Идеальная модель театра • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Идеальная модель театра

В Первом русском — перемены. Новым художественным руководителем назначен Валерий Кириллов. В театральном мире он хорошо известен своими актерскими работами. Любовь зрителей к нему безгранична. Так что на старте у него полный карт-бланш. Каким Валерий Юрьевич видит будущее Волковского театра и свою новую роль в нем — об этом наш разговор.

Валерий Кириллов окончил Ярославский государственный театральный институт в 1989 году. С этого времени работает в Волковском театре – сыграл более 80 ролей, поставил 15 спектаклей. В 2001 году получил режиссерское образование, окончив ГИТИС. Преподавал в Ярославском театральном институте. Не раз награждался премиями и назывался лучшим актером. В 2014 году получил звание народного артиста России.

Валерий Юрьевич, в Волковском театре вы служите уже 33 года. За это время отношение к сцене Первого русского как-то менялось?
Безусловно! Мы с сокурсниками вышли на сцену еще студентами второго курса, благодаря нашему руководителю Глебу Борисовичу Дроздову – в тот момент главному режиссеру Волковского театра. Нас ввели в массовые сцены спектакля «Ярославна». Когда ты студент, а вокруг тебя великие артисты Первого русского, ты мало что понимаешь: кто ты? где ты? зачем ты? Главное, запомнить: все побежали – и ты беги, все упали перед князем на колени – и ты падай…

Сразу после окончания института меня пригласили в труппу театра. Как раз в это время ушел главный режиссер, а с ним – несколько актеров. И нужно было срочно заполнить образовавшиеся бреши. Нас вводили на разные роли, порой без репетиций, все приходилось учить с листа. Из одной экстремальной ситуации я попал в другую и просто понимал: то, что тебе прощалось, как студенту, дипломированному актеру не простят.

Осознание, в каком театре ты работаешь, какие люди рядом с тобой, пришло намного позже. Намного… Когда это осознание приходит, ты пытаешься точно соответствовать тому, чему тебя учили в театральной школе, соотносить это с практикой, с профессиональной сценой.

Следующий круг познания – гастроли. Ты отвечаешь не только перед своими зрителями, за тобой честь и слава целого города. И, наконец, совершенно замечательное время зарубежных гастролей — Америка, Япония, Аргентина, Финляндия, Дания, Франция, Чехия… За тобой не только город, но и страна со своими театральными традициями, своей драматургией. И вот здесь понимаешь, что ты – представитель великого русского репертуарного театра.

Сегодня, когда многого достигли, чего хочется от профессии?
Когда придумывается спектакль, всем – режиссеру, композитору, артистам – хочется достичь идеального звучания. Идеального! И вот когда удается достичь той самой высокой ноты, о которой мечталось вначале, – вот этой гробовой тишины в зрительном зале или гомерического хохота на реплику – это невероятное удовольствие! Зрительный зал был твоим. Он с тобой проживал и эту секунду раздумья, и эту секунду радости, и эти мгновения трагедии, и момент принятия решения. В этом абсолютный актерский кайф, который ни на что ни один артист не променяет!

А каким хочется видеть вверенный вам Волковский? Идеальная модель театра для вас какая?
Театр-дом.

Многие говорят, что эта модель умерла.
Я убежден, что нет. Будущее не за антрепризным театром. Должны быть разные режиссеры, эксперимент, поиск нового, современная драматургия, молодые и дерзкие постановщики – без этого у театра нет будущего. Но театр в идеальной модели, в той модели, которая есть в душе, в голове, в которой я привык жить, – это театр-дом, театр-семья. В Доме Волкова все люди, в каком бы цехе они ни работали, не случайны. Всё случайное обязательно отваливается. Театр устроен как море: он очищается от всего наносного, всего неродного, не ставшего его плотью. У нас, начиная с тех, кто встречает зрителей на входе, и заканчивая сотрудниками мастерских, где делаются декорации, шьются костюмы, изготавливаются парики, – работают абсолютно театральные люди. И в день премьеры каждый причастный прислушивается к реакции в зале и понимает, что все, происходившее до этого момента – и безумная гонка, и бессонные ночи, и каждая пришитая бусинка на костюме, – все было не зря…

Как планируется выстраивать репертуар?
В нашем театре все честно. Либо это проверенные временем имена режиссеров. И, если с кем-то сотрудничаем не в первый раз, доверяем выбор материала. А иногда сами что-то просим поставить – с учетом индивидуальных возможностей наших актеров и с учетом текущего репертуара.

Кроме того, у нас проводятся режиссерские лаборатории. Режиссеры со всей страны могут подать свои заявки, мы скрупулезно их изучаем и отбираем участников. Лаборатория длится несколько дней, по итогам каждый из режиссеров показывает эскиз замысла будущей постановки. Это может быть даже совсем небольшая сцена, но она должна отразить идею спектакля. По итогам этой лаборатории выстраивается часть репертуара следующего сезона.

И, наконец, есть программные вещи, связанные со значимыми культурными событиями, такими, как Год Некрасова или Год Островского, например.

В какой мере вы будете ориентироваться на оценку публики, коллег, театральных критиков, на коммерческий успех?
В идеале, конечно, хотелось бы, чтоб это все совпадало. Нам важно соблюдать баланс между коммерческим успехом и подлинным творчеством. А само планирование – это точный прагматичный расчет: рядом с классикой, которая должна быть интересной, должно звучать современное слово, должно звучать музыкальное слово, должно звучать комедийное слово. Чтобы актеры труппы пробовали себя каждый сезон в разном качестве и открывали новые грани своего дарования. А публика, которая, кстати, становится все более требовательной, – менялась и росла вместе с театром.

Сейчас, когда у вас появилось много новых обязанностей, увидим ли мы вас на сцене?
Я не ухожу ни из одного спектакля. Пример для меня – Константин Хабенский, Владимир Машков, Сергей Безруков, Евгений Миронов…Эти художественные руководители ведут за собой свои коллективы и при этом успешно играют на сцене. Они – мой ориентир!

Текст: Лора Непочатова
Фото: предоставлено пресс-службой Волковского театра