В детстве наши герои пробовали заниматься разными видами спорта, но лишь в экстриме нашли свое призвание. «Эк» встретился с триалистом, слэклайнером и двумя трейсерами, чтобы узнать, как ездить на велосипеде без сиденья, сколько метров можно пройти по веревке и как относятся трейсеры к шуткам о паркуре.
В переводе с английского слово triаl имеет много значений: испытание, проба, забег, попытка и даже злоключение! Все они в полной мере относятся к такому виду спорта, как велотриал, или, простыми словами, преодоление различных препятствий на велосипеде.
Меня всегда привлекал велосипед как средство передвижения и развлечения. Чуть больше 10 лет назад я впервые увидел человека, который прыгал на месте, на заднем колесе велосипеда. Меня вдохновили его трюки, и я подошел познакомиться. Оказалось, это был триалист Евгений Литченков. Он рассказал, что триал – это преодоление препятствий на велосипеде, и, помимо прыжков на заднем колесе, можно делать еще много интересных вещей. Я тоже начал изучать велотриал. Поначалу было сложно, потому что у меня был обычный велосипед.
Главное, что нужно для занятий велотриалом, – желание. Не обязательно иметь специализированный велосипед, начинать можно на любом.
На первый взгляд, отличие триального велосипеда от обычного заключается в отсутствии сиденья, но есть и другие особенности: удлиненная база, короткие перья, высокий подъем кареточного узла. Но самое главное – очень мощные тормоза, которые работают по принципу вкл/выкл.
Из элементов экипировки в велотриале обязательна каска. А вот перчатки редко кто использует, потому что мозоли на руках натираются так же, как и без них. Начинающим триалистам я рекомендую приобрести защиту на колено и голень, ведь самая распространенная травма, когда нога соскальзывает с педали, а педаль скользит по голени. Но вообще серьезных травм у нас нет. Поскольку велотриал в нашей стране является официальным видом спорта, по нему ведется статистика, в том числе и травматизма. Согласно ей, велотриал в процентном соотношении менее травмоопасен, чем, например, футбол.
В нашем виде спорта больше статических сосредоточений, чем динамики движений. Поэтому даже в случае падения ты успеваешь сгруппироваться и бросить велосипед в одну сторону, а сам полететь в другую. Поэтому травматизма почти нет.
Падения мы не тренируем. Каждый падает по-своему. Я рекомендую детям и подросткам записываться в какую-либо секцию, где научат группироваться при падении и подготовят ОФП.
Сейчас в Ярославле порядка 20-25 триалистов: кто-то приходит, кто-то уходит, но такое количество спортсменов держится стабильно. Есть те, кто занимаются десятилетиями: например, мастер спорта Павел Борисевич, который живет в Ярославле, но выступает за команду другого города; Андрей Пасхин по профессии скульптор, но тоже не бросает велотриал; Дмитрий Струнников имеет звание кандидата в мастера спорта и сейчас живет и тренируется в Москве.
Чтобы перейти из любителей в профессионалы, нужно ездить по стране и успешно участвовать в этапах Кубка России по велотриалу. У меня такой возможности не было, я больше занимался организацией и проведением соревнований в Ярославле.
Велотриал входит в Федерацию горного велосипеда. У нас не трюковой, а технический вид спорта. В нем есть некоторые элементы, исполняя которые можно запрыгнуть на любое препятствие. Например, надо попасть на какой-нибудь куб размером метр на метр. На него можно забраться целым рядом способов: первый и самый распространенный в триале – так называемый «сайт-хоуп». Со стороны это выглядит, как прыжок вбок: мы встаем на заднее колесо, делаем резкий рывок и запрыгиваем на это препятствие боком, двумя колесами.
Еще есть элемент «крутка», когда мы подходим к препятствию перпендикулярно. На определенном от препятствия расстоянии мы начинаем вращать педали с определенной скоростью, при этом подняв переднее колесо. А в ключевой точке делаем рывок вверх. Именно за счет этого мы запрыгиваем на нужную высоту с приземлением на заднее колесо.
