Евгений Урлашов: «Объединяем все силы для того, чтобы поднять город» • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Евгений Урлашов: «Объединяем все силы для того, чтобы поднять город»

Бюджет-2013 и борьба с коррупцией, новый муниципалитет и старые хозяйственные проблемы, парки и дороги: за неделю до нового года мы побеседовали с  мэром ярославля Евгением Урлашовым.

Наше последнее интервью состоялось сразу после вашей победы на выборах мэра. За прошедшие с тех пор 8 месяцев вы увидели город по-другому? Произошло переосмысление, смещение акцентов?
В моих взглядах ничего не изменилось: я знал ситуацию, сложившуюся в Ярославле, был в курсе самых острых проблем и совершенно спокойно вошел в рабочий ритм. Но есть вещи, которые меня все-таки удивили: в первую очередь, это размах коррупции, оставшийся после моих предшественников. Два примера: «Спецавтохозяйство» и «Городское дорожное управление» имели долги больше 200 миллионов рублей. Эти предприятия преднамеренно вели к банкротству, чтобы разорить и перевести в частные руки. Сложная ситуация в «Горстройзаказчике», «Горзеленхозстрое». Результаты своих аудиторских проверок мы направляем в прокуратуру и ждем расследования.

В «Спецавтохозяйстве» топливо закупалось оптом, но на 10 % дороже, чем на любой заправке. Запчасти и машины – дороже, чем у официального дилера. Схожая ситуация и на других предприятиях, принадлежащих городу. Думаете, ярославское руководство было не в курсе этих махинаций? Сейчас вся старая команда перешла в область.

Мы начали разбираться с точечным строительством: я очень хорошо понимаю жителей, которым не нравится, когда во дворе против их согласия начинают возводить многоэтажку. Как юрист, я знаю, что многие застройщики имеют полный пакет разрешающих документов, полученный при предыдущем руководстве. Мы судились, например, с компанией «Марианн Строй» по поводу точечной застройки на пересечении Ленинградского и Дзержинского проспектов, встали на сторону жителей. Но в суде застройщики представили все разрешающие документы, и сейчас мы пытаемся найти решение, которое удовлетворит обе стороны конфликта. Но ни одного нового разрешения на уплотнительную застройку я не подписал.

Новые дома порой сдают, «забыв» привести в порядок окружающую территорию. Такая же ситуация с коммерческой недвижимостью: есть объекты, построенные без разрешения, а сейчас владельцы пытаются ввести их в эксплуатацию через арбитражный суд.
Эта привычка осталась от работы с нашими предшественниками. Будем разбираться.

Вы целиком обновили команду мэра. По какому принципу брали людей на работу, и насколько они оправдали ваши ожидания?
Мне не нравился тот зашоренный, старый дух, который много лет царил в мэрии. Сейчас атмосфера заметно оживилась, в стенах мэрии появились люди, объединенные одной целью, готовые работать на результат с утра до ночи. Они полностью оправдывают мои надежды. И если будет неудача – я беру ее на себя. Но победы – это наше общее достижение.

Главная проблема на сегодняшний день – дефицитный бюджет. Каким вы видите перспективы выхода из долговой ямы?
Я хочу немного остудить пыл тех, кто видит решение всех проблем в привлечении инвестиций. К нам приходит большой бизнес, но у строящихся предприятий налогооблагаемая база для Ярославля крайне мала. Тем более что в черте города практически нет подходящих земельных участков. Да, приход крупных компаний – это стимул для развития строительного сектора: необходимы строительные материалы, сотрудники. Но есть и оборотная сторона: работать приезжают люди из окрестностей Ярославля, остаются здесь. А им нужна инфраструктура, детские сады и школы. Нужно понимать, что каждое явление имеет множество граней, а появление в городе крупных инвестиционных проектов – это не только налоги, но и серьезные обязательства.

Немногие обращают внимание на цифру 0,8 %. Это уровень безработицы в Ярославле. Мест полным-полно, люди могут устроиться в любой момент. Просто некоторые не хотят работать, предпочитают просто так получать деньги. Другие ищут более квалифицированную работу по своей специальности. Но масштабной безработицы и сотен классных специалистов, сидящих без дела, у нас просто нет.

Например, недавно открылся новый корпус «Тандема» под названием «Наша радуга». Якорный магазин там – французский «Ашан». Появились новые рабочие места, покупателей ждет еще один торговый центр. С точки зрения комфорта – это плюс. Но для налогооблагаемой базы прирост минимальный.

