Игра в куклы • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Игра в куклы

Она не сомневается в том, что мир спасет красота. И творит ее каждодневно. Пластик, папье-маше, ткань, клей, краски и, конечно, вдохновение – вот и все, что для этого нужно. Хотя нет, есть еще кое-что важное – талант. Талант погружения в детство. Туда, где легко, свободно и радостно, где царит волшебство, а балом правят куклы.

В гости к известному художнику по куклам Катерине Тарасовой нам удалось попасть в тот счастливый момент, когда она готовилась к выставке в Москве. Благодаря этому получилось не только увидеть наяву сразу несколько ее удивительных кукол, но даже прикоснуться к ним. Ведь в доме художницы встретить ее творения почти невозможно. Их сразу же увозят либо выставляться, либо заказчику. Так что нам повезло.
В декабре в столичном «Гостином дворе» пройдет выставка «Искусство куклы» – самая большая в России. Катерина и питерский художник Павел Подкидышев представят там совместный проект «Время Павла и Екатерины».
– Мне очень нравятся картины Павла,– рассказывает Катя. – Очень нравятся и очень давно! Эти мальчики и девочки в белых паричках, «Галантный век» – прелесть необыкновенная. Это какой-то свой особенный мир, необычный совершенно, такой… прозрачный, чудесный. И когда я поняла, что какие-то мои куклы немножко похожи на персонажей картин Павла, я решила, что нам обязательно надо сделать большой совместный проект.
В художественном мире Подкидышева нет взрослых. В нем только дети, но живут они по взрослым законам. Они как будто играют во взрослых. Это привлекло художницу. При этом она подчеркивает: ее куклы – не зеркальное отражение картин, они созданы лишь по их мотивам. Кроме того, в отличие от безымянных героев живописных сюжетов, в кукольном мире Тарасовой каждый персонаж персонифицирован.
– На картинах Павла дети могут быть как русскими, так и, допустим, французами. А я точно знаю: мои – русские, – заявляет художница. – И все они перекликаются с персонажами русской литературы и истории. В юности я очень увлекалась историей декабристов. Особенно мне нравился Михаил Сергеевич Лунин – это необыкновенный, уникальный человек. И вот этого мальчика зовут Михаил Сергеевич или Мишель. А это его сестренка, ее зовут Катенька, Екатерина Сергеевна. Она тоже существовала на самом деле, и всю свою жизнь посвятила брату.
Но вы ошибаетесь, если думаете, что история этих кукол ограничивается наличием имен. Воображение автора стремится гораздо дальше – в существующую только в грезах богатую усадьбу, куда эти детки, приходящиеся друг другу кузенами и кузинами, съехались на лето.
– У них будут охота, танцы, фейерверки, катания на лодках и многое другое. Очень насыщенная жизнь. А потом они разъедутся, – рассказывает собеседница. – Видите, у меня получается совершенно другой мир – это и не мир Павла Подкидышева, и не тот XVIII век, который был на самом деле.

