Главный вопрос: сколько стоит государство? • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Главный вопрос: сколько стоит государство?

Мировой политический форум в Ярославле стал уже традиционным глобальным мероприятием, открывающим новый политический и деловой сезон для истеблишмента большинства государств планеты. На нем обсуждаются острейшие проблемы, в интеллектуальных схватках сходятся сторонники разных точек зрения, рождаются конкретные предложения по всеобщему развитию. Форум, безусловно, стал визитной карточкой не только Ярославля, но и России. Но немногие знают, что идея его проведения принадлежит одному человеку, нашему земляку. Это Михаил Юрьевич Мизулин.

МИХАИЛ МИЗУЛИН
Директор Центра «Высшая школа управления» Российской академии народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Родился 10 января 1955 г. в Вологодской области. С 1962 по 1972 г. учился в школе № 74 г. Ярославля. Окончил факультет истории и права (отделение правоведения) ЯГУ им. П. Г. Демидова в 1977 г., аспирантуру ЯГУ в 1981 г.; 1977-1978 – научный сотрудник, 1978-1981 – аспирант, 1981-1985 – ассистент, 1985-1989 – доцент кафедры философии ЯГУ.
1991-1995 – декан факультета социально-политических наук ЯГУ, председатель Центра региональных исследований и информации; 1996-1998 – научный сотрудник, 1998-2000 – доцент кафедры философии и культурологии ЯГУ; 2000-2008гг. – доцент кафедры политологии и политического управления Российской Академии государственной службы при Президенте РФ.
Область научных интересов – власть и право (политология права).

Михаил Юрьевич, как возникла идея форума и почему именно в Ярославле?
Можно сказать, что к кристаллизации идеи привела цепь событий и встреч. В октябре 2006 года по приглашению депутата Госдумы России Владимира Плигина и главного редактора журнала «Эксперт» Валерия Фадеева я участвовал в Пермском политическом форуме. Практически сразу после этого мероприятия вступил в интересную полемику с известным политологом Андроником Миграняном на тему, связанную с государством и системой центров власти. И фактически в это же «октябрьское время» 2006 года, приехав по приглашению сенатора Геннадия Бурбулиса в Совет Федерации на Экспертный совет по методологии реализации конституционных полномочий Верхней палаты парламента, я увидел стенд «Ярославская область – 1000 лет Ярославлю». Там перечислялись важные, но очень приземленные планы, типа замены ветхого жилья на Красном Перекопе. В моей индивидуальной ментальности, в то время в своем пределе сконцентрированной на осмыслении онтики (сущности) российской власти и ее институтов, такой план 1000‑летия Ярославля крайне занижал и упрощал картину предстоящего для города и страны события. Произошла творческая «вспышка-озарение»: нужен не политический, а государственный форум в связи с 1000‑летием города Ярославля, нужно переосмысление и реконструкция действующей и созданной российской государственности. Так родилась идея провести государственный форум, на котором «через дату» необходимо выработать образцы современного государственного мышления.

Дальше история с идеей форума нашла интересное продолжение, и вы даже получили патент…
Действительно, так. Сначала по совету юристов получил свидетельство об авторстве, зарегистрировав его в Российском авторском обществе. Но на этом не остановился. Известный в стране общественный деятель Михаил Федотов, бывший министр печати, ныне советник президента по институтам гражданского общества, порекомендовал оформить патент. Он пояснил, что в нашей судебной практике не было случая, когда иски по нарушению авторских прав принимались от гуманитариев. Патент же предполагает некоторую техническую составляющую в виде товарного знака. Именно он и подлежит защите по нашему законодательству, а не идея.
Далее, по совету декана факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах, отца Александра Салтыкова мы с художницей Ксенией Лариной разработали символ, олицетворяющий следование власти принципам справедливости и порядка. Батюшка этот символ благословил. Буквально за 10 дней да начала первой международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность» в Ярославле Роспатент сообщает мне о том, что я являюсь единственным правообладателем товарного знака «Государственный форум имени Ярослава Мудрого». Патент на товарный знак выдан и действует на территории России до 2018 года.

