Honesty is the best policy • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Honesty is the best policy

Наш собеседник – один из пяти заместителей Евгения Урлашова. Один из лидеров «ярославской весны». Сфера его ответственности – развитие городского самоуправления и взаимодействие с органами власти. Но интервью началось с воспоминаний.

Олег Игоревич Виноградов
Заместитель мэра Ярославля по вопросам развития городского самоуправления и взаимодействия с органами власти.

Родился в городе Рыбинске Ярославской области 2 июня 1963 г. В 1986 г. с отличием окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, в 1998 г. – Современный гуманитарный институт (Москва) по специальности «Юриспруденция». С 2003 г. являлся заместителем председателя постоянной комиссии по законодательству, вопросам государственной власти и взаимодействия с органами местного самоуправления, а с 2004 г. – председателем постоянной комиссии по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления Государственной Думы Ярославской области. С 2006 г. по 2009 г. – заместитель губернатора Ярославской области. С 2012 г. – заместитель мэра Ярославля.

Недавно мы готовились к 8-летию журнала, листали подшивку. Нашли номер, в котором «делали» из вас графа Орлова. Это был 2005 год, помните те времена?
– Да, я хорошо помню эту фотосессию, как долго мы искали подходящий образ. Еще в студенческие годы я занимался театром в студии на Кузнецком мосту, поэтому опыт вживания в образ у меня есть. Было легко и весело, да и костюмы ушедшей эпохи накладывают свой отпечаток.

Мне кажется, что мужчины в нашем городе сейчас стали слишком серьезными, и «раскачать» их на подобные проекты стало гораздо сложнее.
– Тогда мы были молодыми политиками, волной, пришедшей из 90-х. Сейчас эта «волна» постарела. В 90-е годы, когда я впервые стал депутатом, ветер демократии был просто невероятным по сегодняшним меркам. Выборы проходили без единой копейки денег. Участвовали милиционер, завуч школы, рабочий завода и я – младший научный сотрудник Института вычислительной техники Академии наук СССР. Я выиграл только потому, что газета «Юность» напечатала мою программу и фотографию, и в редакции нам отдали часть тиража. Мои друзья разнесли этот номер по избирательному округу, так я стал самым узнаваемым кандидатом. Мы были очень далеки от сегодняшних PR-технологий. А спустя 10 лет я случайно нашел номер газеты со своей программой: висела в подъезде.

Вы можете сравнить политическую систему той эпохи и сегодняшнюю?
– В 1991 году, когда был августовский путч, я совершенно четко ощущал, как проворачиваются колеса истории. Я провел в тоталитарной стране всю свою предыдущую жизнь и вдруг понял, что она рушится на моих глазах. Это было удивительное ощущение: перемены здесь и сейчас. Потом наступила смута, потеря управления страной, но время было интересное, строилась новая страна.
Следующий этап – 2000-е годы, приход к власти Владимира Путина, создание бюрократии и мощнейшей властной вертикали. С одной стороны, в стране навели порядок, добились стабильности. Но в качестве расплаты мы получили огромную коррумпированную бюрократию. А с декабря прошлого года, после выборов, стало ясно, что стабильность превращается в застой, люди устали, идет время перемен. Знаете, почему Евгений Урлашов победил на выборах? Потому что мы почувствовали, насколько горожане хотят перемен, и предложили им такую модель развития.

Распространено мнение, что для России не подходит демократическая модель управления. Что нам нужен сильный лидер. Евгений Робертович в определенной мере тоже сильный лидер. Я помню, как после нашего интервью, к нему подошла бабушка и сказала: «Как хорошо, что вы нами будете править!». Это «править» засело где-то очень глубоко.
– Подход, о котором вы сказали, каждый трактует в свою пользу. Если партии власти необходима сильная вертикаль, то «без жесткой руки мы жить не можем». Но с точки зрения теории управления государством, отсутствие правовых механизмов управления страной порождает необходимость в авторитаризме. Шаткой системе нужны сильные лидеры, без которых она просто рухнет. Здесь я вижу 2 варианта – либо «добрый царь» в очередной раз попытается нас осчастливить, либо мы, наконец, построим нормальную демократическую систему управления страной.

Например, США или Германия не зависят от того, кто станет у них завтра президентом или канцлером. Они все равно останутся США и Германией. Эти страны останутся сами собой, потому что как только руководитель начнет проводить реформы, противоречащие Конституции, народ его отторгнет. Это и есть четкая, устоявшаяся демократическая система, которая не зависит от воли одного человека.
В нашей стране традиция: «Какую партию мы ни строим, все равно получится КПСС». Партия забирает всю власть целиком, затаптывает всех остальных, подминает под себя средства массовой информации и суды. Монополия на власть опасна, и мы с вами стали свидетелями возвращения к советской коррумпированной системе.