За последний месяц мы провели 3 соревнования всероссийского уровня. Из них 2 – в Ярославле. Одни прошли на велодроме в Дзержинском районе, а другие – на Тверицком пляже, где камни. На велодром, помимо местных спортсменов, приехали триалисты из Москвы, Костромы, Вологды и даже из Туапсе. Для проведения турниров мы всегда стараемся выбирать места с разным рельефом. К примеру, на велодроме мы использовали в качестве препятствий деревянное оборудование: кубы, бревна, брус.
Проводим соревнования и на природных препятствиях. Например, на берегу Волги, недалеко от Тверицкого, пляжа есть маленький кусочек территории, где навалены валуны, деревья и камни разной формы. Где-то в качестве препятствий, помимо камней, выступает и вода. Участникам выступать на природе сложно и очень интересно с технической точки зрения.
Я преподаю во Дворце молодежи, любой желающий может прийти туда и записаться в спортивное неформальное объединение сообщества триала. Летом мы занимаемся на велодроме, где проводим штатные тренировки, соревнования и базируем оборудование для выступлений. Начинать заниматься велотриалом можно с 8-9 лет. В этом возрасте есть и понимание требований тренера, и отсутствие страха. А вот у взрослых главная проблема в том, чтобы разрушить внутренние психологические барьеры, не бояться упасть и получить травму.
В Ярославле триалом занимаются только мужчины. Девушек нет, в отличие от Москвы и других городов.
Для занятия нужен специальный велосипед. Новый стоит очень дорого и при нынешнем курсе доллара обойдется в сумму около 70 000 рублей. Но можно найти б/у велосипед за 15 000 рублей.
Для начинающего спортсмена главное – правильная геометрия велосипеда и его небольшой вес. Поэтому лучше брать подержанный. Определяемся, исходя из антропометрии: для людей среднего роста подойдет велосипед с колесами 24-26 дюйма, для тех, кто пониже, – 20 дюймов. Это общепринятое правило, но есть и исключения.
В Ярославле нет специализированных магазинов по покупке велосипедов для триала. Поэтому мы заказываем «железных коней» в Москве, Челябинске или Питере. Хотя в большинстве случаев велосипеды собирают на заказ: отдельно рама, вилка, тормоза, обод, втулка, спицы.
В велотриале сейчас здорово смотрятся испанцы. У них это практически национальный вид спорта, как у нас дворовый футбол. Последнее время неплохо идут немцы и французы. Сейчас к ним подтягивается Китай. Мы, конечно, отстаем. В первую очередь, по причине того, что техника стоит дорого, а у нас низкая покупательская способность. В нашей стране есть много талантливых ребят, но вот финансовые возможности родителей не позволяют развить детские способности.
Перспективы у российского триала есть, хорошие школы находятся в Москве и Питере. В Ярославле мы тоже поддерживаем уровень и стремимся к тому, чтобы развиваться. Есть мечта сделать экстрим-центр не только для триала, но и вообще для всех экстремалов. Очень хочется, чтобы нам дали специальное место, и экстремальные виды спорта в Ярославле стали бы еще более доступными.
Пакуром я занимаюсь седьмой год, пришел в этот вид спорта в 14 лет. Меня привлекает его свобода, дух и идея, а также огромный простор для саморазвития. Идейный вдохновитель и отец основатель паркура Давид Бэлль как-то сказал: «Нет границ, а есть лишь только препятствия, и любое препятствие можно преодолеть».
Я бы не сказал, что в Ярославле паркур сильно развит. Есть основа, но развитие идет не такими темпами, как хотелось бы. Не хватает государственной поддержки для экстремальных видов спорта.
