«Финансовый рычаг» и с чем его едят • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

«Финансовый рычаг» и с чем его едят

Любой бизнесмен знает: повысить эффективность и ускорить развитие своего бизнеса можно, используя «финансовый рычаг». В качестве такого рычага может выступать как банковский кредит, так и иные формы внешнего финансирования.

«Финансовый рычаг» – термин, означающий возможность развития компании и повышения эффективности бизнеса за счет привлечения внешнего финансирования. На первый взгляд, все достаточно просто: скажем, ваш бизнес имеет рентабельность собственного капитала – 24% годовых. Или если совсем просто: вы за свой счет купили автомобиль за 500 тысяч рублей, и ежемесячно он вам приносит «чистыми» 10 тысяч рублей в месяц, или 120 тысяч в год. Если вы привлекаете внешнее финансирование, например, под 12% годовых и приобретаете второй автомобиль, то получаете дополнительную прибыль – 5 тысяч рублей. Следовательно, рентабельность собственного капитала вырастает в 1,5 раза, при неизменном собственном капитале в 500 тысяч общая прибыль составляет уже 15 тысяч рублей в месяц. Но и это еще не все. Эксплуатировать несколько единиц техники всегда выгоднее, так как затраты на содержание отдельной единицы всегда меньше.
Многие бизнесмены зачастую придерживаются консервативной позиции и не хотят строить бизнес в долг. На мой взгляд, такая позиция заслуживает уважения, хотя и существенно сужает возможности развития бизнеса. Многих просто пугает сама процедура привлечения такого финансирования: не секрет, что один из самых распространенных способов привлечения внешнего финансирования – банковский кредит – подчас только в рекламе оказывается дешевым и доступным. Бывает и так, что предприниматель просто не верит в возможность привлечь финансирование быстро и без бюрократических преград.

Лизинг является лучшим способом привлечения внешнего финансирования. Лизинговый бизнес менее зарегулирован, значит, большинство требований к клиентам при получении финансирования возникают не из-за жесткого контроля и нормативов ЦБ, а исключительно исходя из интересов обеспеченности сделки. Лизинговая компания подчас сама привлекает кредиты банка и передает их своим клиентам, значит, может возникнуть ошибочное предположение, что такое финансирование дороже кредита. Это не так. Лизинговая компания обладает более продолжительной кредитной историей, более высоким кредитным рейтингом, у нее другие, чем у малого бизнеса, масштабы деятельности, поэтому условия ее финансирования банком всегда выгоднее, чем для представителя малого бизнеса – на те же самые 3-4% годовых, которые обычно составляют ее интерес в лизинговой сделке.

Кроме того, многие поставщики для стимулирования своих продаж делают для лизинговых компаний специальные ценовые предложения на поставку автотранспорта, техники и иных основных средств. Выгода достигает порой 10% от суммы сделки. Отсюда рождается так называемый продукт «лизинг 0%». Это реально при значительной сумме аванса и при сроке лизинга до полутора лет – в этом случае стоимость финансирования не превышает скидки, «транслируемой» лизинговой компанией на своего клиента. А клиент лизинговой компании фактически приобретает основное средство на условиях беспроцентной рассрочки. Не стоит забывать и о господдержке: например, сейчас в Ярославской области действует госпрограмма, по которой лизингополучатель получает безвозвратную субсидию из бюджета в размере половины уплаченной в виде аванса по договору лизинга суммы. А еще экономия на налогах вследствие более высокой нормы амортизации, которая достигает в совокупности еще порядка 10% от суммы контракта. Так что делайте выводы сами. Стройте амбициозные планы и воплощайте их. Если и будут временные неудачи, в этом нет ничего страшного: сильного человека они делают только сильнее.