Власти поддержали вашу идею?
Не сразу. Мэру Ярославля Виктору Волончунасу она понравилась, он ее поддерживал, как мог, но сказал, что статус мероприятия должен быть выше муниципального уровня. На областном уровне предложение затерялось у помощников тогдашнего губернатора Анатолия Лисицына. После назначения губернатором Ярославской области Сергея Вахрукова мои коллеги и я в апреле 2008 года провели экспертный семинар в Ростове Великом, на который пригласили губернатора и изложили задуманное. Идея Сергею Алексеевичу понравилась. И так получилось, что у него вскоре должна была состояться встреча с новоизбранным президентом Дмитрием Медведевым. Не совсем этично до инаугурации было обсуждать с новым главой государства эту тему, но эксперты в один голос сказали губернатору: «Сергей Алексеевич, рискуй!». И он рискнул. Президент одобрил. Тем самым «звезды сошлись». Такое бывает очень редко, я и себя чувствую счастливым человеком. Это действительно настоящая творческая удача.
Проведение форума в Ярославле очень сильно работает на имидж Ярославля и России. Как сказал министр иностранных дел Сергей Лавров, выступая на нашем традиционном семинаре обучения губернаторов, «на крыльях Ярославля нужно дальше двигаться». Как оказалось, в министерстве давно зрела схожая идея. В итоге, это уже сейчас достаточно очевидно, сплелось много факторов, в том числе кризис 2008 года, до которого все занимались бизнесом, и никто не хотел слышать про государство. Потрясающий успех состоит в том, что теперь форум проходит с участием президента и знаковых международных политических фигур. В этом году гостями мероприятия будут президент Турции, канцлер Германии. Ранее приезжали премьеры Италии, Испании и Франции, президент Южной Кореи, представительные государственные делегации США и Китая. Это колоссальное достижение и Администрации Президента, и МИДа, и Правительства Ярославской области.

А формат проведения форума оправдан делением на теоретические и практические секции?
Абсолютно. Форум, как вы знаете, проходит по такой схеме: на 2–3 дня съезжаются теоретики-политологи. Экспертов, которые понимают, что такое государство, и в мире, и в стране очень мало; людей, транслирующих государственное мышление, тоже очень мало, а людей, которые про это еще и мыслят, еще меньше. Дальше приезжают практики. У них совершенно другое представление о том, как «живет государство». И вот эти 2 группы сталкиваются друг с другом. В третьем шаге те же теоретики говорят в своем кругу: «Все, что мы говорили первые 2 дня, нам нужно за год опять переосмыслить». В результате появляются специалисты, которых во всем мире называют «мастер государственного управления» (Мaster of Public Policy) и которые управляют не реальным, постоянно развивающимся политическим процессом, а обдумыванием этих процессов. Это называется «управление докладами», или «управление текстами». Пишутся доклады о том, сколько стоит государство, есть в нем право или его нет, что происходит с гражданами этого государства и что такое современное гражданство как таковое.
Недавно вице-премьер Дмитрий Козак назвал сумму содержания российского бюрократического аппарата вместе с государственными и муниципальными служащими – 328 млрд. рублей в год. Это много или мало? Целесообразна такая цена или нет для российского государства? Вообще, оно есть или его нет? Оно меня или вас, как частное лицо, когда наступит война или когда в мой дом, не дай Бог, придет преступник, случится пожар, – спасет? Неизвестно. Вся ситуация наша отличается от европейской тем, что там точно знают, сколько стоит государство и спасет оно или нет. Хотя лондонские, и не только лондонские, события июля-августа показывают, что и там, где все когда-то считалось отлаженным, вдруг возникают абсолютно непредсказуемые ситуации с государственным управлением. Оно не срабатывает там, где его спасительная миссия должна быть без всяких скидок и оговорок фактом предотвращения злодеяний.

Что такое в вашем понимании государство и современное государство?
В моем понимании современное государство – это оператор общих, а не частных, систем. Ядро операциональности составляет государственный суверенитет.
В 2007 году на Валдайском форуме Владимир Путин сказал очень важную вещь: «Суверенитет государства – вещь дорогая, не многие страны могут себе это позволить. Будет суверенитет у России – будет страна, не будет суверенитета – не будет России».
По данным наших исследовательских замеров, российский суверенитет есть, но уровень его крайне низок. Выражаясь простым математическим языком, он есть на одну треть от необходимого стране, остальные две трети суверенности «где-то прячутся», не просчитываются, либо их вообще нет. Государство как оператор общих систем – это не частная институция, оно не может регулироваться нормами частного права. Это институт публичный, это институт общественного действия. К общим системам относятся финансовые, налоговые, вооруженные системы, службы безопасности. Можно сюда добавить судебную, административную и парламентские системы, систему образования и культуры. Где-то 7–8 систем – это и есть государство. Поэтому и лицо, которое работает в государстве, – не частное по своей природе. Все частные комплексы, инстинкты, пожелания отсутствуют у этого лица. Оно, государственное лицо, мыслит и действует в интересах нации, интересами общей системы. Кстати, может быть, все публичные институты, включая государство, следует называть не юридическими, а государственными лицами. Почему бы и нет?