В летнее время мы тренируемся во дворах и на открытых площадках города с турниками, на различных парапетах. Зимой занимаемся в зале. У нас есть 2 зала: один на проспекте Машиностроителей, в клубе «Тема», второй – на Добрынина, в центре «Молодость». Еще в одном из спортклубов ребята тренируют навыки акробатики, но конкретно наши тренировки больше нацелены на перемещение. Паркур – это искусство рационального перемещения из одной точки в другую.
Паркуром занимаются абсолютно разные люди. Чаще, конечно, студенты и школьники, причем как парни, так и девушки. В последнее время много девчонок приходит на занятия. Возрастной диапазон трейсеров от 12 до 25 лет.
Паркуром может заниматься любой человек. Заниматься можно самостоятельно, используя обучающие видео из Интернета и советы более опытных трейсеров.
Если человек пришел на первую тренировку, то по опыту могу сказать, что и на вторую он тоже придет. Отсев начинается, как правило, с 3-4 тренировки. В итоге из 10 человек остаются и укореняются в сообществе от силы 2-3 человека. Большинство уходит потому, что за небольшой промежуток времени не достигают тех результатов, на которые рассчитывали. На видео, особенно когда перемещаемся, а не прыгаем сальто, все кажется не таким уж и сложным, а на деле, чтобы чего-то достичь, нужно изрядно попотеть. Прежде всего, в паркуре нужно обладать силой воли и духа, а уж потом физической подготовкой и прочими качествами. А еще неплохо иметь голову на плечах. Я бы даже это поставил на первое место.
В Ярославле есть сообщество людей, практикующих и развивающих паркур. В 2011 году мы создали некоммерческую организацию ЯРОМО «Центр паркура», для того чтобы более эффективно взаимодействовать с местными властями и органами государственной власти. Целью организации было создание благоприятных и безопасных условии для занимающихся, а также популяризация паркура в регионе. За 5 лет ее существования мы смогли добиться выделения двух залов, финансирования различных мероприятий, проводим бесплатные семинары и общие тренировки, соревнования. Даже удалось построить площадку для паркура. Но мы не хотим останавливаться на достигнутом.
В 2014 году мы сделали большой 4-дневный паркур-уикенд. Приехало около 30 участников из разных городов, мы провели для них экскурсии, показательные тренировки, соревнования. Это был серьезный шаг в развитии и популяризации паркура в городе. Конечно, мы вряд ли бы смогли организовать такое мероприятие без поддержки местных властей.
К сожалению, в нашем городе были случаи, когда ребята, оказавшиеся на стройках и крышах, разбивались насмерть или получали травмы. Это очень печально, но в данной ситуации пресса, не разобравшись в деталях произошедшего, иногда заявляла, что эти ребята занимались паркуром. Но ни один из погибших парней не состоял в нашей секции. Возможно, они посмотрели фильмы и, впечатлившись увиденным, пошли самостоятельно тренироваться наверх. Однако настоящие трейсеры Ярославля не лезут сломя голову на опасные объекты, у нас есть более приспособленные места для тренировок. Например, мы собираемся на паркур-площадке на улице Кооперативной, находящейся на территории храма. Отец Алексий с пониманием отнесся к нашему увлечению и согласился на размещение конструкций для паркура, на которых мы занимаемся, а также помог с его строительством, за что ему, конечно, большое спасибо.
Трейсеры очень дружелюбные ребята. Почти все хорошо общаются между собой. Паркур ведь объединяет схожими взглядами и идеями, а, как правило, люди тянутся к единомышленникам.
Паркур в Ярославле начал развиваться в середине 2000-х годов благодаря Александру Неронову и Александру Сафаеву. Потом начали появляться и другие ребята. Занимающиеся стали собираться в компании и работать по разным стилям и направлениям. Сейчас кто-то тренирует выполнение небольших элементов, близких к скалолазанию, кто-то работает на огромные расстояния. Одни делают упор на физическую подготовку, другие на акробатику.
Сейчас нас называют не «паркурщиками», а «трейсерами» от французского traceur – «прокладывающий путь». Также паркур имеет много названий, например, для удобства многие называют его «фриран». Это тоже уличный вид спорта без границ, но в нем, в отличие от паркура, нет начальной и конечной точек следования маршруту.
