Главный драйвер развития банковских экосистем: новые технологии • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Главный драйвер развития банковских экосистем: новые технологии

Наталья Кешенкова, кандидат экономических наук по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит», эксперт портала о банковском бизнесе bankir.ru, член редакционной коллегии журнала «Международный журнал финансов и банковских исследований».

Сегодня развитие технологий позволяет объединять все финансовые продукты, сервисы и услуги в рамках единой финансовой экосистемы. Финансовая экосистема – это логическое продолжение решения всех вопросов в режиме онлайн, в том числе с помощью мобильных приложений, чат-ботов, онлайн-помощников и т. д. По мнению специалистов, искусственный интеллект – главный драйвер в развитии экосистем банков.

Специалисты утверждают, что создание финансовой экосистемы становится важным фактором в борьбе финансово-кредитных организаций за клиента и одновременно способом повысить доходность бизнеса. Стоит обратить внимание, что для клиента важно, чтобы через одну из компаний экосистему он мог получить доступ ко всем остальным входящим в нее связанным сервисам. Экосистема дает возможность предоставлять услуги клиентам далеко за пределами банковского сектора, например, в сфере здравоохранения, строительства, образовании и других направлениях.

Возьмем для примера некий ипотечный банк. Здесь следует понимать, что потребность клиента – комфортное жилье, которое включает в себя: ипотечный кредит на покупку недвижимости, налоговые вычеты, ремонт (если это вторичное жилье), мебель и многое другое. Рано или поздно, этот спектр услуг клиент сможет получить благодаря одной экосистеме, которая объединит в себе данные сервисы.

Также формирование финансовой экосистемы стимулирует развитие долгосрочных отношений банков и страховых компаний («умное» страхование). При помощи экосистемы общая линейка банковских и страховых продуктов в определенной мере повысит удобство для клиента следующим образом: в рамках одной из страховых программ клиент сможет добавить данные медицинского обследования; клиент будет не только следить за состоянием своего здоровья в динамике, но и консультироваться со специалистами по всем вопросам, используя видеозвонки в рамках телемедицины. Сюда же можно «подключить» и возможность записи к медицинскому специалисту, и данные с носимых устройств – с фитнес-трекеров, счетчиков шагов и калорий в смартфонах. В настоящее время переход в цифровой мир стал общим трендом для всех участников рынка.
Следует подчеркнуть, что построение сети организаций, входящих в экосистему, осуществляется вокруг единой технологической платформы. Вот примеры крупнейших мировых экосистем: Google, Amazon, Facebook, китайские Tencent и Alibaba.

Специалисты выделяют три фактора для создания успешно работающей финансовой экосистемы.
Первый фактор – наличие большой базы клиентов, которые доверяют банку и могут быть заинтересованы в возможности получения различных услуг и сервисов от его партнеров.
Второй фактор – готовность банка отойти от традиционных методов ведения бизнеса. Нужно выстраивать общую стратегию развития в тесной взаимосвязи со стратегией внедрения ИТ-технологий.

Третий фактор – готовность банка вкладывать денежные средства в такие технологические решения, как облачные технологии, большие данные, электронные системы учета и т.п.
Таким образом, процесс трансформации идет и во многом зависит от правильного понимания роли финансово-кредитных организаций в жизни государства, людей и экономики.