ГРАЖДАНИН СТРОИТЕЛЬ! • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

ГРАЖДАНИН СТРОИТЕЛЬ!

Заместителя мэра по вопросам градостроительства Евгения Розанова можно назвать защитником Отечества в прямом смысле слова. Его работа – это постоянная борьба с бюрократами, недобросовестными подрядчиками, а иногда – и с собственными подчиненными. А военная закалка добавляет ему очков в этой борьбе. Накануне 23 февраля Евгений Германович поделился своими соображениями о том, как превратить Ярославль в город, действительно устремленный  в  будущее.

Евгений Розанов заместитель мэра Ярославля
Родился в городе Ярославле 31 июля 1966 года.  В 1988 году окончил Горьковское высшее военное строительное командное училище по специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений», в 1994 году прошел профессиональную переподготовку в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете. С 2006 по 2012год. являлся директором по строительству ЗАО «Желдорипотека» – дочернего предприятия ОАО «РЖД».
Сегодня заместитель мэра Ярославля по вопросам градостроительства. В поле его ответственности: управление земельными ресурсами; формирование Генплана развития города и Правил землепользования и застройки; исполнение программы строительства жилья, дорог, расселение аварийного жилья и решение проблем обманутых дольщиков.

Евгений Германович, какое место для вас в Ярославле самое любимое?
Мне Советская площадь нравится. В первую очередь, церковь Ильи Пророка. И даже когда смотришь на здание областной администрации, которое возводилось при советской власти, понимаешь, что и оно неплохо туда вписывается. А еще я очень люблю Мукомольный переулок. Это место связано с моими детскими воспоминаниями. Помню времена, когда в церквушке располагались какие-то склады. Сегодня у нас есть идея возродить этот маленький скверик на Мукомольном, сделать из него центр притяжения, чтобы люди там гуляли и отдыхали.

С апреля прошлого года вы отвечаете за градостроительство в Ярославле. В чем вы видите главную задачу своего ведомства?
Как минимум, не испортить город. Архитектура, которая складывалась веками, – это лицо Ярославля. Конечно, ЮНЕСКО делает правильно, когда вводит строгие ограничения по строительству в зоне культурного наследия. Но местные власти и сами должны понимать: легче всего все развалить и начать какие-то бестолковые памятники себе воздвигать. Но что увидят лет через 50 наши дети и внуки? Не лучше ли сохранить для потомков всю эту первозданную красоту? Когда собственник исторического здания берет и зашивает уникальный фасад в керамогранит, это неправильно. Кстати, именно поэтому мы были против строительства гостиницы на Волжской набережной: она никак не вписывалась в историческое место. Набережная – это «фасад» Ярославля, туристы, путешествующие по воде, видят наш город со стороны Волги. И вот представьте, если бы между Митрополичьими палатами и старым собором торчал бы монолит из стекла и бетона!

Вы долгое время жили в Питере. Чем с точки зрения специалиста по архитектуре Ярославль отличается от Северной столицы, в чем его уникальность?
Ярославль – древний город. По сравнению с ним Питер просто младенец. Любой город старше 1000 лет – это всегда уникальная архитектура. Когда друзья приезжают ко мне в гости и мы забираемся на звонницу, чтобы поглядеть на Ярославль сверху, они всегда удивляются такому большому количеству соборов и церквей. И это действительно главная отличительная черта города. За свою жизнь я много поездил по стране, от Калининграда до Южно-Сахалинска, и действительно понимаю, что Ярославль – особый русский город, старинную архитектуру которого нужно лелеять и охранять.

Давайте поговорим о вашей биографии. В 1988 году вы окончили Горьковское высшее военное строительное командное училище. Карьера военного и строительство – чем привлекло такое сочетание?
У меня в роду не было ни строителей, ни военных. Но свой выбор в пользу военного училища я сделал еще лет в 16. Военная служба меня притягивала, в ней виделась какая-то романтика. Хотя сначала я очень хотел поступать в авиационно-техническое училище, но потом – то ли в военкомате меня переубедили, то ли сам передумал – выбрал военное строительное. И я потом никогда об этом не жалел.

Военное образование повлияло на ваш характер?
И военное училище, и 6 лет службы в войсках закалили меня, научили двигаться только вперед. Я не люблю разгильдяйства, не люблю, когда опаздывают, когда опаздываю я сам. Всякие там полутона – «я не знаю», «не могу» или «давайте немного подумаем» – меня не устраивают! Надо всегда расти, ведь ни одна система не может находиться в стагнации – она либо развивается, либо деградирует. А так, чтобы почивать на лаврах, не получится.

Расскажите немного о своем предыдущем месте работы.
С 2006 по 2012 год я работал директором по строительству дочернего предприятия РЖД – ЗАО «Желдорипотека». Это был поистине уникальный опыт. Представьте: 17 филиалов, строить приходилось по всей стране. А страна у нас большая и разная: до Урала – один уклад жизни, за Уралом – совсем другой. В 2008 году, перед самым кризисом, у нас было 256 объектов в разных стадиях, от проектирования до сдачи. Мы сдавали порядка 200 000 кв. метров жилья ежегодно! Дисциплина была сродни порядкам в армии: разговор всегда шел на серьезном уровне, разгильдяйства или непрофессионализма никто не терпел.