В своей монографии «Философия политики: власть и право» вы определяете несколько вариантов (аксиом) состоянии власти, права и государства. Каково, на ваш взгляд, сегодняшнее состояние этих категорий и реалий в России?
У меня в прошлом году родилась новая аксиома, характеризующая это состояние. Сегодня мы имеем «Государство EGO», но не фрейдистское «еgo», а частно-корыстное. Федеральный Закон № 94 и Гражданский Кодекс РФ позволяют государству быть участником гражданско-правовых, в этом смысле частных, отношений. Давайте оттуда его изымем и сделаем субъектом не частного, а публичного права. У нас же в 83 субъектах федерации и в 113 министерствах, агентствах и службах и в 24000 муниципальных образований находятся сотни тысяч «игроков‑служащих». Они находятся как бы внутри государства и борются друг с другом и друг против друга как пауки в банке за финансовые ресурсы. Где здесь быть публичной позиции? Ее просто быть не может по определению. При этом страдают частные интересы граждан, и с каждой минутой, я это чувствую, «тает» функция государственного публичного управления. Ржавчина коррупции становится тотальной политической коррозией.
Мировое экспертное сообщество уже ввело такое понятие, как «недееспособное государство». Главный его критерий – это не управляемая коррупция и не контролируемая судебная власть. Швейцарские эксперты оценивают российские коррупционные потоки за последние 9 лет в сумму 427 млрд. долларов. Парламент принимает законодательство, согласно которому нас де-факто ранжировали как недееспособное государство, и всё назвали «конфискацией незаконных доходов политических лиц и их окружения». Такое же жесточайшее законодательство действует сейчас в Великобритании, в США – известный закон FCPA. Наступает предвойна юрисдикций и наступает потому, что мы никак не хотим определенности в вопросах размера, стоимости и границы государства и государственной власти как таковых.

В своих лекциях вы приводили пример того, что изучение политической науки в Австралии начинается с освоения основ этики и эстетики. Применимо ли это к России в отношении политиков и чиновников?
Действительно, там сначала 3 года изучают мир красоты и добра, а не безобразия и зла, классовой борьбы и конфликтов. Учат восприятию и воспроизведению прекрасного и должного. А затем коротко, в течение года, знакомят студентов с манипуляциями, техниками и технологиями о том, как обыграть оппонента, применить политическую силу или отказаться от нее. Людям, имеющим стержень должного и прекрасного, можно давать в руки «организационные технологи». Этим вопросом нужно заниматься серьезно и у нас. Недопустимо проявление частного интереса на государственной службе, как недопустимо девиантное, ненормативное, преступное поведение, потому что все это в совокупности приводит к дискредитации всей государственной системы. Недопустимо и преподавание образов безобразия и зла, которое, увы, имеет место быть во многих «образовательных учреждениях».
Например, сегодня меня не так страшит проблема коррупции, как это было еще год назад. Просто я понял, что проблема разрешима. На своих лекциях я читаю не юридический аспект государственного управления, а методики современных программ «Effective Compliance». Сегодня в мире поняли, что надо кончать «пилить доллар», крупный бизнес и государственные, в том числе правоохранительные структуры внедряют программы «Effective Compliance», которые ставятся всеми мировым бизнес-структурами и элитами для того, чтобы осуществлять контроль за персоналом, финансовыми потоками, информацией и системой в целом. Не так давно компания «Сименс» попала на штрафные санкции за взяточничество на 1,4 млрд. долларов. Теперь они ввели у себя в штат 600 специалистов. Но не в том понимании, которое существует у нас, когда как бы контролем управленческой документации занимаются бывшие сотрудники правоохранительных органов, а именно современные креативные специалисты, которые понимают, что такое движение финансов и современной информации. Создана новая институциональная форма роста национального капитала. Образно говоря, «ржавчину потенциальной и реальной коррупции» соскребают со всей системы. Очень стремительно в этом направлении движутся Швейцария, Германия, Испания, Великобритания, США и Япония.

Сколько же лет это займет в России?
Думаю, не один десяток лет, если этим заниматься. Если противодействием коррупции не заниматься серьезно, то не только нас, но и весь мир всегда будут ожидать непредсказуемые явления и финансовые катастрофы, причинно-следственную связь которых понять невозможно. Мы должны выработать инструмент адаптации и должны госслужащих адаптировать для работы на общую систему. Мир быстро меняется, нужна готовность к неопределенности. А сегодня, увы, мы не стали лучше учиться умению и навыкам держать норму, лучше применять правила мирового поведения. Многие до сих пор думают, что можно с большими деньгами и прошлой запятнанной репутацией где-то спрятаться. Не получится! И вообще, новый мир – это уже не деньги в их всемогуществе, это явно что-то другое, как, например, тренд «Effective Compliance».