Я уверен, что нам удастся отстоять указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года, где в пункте 3 четко прописано, что все мероприятия по повышению заработной платы должны стать расходными обязательствами РФ и субъектов РФ. В области попытались заложить повышение для всех городов, кроме Ярославля. Я сумею защитить жителей города Ярославля от политического нигилизма. У нас железобетонная позиция, поэтому 495 миллионов рублей область должна найти в своем бюджете.

Нам говорят, что Ярославль – единственный в регионе город-донор. Что из 56,4 миллиарда рублей доходной базы, которая собирается в Ярославской области, 34 миллиарда обеспечивает Ярославль. Нам говорят: вы богатые, сами справляйтесь. Но моя позиция – нужно следовать закону.

Есть мнение, что нашему городу противостояние с областью не на пользу, и нужно встать на путь переговоров.
Я уже на пути переговоров. Я первый, кто предложил привести деньги из федерации, познакомил губернатора с министром финансов Силуановым, нашел средства для здравоохранения. Предложил работать тесно и сообща, но эти люди пришли из города, и я убежден, что в них сильно желание взять реванш. Они были удивлены, когда депутат с небольшой командой сумел разбить своего соперника, члена «Единой России», которого поддерживала вся элита. Старая команда не может понять и принять, что идет обновление и омоложение. Я готов к переговорам, но когда атакуют нас, буду защищаться и никогда не согнусь. Кстати, с большинством промышленной и предпринимательской элиты я нахожусь в хороших деловых отношениях, мэрия помогает им. А они помогают городу.

Как вы оцениваете новый муниципалитет? Насколько он работоспособен?
Время покажет. Уникальность ситуации в том, что у нас в муниципалитете образовалось сразу 6 фракций. Для нашей страны ситуация исключительная.

«Единая Россия» шла как партия обновления, и я считаю, что там действительно появились новые, молодые и самодостаточные люди. У них есть свое мышление, и не всегда партия может повлиять на них. Нескольких кандидатов от «Единой России» я поддержал на выборах, потому что, в первую очередь, смотрю на человека, а не на партию. А тех, кого поддержал, я очень хорошо знаю.

На выборах я старался поддерживать в той или иной степени все партии. Это касалось коммунистов и «Справедливой России», «Яблока» и «Единой России», а также независимых кандидатов, которые позже организовались в «Гражданскую платформу». При помощи секретаря президиума генсовета «Единой России» Сергея Ивановича Неверова нам удалось получить 600 млн. рублей на расселение ветхого и аварийного жилья. В общей сложности федерация выделяет области около миллиарда на 3 года, 600 тысяч из них идет Ярославлю. Плюс столько же дает субъект федерации, и столько же должен найти город. Такие вложения позволят нам сделать серьезный рывок в расселении ветхого и аварийного жилья. Это конкретный, ощутимый, положительный результат, который гораздо больше интересует людей, чем партии и политические баталии.

В новом муниципалитете сложился воинствующий блок реваншистов. Этих людей немного, но их действия хорошо видны. Они целенаправленно критикуют нашу работу – пусть продолжают в том же духе. Мы сейчас в сложной ситуации, и меня гораздо больше интересует, как я найду 20 тонн топлива на уборку снега. Обращаться к депутатам не буду, это в данный момент бесперспективно. Вместо того чтобы заниматься делом, они проверяют, какие ручки и фломастеры мы закупаем, обсуждают, сколько километров проезжают чиновники на служебных машинах. Это мелочность и слабость.

Муниципалитету нужен свой аппарат?
Я 8 лет был депутатом и работал без аппарата. Делал поправки, справлялся сам. Виктор Владимирович Волончунас, к примеру, всегда был против аппарата, пока был мэром. Но стал депутатом и резко поменял свою позицию. На мой взгляд, некоторые депутаты слишком торопятся.Вообще-то, органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти. Популизм депутатов пройдет, когда они наберутся опыта, когда вникнут в сложности. Пока этого не произойдет, я буду справляться сам. Но заниматься обучением депутатов ни я, ни моя команда не должны. Вдумайтесь: мои заместители, руководители департаментов и управлений по 7 часов проводили на встречах с депутатами. Сколько всего полезного они могли сделать за это время!

До весны не так много времени, снова самой острой проблемой станет качество дорог.