А как оцениваете нашу «ярославскую весну»?
– Создать нормальный демократический режим в отдельно взятом городе невозможно. Но мы идем к этому. Например, в Москве разгоняют митинги с полицией и сотнями арестованных. Открываем Конституцию, где написано, что каждый гражданин имеет право участвовать в митингах свободно. И никакой чиновник не в силах этого запретить. Как юрист, я убежден, что эта норма Конституции нарушена федеральным законом о разрешительном порядке митингов. Мы приняли принципиальное решение, что в Ярославле митинги запрещать не будем. Пускай люди собираются свободно, говорят то, что они хотят говорить. И тогда напряжение в обществе снизится. А все порядки на митингах – это выдумка полицейского государства, необходимая для того, чтобы не допустить свободы слова.

Государство получает обратную реакцию…
– Полностью с вами соглашусь: это не самая умная позиция руководителей страны.

На днях исполнилось 100 дней с момента прихода новой власти в городе. Уже можно подводить промежуточные итоги?
– Мы столкнулись с огромным количеством проблем, и самая главная из них скрыта в бюджете. От предыдущего руководства нам достался дефицит в 2,5 миллиарда рублей. При этом собственных доходов порядка 7 миллиардов. В странах Евросоюза максимальный дефицит бюджета 2-3 процента, а Греция превысила эту планку и оказалась на краю экономической пропасти.

На самом деле опасность гораздо
серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Если каждый год мы будем увеличивать дефицит на 10 процентов, то за 10 лет соберем долг в размере всего городского бюджета. И нам нечем будет расплачиваться.
Вторая проблема – дороги в городе разбиты. Я живу в Ярославле больше 40 лет и не припомню весны, чтобы вот так,
разом, рухнули все дороги. Сначала нам казалось, что это совпадение, потом стали грешить на аномальную зиму. Но когда стали разбираться с теми, кто эти дороги делает, все встало на свои места. В городе есть несколько фирм, которые сбивают цены на аукционах, а потом делают брак. Бывшие руководители Ярославля разводили руками: «А что мы можем сделать?».

А что может сделать новая команда? Ведь есть федеральный закон, на основе которого и проводятся такие аукционы.
– В ответ нужно мыслить креативно! Мы сказали, что за дороги, сделанные с браком, платить не будем. По контракту имеем на это полное право, до тех пор, пока не будет установлено соответствие ГОСТу. Пускай переделывают, заново снимают асфальт, снова кладут. А в своей лаборатории мы проведем экспертизу, и за некачественные дороги платить не будем. В следующий раз фирма уже не будет демпинговать, потому что даром выполнит гарантийные работы на десятки миллионов рублей. По-другому проблему не решить. И путь наш совершенно законный.

Но что делать с дорогами, которые, благодаря ежегодному ямочному ремонту, превратились в кошмар автомобилиста? В таком состоянии практически весь город.
– Потерпеть все равно придется. Если делать ямочный ремонт правильно, его хватит на 5-10 лет. Но если в грязную ямку лить битум, он через год отвалится. Проверено. Мы за это платить больше не будем, зато готовы сотрудничать с нормальными организациями. Будем делать ремонт картами, т. е. по всем правилам проводить ремонт на больших участках дороги.
Мы с трудом выбивали деньги из областного дорожного фонда. В мае нам дали 160 миллионов, сейчас дополнительно выделено еще 150 миллионов плюс 80 городских и 100 федеральных миллионов. Всего порядка 500 миллионов рублей на ремонт дорог. В начале года было 10 миллионов, и сложно представить, на что рассчитывали наши предшественники, стоявшие у руля.

Есть первоочередные задачи, и есть задачи «на перспективу». Дороги в первую очередь, а что дальше?
– Действительно, дороги необходимо делать срочно, иначе к следующему году потеряем доверие жителей города. С другой стороны, следует выработать стратегию развития города, чтобы решать долгосрочные задачи. Стратегия должна пройти широкое обсуждение среди горожан, это сложная задача, и до конца года мы планируем ее решить. Следующий этап – это разработка программного метода управления.

