стен. И еще почти год мы писал иконостас из 45 икон. Закончили эту большую и почетную работу в прошлом году».
Помимо этого, братья постоянно выезжают на пленэры за границу, где черпают вдохновение и работают над накоплением своего живописного этюдного багажа.

География путешествий впечатляет: Италия, Франция, Греция, Венгрия, Черногория, Хорватия, Тайланд, Вьетнам, Камбоджа, Индия…
«В 2006-м году я со своей будущей женой Надеждой в первый раз поехал в Италию, где был очарован красотой архитектуры и колоритом, – рассказывает Михаил. – Это была поездка по классическому маршруту: Рим – Сиена – Флоренция – Пиза – Венеция. Венеция – вообще мой самый любимый город, в котором мне всегда приятно работать».

Поделился художник своими впечатлениями и о другом творческом городе – Париже, сотканном из истории, искусства, моды, деловой жизни, уличных кафе, кабаре и, конечно же, романтики: «В августе 2010 года я работал в Париже. Днем там стояла страшная жара, а вечером становилось невыносимо холодно. Я прочувствовал на себе этот погодный контраст, пока писал этюды. Хотя работать в этом городе было одно удовольствие».

Стены мастерской Михаила – это оживающая биография его путешествий: пейзажи с золотыми закатами Европы перекликаются с натюрмортами из знойного Тайланда, берега индийского Гоа с линией отелей и хижин, такой знакомый и немного загадочный Петербург и многие другие уголки земного шара. Точность деталей этой «карты мира» не удивительна, ведь писать с натуры – достаточно серьезный и кропотливый труд, но только на «натуре» художник становится художником.

«На сегодняшний день это достаточно редкое явление, – подтверждает Михаил. – Когда я приехал в Париж, думал, что встану в ряд сотен художников, которые любуются французской столицей и пишут ее с натуры. Но на самом деле это было не так. Даже не знаю, с чем это связано. Может, кто-то стесняется, а кому-то уютнее работать в мастерской по памяти и фотографиям. В свое время мой старший брат Василий (в настоящее время протоиерей, настоятель храма Софии Премудрости Божией – «ЭК») писал с натуры виды Санкт-Петербурга.

Тогда же я получил от его творчества огромный положительный импульс и тоже попробовал поработать в подобном ключе. Да так и продолжаю трудиться в этом направлении». Планы на будущее у молодых художников одни: работать и еще раз работать. «Конечно, нам хочется развиваться. Сейчас мы рассматриваем возможность осуществления еще одного монументального проекта. Что же касается этюдной живописи, то здесь планируем как можно больше писать, ездить и рождать новые сюжеты. А в сентябре мы планируем открыть для ярославцев и гостей города двери своей новой авторской галереи», – резюмируют братья.

 текст: Евгений Мохов  |  фото: Сергей Шубкин и из архива Михаила Шиханова-Кублицкого