Мы исследовали уже сданные дороги и нашли участки, которые не проходят по 5 параметрам из 6. Например, вместо 30 сантиметров щебня положили 20, 15, или даже 7 сантиметров. Эти нарушения без внимания не оставим – будем обращаться в суд. Зимой подрядчики не смогли переделать некачественные дороги, но весной к этому вопросу вернемся. Мы специально выделяли людей, которые следили за качеством дорожных работ. Но у них нормированный рабочий день, и ночью строители оставались без присмотра. Я ездил на объекты даже по ночам, но проконтролировать все не получилось.

Может быть, весной вообще не стоит допускать к участию в аукционах те организации, которые уже проявили себя не с лучшей стороны?
К сожалению, так проблему не решить. Мы вносим организацию в черный список, но она сразу открывается под другим названием. Федеральное законодательство позволяет такие трюки. Сюда же – пресловутый 94‑й закон, который разрешает опускать цену ниже некуда, ниже себестоимости дороги. Как в этой ситуации можно качественно строить? В одночасье этот порядок не изменить.

Когда я официально вступил в свою должность, у нас практически не было проектно-сметной документации на дороги. Куда смотрела предыдущая власть? У меня только одно объяснение: «Раз мы не избираемся, значит, нам наплевать». Мы практически с нуля разрабатывали проектно-сметную документацию и даже с этой отметки сумели совершить прорыв.

Помните, был серьезный спор по дорожному фонду? Ярославль на 94-95 % формирует дорожный фонд области за счет акцизов и транспортного налога. А обратно получили мы только 4 % от этих средств. Стали бороться, сумели выбить деньги, но последние средства пришли только в сентябре. А почему раньше не дали, ведь мы сумели бы сделать больше дорог? Ответственность за это распространяется на областную власть, областных депутатов. В наступающем году мы планируем начать дорожный ремонт в мае, а закончить, как и положено, в сентябре. Нам обещают выделить порядка 350 миллионов рублей из дорожного фонда. Напомню, что губернатор заявил о том, что Ярославлю будет выделено больше – 400 миллионов рублей. Сказал – делай. Сложившаяся ситуация лучшее подтверждение тому, что губернатор должен избираться, а не назначаться, тогда он будет чувствовать реальную ответственность перед народом, а не только перед тем, кто его назначил.

Мы уже начали говорить об участии бизнес-элит в развитии города. Вы встречаетесь с директорами предприятий. Насколько получаете отклик от представителей бизнеса, готовы ли они что-то делать для города?
Да. Это очень хорошие встречи: я прекрасно понимаю, что без помощи крупных руководителей мне будет трудно. Я хочу сделать серьезный прорыв в озеленении и украшении города, с привлечением спонсоров и меценатов. И прошу бизнесменов участвовать. Мы хотим сделать подсветку Первомайского бульвара от Волковского театра до памятника Некрасову. Это будет стоить недешево, но с миру по нитке – и сможем реализовать. Надеемся на поддержку, но и сами готовы помогать в пределах своих полномочий.

Предыдущая команда активно застраивала парки, достаточно вспомнить парк Дружбы, Бутусовский парк, парк за Д. К. Добрынина, чтобы понять, что готовились и уже приступили к застройке. Мы нашли спонсоров для возрождения Бутусовского парка и других зеленых зон. При этом я стараюсь не брать деньги из бюджета.

Мы занялись вывозом старого железобетона. Строители приходили на площадки, сдавали дом и оставляли железобетонные блоки. Все это годами накапливалось. На улицах лежит строительный мусор, который старше меня по возрасту! И горожане почему-то привыкли к этой грязи. Представьте, вы делаете ремонт в своей квартире и бросили куски обоев, бочку с клеем. У вас уже ребенок вырос, а вам невдомек эту бочку отнести на помойку. Считайте, что город – это большая квартира, где лежит куча строительного мусора, и мы его начали вывозить. Думаю, что в течение года сможем подчистить весь город, в том числе уберем торчащую арматуру, на которую можно напороться и поранить себя. Работаем вместе с главами администраций, депутатами, объединяем все силы для того, чтобы поднять город.

Евгений Робертович, вы планируете участвовать в выборах губернатора?
Так далеко не загадываю, ведь решение текущих вопросов ставит меня в определенные рамки. Сейчас об этом совершенно не думаю. А если бы я для себя решил стать губернатором, скрывать бы не стал. Мы с вами понимаем, что серьезный политик, только став мэром, не станет говорить о губернаторском кресле. Надо работать на своем фронте, а вот дальше – будет видно.

 текст: Антон Будилин  |  фото: Николай Серов