Вы лично верите в идею модернизации или это очередной красивый лозунг?
Политик, находясь в эпицентре властного плацдарма, все время должен обыгрывать оппонентов, то есть предлагать такой проект, который не предлагают другие политики. Идея модернизации может быть отнесена к арсеналам такого политического действия. Весь вопрос: удержит ли политик реноме модернизации как стратегию своего политического действия, позволят ли ему это оппоненты? Модернизация – политический президентский проект Дмитрия Медведева. Объективно этот проект крайне нужен. Если мы не будем двигаться так, как движется большинство стран современного мира, то можем потерять страну, будет «дикое поле» или «большая территория». Нужно «идти на рывок», как говорят плотники, когда тащат бревна на конек строящегося дома. Иначе… Сами додумайте, что произойдет.

А само-то общество у нас есть?
Общество – это некоторая умозрительная конструкция, которую придумали в ХIХ веке для того, чтобы объяснить, что же происходит с историей. Социолог Никлас Луман говорит, что в современном мире это понятие можно заменить более простым и понятным рассуждением о том, что есть системы внешние и внутренние. И вся проблема состоит во входе и выходе из внешней во внутреннюю систему координат, и наоборот. Современный человек «заточен» на то, как войти и как выйти, например, в кино и из кино, в бизнес и из бизнеса, в дом и из дома, в страну или из страны. Коридоры его движения понятны. Правда, применительно к России многое непонятно, как непонятно, где у нас заканчивается ночное и начинается дневное время. В этом смысле мы находимся в очень неопределенном положении. У нас можно зайти там и туда, где в других системах давно стоит знак «стоп». Примером этого является российский уголовный процесс, где всем или многим никак не понятен выход или тот уровень власти, который может поставить жирную точку. Образно говоря, у нас большая проблема со знаками препинания… Мы никак не можем определиться, что мы считаем нормой сегодня, не можем удерживать норму, мы не умеем формулировать и правильно расставлять запреты и дозволения.
Вообще, государство отвечает за общественный порядок, чтобы были правила как регуляторы поведения, и нас на общественном пространстве не заносило, куда не следует. Например, все правила и знаки дорожного движения заносятся в GPS-навигаторы. Когда едешь в машине, они тебе известны и их хочется соблюдать. Давайте этот класс нормативистов формировать. Идея «формирования государственного мышления через Ярославль» в этом и состоит.
Рязань – это не Ханты-Мансийск, Калининград не Элиста, Хакассия не Дальний Восток, Сибирь не Урал, а Урал – это не Кавказ. Везде свои культуры и достаточно своеобразные правила и обычаи. Площадка для формирования мышления, сохраняющего частно-традиционное и общее-универсальное, была бы площадкой обмена суверенитетов этих субъектов. Давайте создадим эту площадку. Не по принципу ВДНХ, где колосья или молоко выставляют, что само по себе важно, а когда казанский, петербургский, нижегородский губернаторы могут рассказать, как они «держат» и укрепляют свои территории, формируют свои суверенитеты, что могут отдать на благо всей России, а что обязаны оставить исключительно у себя. Так, кстати, будет решена проблема и стоимости государства, и «лишних» людей в нем.

Как вы думаете, ожидает ли нашу страну очередное изменение политической системы в ближайшем будущем? Если да, то насколько кардинальное?
Наша политическая система не классифицируется по учебникам. Она достаточно точно смоделирована под наш бизнес первым заместителем главы президентской администрации Владиславом Сурковым и его единомышленниками. Каков бизнес, такова и политическая система. Надстройка в базисе и базис в надстройке одновременно.
6 мая этого года Владимир Путин сказал, что страна вступила в новый этап своего развития. Думаю, что это действительно так. В моем понимании – это новые формы капитализации и бизнеса, а следовательно, новые формы государственного контроля и права, состояний и проблем гражданского и не гражданского общества. Например, развитие страны без коррупции, с присоединением к правилам ВТО и организации содействия экономическому развитию, расширением возможностей институтов гражданского общества, к умению работать по международным стандартам и протоколам и создавать свои уникальные образцы. Как менять старую и переходить в этой связи на новую политическую систему – это отдельный вопрос. Ответ на него уже готовится многими политиками и их экспертами. Собственно, исходная идея форума как раз и состоит в том, чтобы сократить издержки неэффективного государственного управления, увеличить скорость государственного документооборота, показать лучшие мировые образцы государственного управления и адаптации его к постоянно меняющимся условиям. Мы должны осознать, что креативность политического мышления правит миром, а не базис бизнеса, что было пару столетий назад и частично продолжается сейчас. Общество «купи-продай» – это уже история.

Текст: Михаил Чирков | Фото: Сергей Киселев