ГригориЙ Серебряный • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

ГригориЙ Серебряный

Многие сегодня задаются вопросом: что же такое буддизм? И здесь главное – не запутаться в формулировках. Буддизм – это не философия, не религия и не психология. Он преследует иные цели, нежели все эти продукты человеческой мысли. И главная из них – обрести знание о себе, о жизни, об окружающих людях; понять, как устроен этот мир и в чем твое собственное предназначение. «Но ведь религия, философия и психология дают каждая свой ответ на все эти вопросы?» – таково будет закономерное недоумение со стороны любого человека, не знакомого с буддизмом. Буддизм, не являясь ни тем, ни другим, ни третьим, дает универсальные ответы на все вопросы. В этом и заключается его мощь.

Философия – крайне личностно-ориентированная сфера человеческой мысли. Платон давал свое объяснение устройства мироздания, Аристотель – свое. Философия описывает, но не дает практического руководства к действию. При этом различные философские школы и учения могут совершенно беспрепятственно противоречить друг другу, давать диаметрально противоположные ответы на одни и те же вопросы. Буддизм же логичен. Его цель – растворить базовое неведение – основной источник страдания в мире. Нет таких вопросов, на которые буддизм не дал бы ответов.

Буддизм не признает абсолют. Любой абсолют. Просто потому, что его существование лишено логики. Для буддиста не существует абсолютного зла, так как в противном случае оно бы уничтожило самое себя. Не существует Бога, который все создал, иначе у него странное чувство юмора. Нет Рая, из которого можно низвергнуть, потому что такой Рай несовершенен, а значит, и не Рай вовсе. Отсутствие абсолюта дает бесстрашие. Цель буддизма – узнать, а стремиться к знанию могут лишь те, кто не скован рамками, доктринами и наличием абсолютов. В буддизме нет понятия Божьей воли: буддисты берут всю ответственность на себя.

Свобода – ключевое понятие в буддизме. Невозможно увидеть, ощутить, познать что-то поистине прекрасное, сдерживая это что-то рамками, будь то твой собственный ум или любимая женщина. Не стоит сжимать бабочку в кулаке: простое обладание никогда никому не приносило счастья. Если ослабить путы, можно, наконец-то, разглядеть ее, насладиться ее красотой. Отпуская, мы даем себе шанс получить что- то хорошее взамен. В таком случае все приходит из мира в качестве подарка. Свобода дает счастье; только богатство не может дать человеку истинного счастья. Не важно, на каком автомобиле ты приедешь на кладбище, последняя одежда все равно без карманов.

Буддизм учит человека быть полезным своей мудростью. Для чего нам дано наше тело? Чтобы быть инструментом, чтобы мы с его помощью могли передвигаться в пространстве, делиться с другими своим знанием. Оно должно быть хорошим, надежным, иначе на нем невозможно ехать.

Я принял буддистское прибежище в 1988–1989 годах. Для меня приход к буддизму не обернулся продолжительным поиском. Мне не было интересно православие, не был интересен католицизм. Я понял, что на многие вопросы у меня просто нет ответов, и мне захотелось их получить. Признать, что ты чего-то не знаешь, – уже огромный шаг. Многие не способны его сделать.

Школа Алмазного Пути – это школа опыта. Нам интересно все пробовать на практике. Есть люди, которые сначала прочитают про любовь, а затем только попробуют полюбить сами. Мы же кидаемся в омут с головой и «ориентируемся на месте». Очень важную роль в буддизме и в Школе Алмазного Пути играет медитация – умение наслаждаться жизнью здесь и сейчас, умение ценить момент. Большинство людей проводит свою жизнь в ожидании будущих переживаний, попросту тратит время на то, что еще не случилось, но только должно произойти. Такие растраты слишком ощутимы, их нельзя допускать. Нужно учиться видеть красоту момента, смотреть на мир непредвзято, не окрашивая его в гамму собственного к нему отношения, сосредотачиваться на нем самом.
Россия – идеальное место для буддизма. Немногие знают, но буддизм был распространен на территории современной России еще до прихода христианства (в VIII веке на территории современной Сибири и Урала). В людях в России сосредоточено очень много великодушия, преданности, творческой энергии. Русские люди гораздо умнее, чем о них думают: если бы наши власти больше доверяли людям, мы жили бы в другой стране, я уверен в этом.