Но стратегия развития города «лежит» на сайте мэрии.
– На самом деле, «лежит». И беда в том, что она существует отдельно от бюджета. Связи между стратегией, бюджетом и действиями аппарата мэрии не существует. Я не удивлюсь, если многие работники мэрии даже не читали этот документ и не имеют понятия, что это за стратегия.
Вся работа мэрии должна строиться проектным методом, когда в каждой отрасли работает целевая программа, а показатели ее эффективности можно измерить. Приведу в пример программу по здравоохранению, которой мы занимались, когда я работал в областном руководстве. Нужно определиться, какая средняя продолжительность жизни есть сейчас и какую мы хотим видеть через 5 лет. Какой уровень заболеваемости, и насколько мы его можем снизить. Нужно понять, какие инструменты у нас есть, эффективны ли они. Но сейчас у Ярославля программу по здравоохранению забрали. К образованию, в первую очередь, специальному, у нас тоже есть очень серьезные вопросы. В городе катастрофически не хватает рабочих кадров, зато юристов и экономистов в избытке. Программный метод позволяет определить, на какой результат направлены наши усилия. Бюджет тоже должен быть ориентирован на результат.

Зачастую работа мэрии подчинена выживанию: как сделать, чтобы город не рухнул. При этом и речи нет о стратегическом видении будущего. Практически никто не может сказать, к какой цели мы стремимся, каких показателей хотим добиться. Есть несколько отдельных программ, разрозненные цифры, но комплекс-ного сводного документа нет. А каждый чиновник должен понимать, что в конце года предстоит отчитаться по своей программе, по тем результатам, которых добилось его подразделение.

С 2005 года проводится административная реформа, но единственное ее достижение в Ярославле – это административные регламенты. То есть некий порядок действий государственных органов в ответ на заявления граждан. Как заместитель мэра по вопросам развития городского самоуправления и взаимодействия с органами власти, я вижу одну из своих задач в формулировании стратегии. Чтобы, начиная с 2013 года, мы верстали бюджет, исходя из планов развития. Не просто латали дыры, а понимали, куда мы хотим двигаться. Я уверен, что Европа живет хорошо именно благодаря умению муниципальных и государственных руководителей мыслить стратегически.

Как совместить рутину и проектную деятельность и решить при этом вопрос бюджетного дефицита?
– Я учился в Московском авиационном институте и, когда вернулся в Ярославль, понял, что у нашего высшего образования есть большая проблема: оно не дает культуры мышления, не учит мыслить системно, корректно. Ведь любую проблему нужно решать комплексно, проводя анализ и разбивая на этапы. По-другому сложную задачу решить нельзя. Есть такая шутка: у любой сложной задачи всегда есть простое, понятное НЕправильное решение. У нас так и происходит – ищем самый простой выход, и он приводит к примитивным результатам. Главная проблема России – некачественное управление, другими словами, плохой менеджмент.

У нас никогда не было нормальной школы управления. Взамен была ВПШ – высшая партийная школа, которая готовила своих лидеров. И до недавнего времени страной управляли в основном выпускники высших партийных школ, в лучшем случае, выходцы из комсомола. Чтобы ставить стратегические задачи, нужно уметь грамотно управлять. Большинство руководителей даже не имеют нужного образования, на них наваливается текучка, задавливает их, и на стратегию времени не остается.

Когда ко мне приходят с каким-либо вопросом, я говорю: «У меня есть 5 минут. Сформулируйте вашу проблему коротко, тогда мы будем ее решать». Руководителю очень важно нормировать свое время, чтобы оставалось и на стратегию, и на решение текущих вопросов. У большинства такой способности нет. Инерция аппарата огромная. Мы пришли новой командой – мэр и 5 его замов. Под нами огромный айсберг – полторы тысячи чиновников, тысячи работников муниципальных предприятий. И эта масса нацелена на выживание, тащит всю махину вперед. Нужна огромная воля, чтобы поменять направление в сторону работы на результат.

А городские чиновники хотят перемен?
– Большинство хотят, но не знают, как действовать. Поэтому мы сейчас обсуждаем серьезные образовательные программы с вузами, Академией при Президенте РФ, чтобы провести серьезную переподготовку кадров. В одиночку нам не справиться.

Многие критикуют вашу команду за нехватку опыта административной работы.
– Административный опыт – это хорошо и плохо одновременно. Ведь есть риск «засидеться в бюрократии». Опыт показывает, что порой это плохо заканчивается. Чиновник отрывается от жизни людей, начинает верить, что его мнение единственное верное, и он лучше всех знает, что нужно, например, области. Если теряется обратная связь, то есть с населением, толку от такого управления нет.

Как сделать власть более открытой?
– На самом деле есть масса инструментов для этого. У мэрии должен быть хороший сайт, где размещаются все принимаемые акты и даже проекты этих актов. Регулярные отчеты в средствах массовой информации, пресс-конференции и встречи с избирателями. Должны проводиться публичные слушания, нужно включать население в процесс принятия решений. Это позволяет более взвешенно подходить к вопросам, а власть при этом не отрывается от народа. Именно так должна выглядеть нормальная работа.

