В юбилейный год «Элитного квартала» несколько круглых дат отмечает Ярославский городской джазовый центр. А основателю и художественному руководителю Джазового центра Игорю Гаврилову 7 февраля исполнилось 75 лет!
Игорь Вячеславович, вы помните появление в городе журнала «Элитный квартал»?
Конечно, я помню первый номер. Он так неожиданно вышел – первый ярославский глянец. Честно говоря, мне тогда казалось: ну, выйдет еще пара-тройка номеров, и эта история закончится. То была обычная практика того времени. Но «Элитный квартал» остался, пережил практически все местные издания. Хотя за эти годы закрылись даже старейшие ярославские газеты.
Расскажите о юбилеях ярославского джаза в этом году.
В первую очередь –50 лет нашему Джаз-центру, преемнику Джаз-клуба при горкоме ВЛКСМ. Для меня это очень личный юбилей. 13 марта 1974 года в университете, ныне Демидовском, впервые в нашем городе была воплощена идея джазового клуба. 13 марта этого года, спустя 50 лет, мы вновь собрались в этих стенах и провели памятный концерт-встречу. Из тех музыкантов, что играли тогда на открытии джаз-клуба, вместе со мной осталось 8 человек. Из собравшихся «старожилов» клуба четверо выступили. 25 лет назад, 29 мая 1999 года, мы открыли здание Джазового центра. 45 лет исполняется нашему фестивалю «Джаз над Волгой». 35 лет как он стал международным. Наш джазовый фестиваль — старейший в России.
Как развивался фестиваль эти 20 лет?
Последние 20 лет мы стабильно, раз в 2 года, очень ярко проводим фестиваль «Джаз над Волгой», который известен во всем мире и стал именем нарицательным. Да и сам город Ярославль стал своего рода Меккой джаза. Очень многие музыканты считают, что у нас в городе особая, джазовая атмосфера. Приглашаем известных востребованных артистов. Уровень фестиваля неуклонно растет год от года. В стенах Джазового центра прошло тысячи 2 с лишним концертов, в которых участвовали музыканты более чем из 30 стран мира. Даже если смотреть по фото, что висят на стенах Джазового центра, — все выдающиеся музыканты. Большим другом фестиваля много лет был известный музыковед из Петербурга Владимир Фейертаг. К сожалению, в этом году его не стало. Невосполнимая утрата. Ушел патриарх российского джаза – второй такой фигуры нет. Ведущим наших двух фестивалей будет Кирилл Мошков, главный редактор портала «Джаз.ру». Он педагог Академии джаза, где преподает историю джаза.
Игорь Вячеславович, можете назвать самые громкие имена джазового мира, которые выступили на вашей сцене?
Самых знатных гостей могу перечислить по принципу «лучших в мире» — чей музыкальный рейтинг выведен журналистами — и признанных «легенд». Если взять самые-самые «сливки» из достойнейших, то это коллективы: оркестр Джорджа Грунца, квартет Лью Табакинв, Опус 5,Манхеттен Джаз Квинтет, Мингус Дайнести, квартет Криса Поттера. Из музыкантов: Ари Хёнинг, Адам Нуссбаум, Джин Джексон, Хендрик Мёркинс, Александр Сипягин, оркестр и квинтет Игоря Бутмана и настоящая легенда – Валерий Пономарёв, игравший у самого Арта Бдэйки!
Какие судьбоносные перемены в жизни Джазового центра произошли за это время?
С 2005 года фестиваль «Джаз над Волгой» мы проводим совместно с Ярославской государственной филармонией. Два организатора – областной и городской. И у нас совершенно «семейные» отношения. Мы хорошо дополняем друг друга своими возможностями. В 2022 году появился летний фестиваль «ДжазПарк», который проводится в четный год. Лично для меня очень важный момент в жизни Джазового центра – смена менеджмента. Три года назад директором стала Валентина Морозова (Родина). Валентина – настоящий директор, все помнит и все знает о Джазовом центре. А я остаюсь художественным руководителем.
Какие традиции вы храните годам вопреки?
Мы бережем все наши добрые джазовые «привычки». Так, с 1975 года мы проводим джаз-пароходы как дань памяти так называемым «плавучим оркестрам», что ходили по Миссисипи в период с 1910 по 1929 годы. В этом году запланированы 3 «Джаз-парохода»: в июне, июле и августе. В 1981 году на фирме «Мелодия» вышла виниловая грампластинка «Джаз над Волгой», через 2 месяца после окончания концертов фестиваля. В 2001 году вышел первый компакт-диск Джазового центра, в эти 20 лет у нас попал выход второго компакт-диска Джазового центра — «Неро», с композициями и в исполнении российско-немецкого ансамбля «Интерквинтет» Юрия Тихомирова. Планируем в следующем году, а может, даже в этом, выпустить еще один диск.
У вас есть мечта?
Мы приступили к воплощению своей давней идеи, которая у нас даже в уставе прописана: собираем культурное творческое джазовое наследие. По сути, национальный джазовый архив собирается у нас. Это и фотографии, и билеты с концертов, и афиши, которых вместе с плакатами у нас под 2 тысячи штук, виниловые и шеллаковые пластинки, компакт-диски, книги, письма деятелей джаза, кинофильмы, значки и много другое. Это уже десятки тысяч фондов хранения, из которых несколько тысяч мы уже обработали, переводя в цифровой формат. Например, есть газета «Правда» 1928 года, где рядом со статьей Сталина есть любопытная заметка, посвященная джазу «О музыке толстых», написанная М.Горьким. Вроде как в перспективе может появиться настоящий музей российского джаза. Джаз в Ярославле начался в 1967 году, по авторитетному мнению «пионера» ярославской джазовой сцены, саксофониста Геннадия Комарова. Сохранение памяти о выдающихся музыкантах и самого джазового наследия, российского, конечно, и ярославского – одно из главных направлений нашей деятельности.
Текст: Екатерина Пятунина
Фото: Павел Корбут, Павел Паладьев