Изначально, занимаясь паркуром, мне хотелось производить впечатление на людей, а сейчас больше хочется проверить свои возможности. Для меня главное даже не элементы, а показатель моей физической подготовки. Я чувствую, что стал сильнее, могу дальше прыгнуть, быстрее пробежать или сделать то или иное движение, которое раньше было не по силам. Паркур – это хорошая проверка возможностей человеческого организма.
Я работаю инструктором в батутном центре у «Казарм», преподаю акробатику, учу ребят правильно приземляться. А тренировки по паркуру провожу недалеко от дома, возле здания госпиталя ветеранов войны. Обычно мы занимаемся втроем: я, Саша Грибков и мой ученик Назир Гасымов. Параллельно увлекаюсь и другими видами спорта: скалолазанием, слэклайном и сноубордом.
Выходя на тренировку, я поначалу полчаса разминаюсь: прыгаю, разогреваюсь, потом у меня идет заминка, где-то час я занимаюсь физической подготовкой, после чего еще и растягиваюсь. Получается так, что тренируюсь каждый день. Например, вчера у меня было свободное время, и я пошел заниматься на турнике.
Почти все трейсеры на самом деле занимаются саморазвитием. К шуткам людей о нашем виде спорта, вроде той, что «спонсор выступления паркура — институт травматологии и ортопедии», относимся с пониманием, и сами можем посмеяться на эту тему. Что же касается примет, то у меня их почти нет. Единственная – на тренировках я никогда не говорю «последний раз». Лучше сказать «крайний» или «заключительный».
Обычно я смотрю в Интернете ролики крутых трейсеров, потом пишу им в фэйсбуке и договариваюсь о встрече. Чаще всего люди отвечают, приглашают в гости. Поездив по странам, я познакомился со многими трейсерами, у которых научился полезным вещам. В поездках я не только общаюсь с единомышленниками, но и тренируюсь. Иногда из таких зарубежных вояжей делаю паркур-видео, но сейчас уже давно ничего не снимал. Вместе с моей девушкой мы объездили всю Францию, увидели много интересного. Были также в Финляндии и в Греции. И везде нам помогали трейсеры. Спорт объединяет людей.
Раньше в Ярославле проводились соревнования по паркуру, но теперь многие из основателей нашего вида спорта либо перебрались в Москву, либо обзавелись семьей и отошли от спорта. Людям становится скучно, и они, достигнув определенных успехов, не ищут путей дальнейшего развития. Поэтому мотивация совершенствоваться теряется.
Нынешнее кино о паркуре во многом не соответствует действительности. Самые лучшие фильмы в плане достоверности были «Ямакаси» и «13 район», где герои годами тренировались, прежде чем развить силу и прыгать с высоты.
В настоящее время в прессе не особо освещают паркур. Другое дело – Интернет, где можно найти любые обучающие ролики.
Сейчас много детишек занимается, поэтому сам паркур немного уходит в акробатику. Паркур молодеет, им занимаются с 13-16 лет. Как правило, эти ребята не имеют серьезного подхода к тренировкам. Им не нравится заниматься физподготовкой и развивать тело, они хотят просто попрыгать под рэпчик. Те, кто хочет заниматься, должны понимать, что паркур – не просто развлечение. Это терпение и труд. И если ты хочешь чего-то добиться в спорте, то должен что-то отдать ему взамен, иначе можешь потерять гораздо больше.
У всех новичков в слэклайне главная проблема — встать на стропу. Поначалу у меня не получилось ни встать, ни тем более пойти по веревке, но неудачи только раззадорили, и я пробовал до тех пор, пока не пошел.
В слэклайне поначалу используют обычные грузовые автомобильные стропы, которыми стягивают груз на фурах. Ширина таких строп 5 см. Натянутые стропы между опорами фиксируют так называемые «трещотки».