За счет чего общество может контролировать власть?
– Я думаю, что главный инструмент – свободные средства массовой информации, когда журналисты пишут то, что считают нужным, постоянно критикуя власть. Это главный инструмент открытости общества, который показывает, что власть работает в интересах общества, а не в своих личных. Как юрист, могу сказать, что высочайшее достижение человечества – это свободный и независимый суд. Страны, где суд не подчиняется бюрократии, где закон применяется независимо от того, кто является ответчиком или истцом, – это образец для меня. В нашей стране суды часто обращены лицом к государству, но не к гражданину. Это неправильно.

А если не доводить дело до суда?
– Один из инструментов – это создание call-центра, куда может обратиться любой гражданин. Каждое обращение мы обязаны рассмотреть и в обязательном порядке дать ответ, причем пожаловаться можно на любого чиновника, работника департамента. Также со 2 июля в каждой районной администрации будет работать бесплатная юридическая служба, где каждый гражданин сможет получить бесплатную юридическую помощь. Даже если жалоба будет готовиться на муниципального чиновника. Через юридическую службу решение чиновника может быть обжаловано и отменено до суда.

Вы готовы к критике?
– Да, это полезно. Но неприятно, когда вместо критики распускаются нелепые слухи. Например, в «Золотом кольце» была статья про «фальшивое золото Виноградова». Конечно, суд признал, что это клевета, но все равно неприятно. Когда занимаешься политикой, всегда есть опасность, что грязь может попасть на тебя и на твою семью.

Многие успешные мужчины, которые смогли построить свой бизнес, идут в политику. Зачем?
– Видимо, для мужчин очень важно чувство самоутверждения, ощущение ответственности за судьбу города, страны. Я иду по улице, вижу, что где-то непорядок – значит, надо исправить. В выходной гуляю по набережной, замечаю, что беседка начинает разрушаться, а в понедельник на планерке говорю Степанову (директор департамента городского хозяйства мэрии – «ЭК»), что у него «беседка развалилась».

Вы долгое время работали депутатом, доносили до власти «народную волю» и были представителем исполнительной власти. Что вам ближе?
– Я люблю проекты, и сейчас в Ярославле реализуется проект модернизации системы управления городом, который мне интересен. Нужно 3-5 лет, но, если результат не будет соответствовать ожиданиям, дальше засиживаться на месте не вижу смысла. Это нормальный механизм демократии, и мне нравится работать в таком режиме.

Когда в 2005 году отменили выборы губернатора, я подготовил запрос в Конституционный суд РФ от Ярославской областной думы о проверке конституционности нового закона. Его вносил Владимир Путин, с которым никто не хотел спорить. Но я убедил думу проголосовать за этот запрос. По моему мнению, назначение губернатора – это прямое нарушение Конституции. Вскоре пришел «ответ» из Администрации Президента, и все депутаты «Единой России» дружно отозвали запрос. Прошло 7 лет, и Президент сам пришел к понимаю того, что губернаторов нужно избирать.

На ваш взгляд, каким должен быть хороший чиновник и хороший политик?
– У хорошего политика должно быть чутье на общественное мнение. Он должен понимать, что нужно людям, городу, области. Тогда он сможет уверенно выражать это мнение. Руководитель города или области должен совмещать то самое «чувство народа» и быть хорошим управленцем. Стать хорошим губернатором или мэром гораздо сложнее, чем хорошим депутатом.

Июльский номер журнала мы посвятили отцам и детям. А что для вас значат дети?
– У меня родился ребенок, когда мне был 31 год. Знаете, пока у тебя нет детей, ты не понимаешь, нужны они тебе или нет. Но когда ребенок появляется, ты можешь с ним разговаривать, замечать, как он на тебя похож, становится интересно. Такого общения ты ни с кем другим не получишь. Дети делают тебя моложе, лучше и чище, а для политика это очень важно.

Как вы любите проводить время с семьей?
– В выходные гуляем в парке, ездим на дачу, каждое лето – на море. Дочка любит плавать, из бассейна не вытащить. Так похожа на меня – я тоже очень люблю плавать.

Вы можете сформулировать свое главное жизненное правило?
– Мы с вами много говорили о политике. Поэтому honesty is the best policy – «честность – лучшая политика». Если будешь обманывать людей, они рано или поздно об этом узнают, и твоя репутация будет испорчена. А репутация – это самое дорогое, что есть у политика.

текст: Ирина Дерябина, Антон Будилин |  фото: Олег Токмаков