Евгений Германович, как вы попали в команду мэра?
Во-первых, у меня было большое желание поработать в Ярославле. Я внимательно следил за тем, что здесь происходит, и в том числе за политическими коллизиями на последних выборах мэра. Евгений Урлашов со своими взглядами мне очень импонировал. Ну а во-вторых, в его новой команде мэра близкие и знакомые мне люди. В марте прошлого года у меня состоялась встреча с Евгением Робертовичем, после которой стало ясно, что наши взгляды на развитие строительства и архитектуры города во многом совпадают. И уже после выборов от него поступило предложение возглавить строительную отрасль в Ярославле.

Учитывая ваш огромный опыт работы в РЖД, предположу, что это назначение не стало для вас «вертикальным» карьерным ростом…
Это как посмотреть. Конечно, моя карьера в РЖД выстраивалась неплохо, но мне хотелось чего-то нового. А в руководстве на уровне города есть своя специфика, и ответственность здесь совсем другая. Одно дело, когда ты сидишь в Москве и смотришь на многие проблемы в регионах немного со стороны. Но работа непосредственно в регионе – это совсем другое. Здесь 600 тысяч жителей со своими бедами, и от них никуда не скрыться. Языком можно болтать все что угодно, но если каждая вторая машина ездит с наклейкой «Ярославль – город без дорог», то от тебя нужен только реальный результат.

Какие основные проблемы есть у города?
Ярославль ветшает быстрее, чем происходит его регенерация: из 12,5 млн. кв. метров жилья 101 тыс. кв. – аварийное, которое нужно срочно расселять. Самостоятельно с этим не справиться. Но сейчас мы предприняли серьезные шаги в этом вопросе, и надеюсь, федеральное правительство пойдет нам навстречу. Планируем за 3 года значительно улучшить положение. Кроме того, есть серьезные долги перед городом в вопросе строительства детских садов. Недавно мэр рассказал о планах заложить одновременно 7 детских садов по программе государственно-частного партнерства. Площадки для их строительства уже сформированы, земельные вопросы решены, документы подготовлены. Уже есть пара-тройка серьезных инвесторов, готовых участвовать в конкурсе.

Что представляет собой схема государственно-частного партнерства?
Город выделяет земельные участки под 7 детских садов. Инвестор делает проект, строит и передает городу готовые здания. Город, в свою очередь, в течение 15 лет равными платежами выкупает эти детские сады. Такая схема позволит справиться с проблемой. Напомню, что в идеале нам нужно построить 16 детских садов, чтобы полностью решить проблему.

В нынешней команде мэра немало людей из бизнеса. Есть мнение, что, когда новый человек попадает в забюрократизированную систему, он тоже поддается ее влиянию. Вы на себе это ощущаете?
Мне было легче, потому что 6 лет я работал в РЖД. 100 процентов ее капитала принадлежит государству, и ответственность перед людьми там ничуть не меньшая, чем на нынешней должности. Многие говорят о засилье бюрократии в органах местной власти. Мы с этим стараемся бороться, проводим кадровые изменения. Некоторых людей вообще невозможно подвигнуть на какие-то свершения: закостенело все так, что только ломать приходится. Например, часть сотрудников из моего департамента ушли сами, понимая, что жизнь убыстряется, и они уже не могут соответствовать современным требованиям.

То есть я не ошибусь, если скажу, что ваша нынешняя работа – это постоянна борьба?
Да, это так. Со многим приходится бороться. Взять, например, ту же проблему с дорогами. Подрядчики привыкли, что в конце каждого года мы вынуждены подписывать объемы выполненных работ, потому что тоже подотчетны федеральному правительству. Но лично мне важно не «освоение» денежных средств, а конкретный результат! Я уже всем, кто меня упрекает, заявил: забудьте это слово – «освоение»! Мы будем строить те дороги, которые нужны ярославцам. Именно поэтому многие дорожные работы мы не принимаем, требуя качественного исполнения контрактов.

Кроме работы, на какие-то увлечения у вас хватает времени?
Мне очень нравится картинг. Кстати, у нас Дмитрий Донсков (заместитель мэра по вопросам социально-экономического развития города — прим. ред.) тоже любит на картах погонять, надеюсь, мы с ним однажды посоревнуемся. Мне вообще нравится все, что с техникой связано. Я очень хочу научиться управлять каким-нибудь морским транспортным средством, даже цель себе поставил: получить международные права на яхту.

Сформулируйте, пожалуйста, свой главный принцип, которым вы руководствуетесь и на службе, и в жизни вообще.
Делай добро – и оно к тебе вернется. В конце концов, близкие люди оценят тебя по твоим добрым поступкам.

 текст: Алексей Козлов  |   фото: Олег Токмаков