Техника безопасности в слэклайне похожа на альпинистскую, но есть и своя специфика. Например, важно, под каким углом надо устанавливать слэк. Если сделаешь неправильно, веревка может лопнуть, а крепящие ее железные конструкции пролететь в разные стороны над головами людей. У меня как-то был такой случай, когда весь механизм стоимостью 15 тысяч рублей в буквальном смысле свернулся в трубочку.
Есть разные виды слэклайна, например, триклайн, в нем стропа шириной 5 см, длиной 20-25 см размещается на небольшой высоте над землей. Вследствие небольшой высоты эквилибрист может обойтись без страховки. Данный вид используется как для выполнения различных статических и динамических трюков, так и для тренировки ходьбы по стропе. Кроме того, есть вотерлайн – обычный слэклайн над поверхностью воды; хайлайн – когда стропа натянута высоко над землей или водой. Родео – когда стропа практически не натягивается, и провис может значительно превышать рост человека.
Если ходишь по длинным линиям, то по технике безопасности через каждые 100 м стропа должна провисать на 3 м. В таком случае будет правильное натяжение. Недавно француз Натан Паулин и чех Данни Меншик поставили мировой рекорд в слэклайне, пройдя 1020 метров на высоте 600 м над землей.
Лазая на высоте, мы обязательно страхуемся карабинами. Это не раз выручало. Даже когда упадешь, ты сам сгруппируешься, закладываешь колено к животу, выходишь на колени и вылезаешь. Хотя, бывало, что и ребята подстраховывали.
Мне больше нравится ходить по стропе на длинные дистанции на высоте. Да, бывает страшно, но все равно я каждый раз вступаю на слэк. В Ярославле ходил над недостроенной гостиницей «Чайка», в Нижнем Новгороде – над старой 16-этажкой. Что заставляет снова подниматься вверх? Даже не знаю, мне просто нравится это делать, беру и иду, это же красиво!
Максимальное расстояние, которое я проходил на стропе, – 70 м. Максимальная высота достигала 20 м. В жизни я очень неуклюжий. Хожу, не смотря под ноги, могу чего-то не заметить. Но желание пройти дистанцию в слэклайне заставляет концентрироваться и держать баланс.
Слэклайн сейчас набирает популярность. С нами занимаются ребята из скалолазания. Сейчас к нам присоединились паркурщики и триалисты. Мы общаемся друг с другом, узнаем новое, совмещаем несовместимое. Например, ребята с велотриала попробовали на небольшой высоте проехать по слэку на велосипеде.
Заниматься слэклайном на земле может любой человек. Хотя после первого занятия почти никто не остается, все-таки наш спорт специфичный и тяжелый. Сезон у нас почти круглогодичный: на длинные линии можно ходить в любое время, на высоту тоже идем в любую погоду.
У нас особый вид спорта, требующий специфичной нагрузки и тренировок. Допустим, в том же хоккее надо знать технику и тактику игры. А здесь необходимо просто пробовать идти по слэку. Путем многократного повторения можно добиться результатов. Но дотерпеть получается не у всех.
Некоторые спортсмены сейчас прыгают на веревке, но это уже акробатика, причем нереального уровня. Она очень быстро развивается: несколько лет назад в слэклайне с трудом делали сальто, а недавно один спортсмен сделал около 200 сальто подряд, без остановки на одном месте.
Сначала в слэклайне тон задавали американцы, сейчас компанию им составили бразильцы, чехи и один эстонец. Этот вид спорта становится популярным. Например, многие биатлонисты его используют в тренировках и в повседневной жизни. Тот же Бьорндален говорит, что дома разминается на слэклайне.
Недавно мне звонил тренер по лыжам, просил летом потренировать своих подопечных. Сейчас мы хотим установить слэк в ярославском батутном центре, чтобы можно было заниматься. Наш спорт интересный и красивый. Можно выехать на природу, натянуть между скал слэк и пройти по нему. Здорово же, правда!
текст: Евгений Мохов | фото: Олег Токмаков