– Как рождается образ куклы? Очень естественно. Мы живем, впитывая в себя происходящее вокруг, мы мысленно общаемся с художниками, поэтами и писателями, скульпторами и другими великими людьми прошлого, – говорит Катя. – И в какой-то момент все это входит в резонанс с нашими чувствами и порождает каких-то своих персонажей.
А культурный багаж у нашей героини – о-го-го! Читать она, например, начала в 4 года и с тех пор читала все, до чего могла дотянуться в буквальном смысле слова: у дедушки с бабушкой были высокие шкафы с книгами, преимущественно русской литературы.
– «Войну и мир» я прочитала впервые в 12 лет, и я помню те свои впечатления и ощущения, – говорит Катерина. – В 17 лет впечатления были уже другими, и их тоже помню, как и те, что появились в 30 лет. Да, я читала «Войну и мир» несколько раз, а не только проходила ее в школе, «Анну Каренину» я перечитываю примерно каждые 4 года, и каждый раз для меня это новая книга.
Даже глубокие познания в области истории не означают, что процесс создания куклы будет простым. Нет, это всегда поиск. Например, в одной из композиций рядом с девочкой стоит борзая. Зовут ее Алмазка. По словам Катерины, она долго подбирала имя – просмотрела множество собачьих родословных из XVIII-XIX веков. Тогда борзых, которые стоили баснословных денег, хозяева и называли «дорого» – например, Яхонт или Алмаз. Собака, как и ее юная хозяйка, – девочка, и потому Алмазка.
– Многие художники по куклам говорят: «А я в детстве в куклы не играл!» Так вот а я играла, да еще как! – вспоминает художница. – У меня было очень много кукол. И многих я делала сама – из всего, что попадало под руку.
Например, в раннем детстве я делала кукол из смородины, спичек и цветочков флоксов. Это были принцессы в разноцветных платьях да еще и разных национальностей, потому что смородина белая, красная и черная.
Сегодняшние материалы для изготовления кукол у художницы, конечно, более совершенны и долговечны. Это пластик, папье-маше, ткань, клей и краски.
– Собственно, все. И дальше вы начинаете это все оживлять, – просто говорит художница.
Не будем выпытывать у нее секреты мастерства. Достаточно знать, что именно должно получиться. Точнее – почувствовать.
– Надо поймать тот момент, когда
кукла стала существом одушевленным. Вам захочется подойти и поиграть с ней, то есть пообщаться каким-то образом. И это не значит поменять ей позу или сменить наряд. Поиграть – значит, сказать ей: «Дорогая, ты готова ехать?» или «Ну, как сегодня твое настроение?»
Бывают куклы, которые с готовностью принимают замысел художника. Они садятся на лошадь, идеально
смотрятся с задуманной автором прической. Но, по словам Катерины, бывает так, что чего-то они делать не хотят.
– Вот, например, мальчик из композиции «В ожидании фейерверка». Пока он был без волос, он был полностью похож на мальчика, а когда я сделала ему прическу с длинными до плеч локонами, он стал похож на девочку.
И в таком случае перед автором стоит выбор – либо подчиниться желанию куклы, либо начать все сначала, добившись того, чтобы твое творение соответствовало первоначальному замыслу создателя. В данном случае художница свой выбор уже сделала:
– Будем менять прическу, и, может, не один раз.
По поводу мистики, с которой якобы сталкиваются кукольные художники, у Катерины мнение однозначное:
– Никакой мистики тут нет! И вообще, всякие ужасы, которые рассказывают и показывают про кукол, – это выдумка. По крайней мере, я никогда о них не слышала, а я занимаюсь куклами больше 10 лет и знакома с очень большим количеством художников по куклам. Никто из них не рассказывает никаких страшных историй. Правда, вот одна была. Известная художница Наташа Победина назвала свою куклу Мария-Антуанетта, и в посылке у этой куклы отвалилась голова. Но я считаю, что это почта виновата, а вовсе не имя куклы.

Сейчас существует огромное количество школ по изготовлению кукол, и научиться этому процессу может любой желающий. В то время, когда Катя начала осваивать это искусство, возможностей было в разы меньше.
– Учиться было практически не у кого. В темноте брели, – вспоминает Катерина. – Иногда мне интересно – а как поживают первые мои куклы, у которых глаза были покрыты лаком для ногтей? Может, лак помутнел или еще что-то. И не одна я об этом задумываюсь, а все художники по куклам. Ведь тогда не было даже нормальных материалов, и все до всего доходили самостоятельно.
Авторская художественная кукла – для взрослых. Люди украшают куклами свои дома, меняют им наряды, позы, иногда и прически. Очень модно сегодня иметь в доме куклу, сделанную на заказ.
– Конечно, самый распространенный вид заказов – это «портретка». Все очень любят дарить портрет начальника, супруга или супруги. И если у человека есть фантазия, то получается очень интересно.

Например, у одной заказчицы муж очень любит Шекспира, он даже самостоятельно сделал перевод «Гамлета» в духе Леонида Филатова. Я спросила: «В виде кого муж хотел бы себя видеть?» Женщина ответила: «Конечно же, в виде Полония». И мы сделали такого потрясающего Полония! Он стоит, облокотившись на колонну, и держит в руках марионеток – Гамлета и Клавдия. Это была очень интересная работа.
Став профессионалом своего дела, Катерина Тарасова начала учить этому других. Она преподает в ДК имени
Добрынина и говорит, что ей повезло: ученики – необыкновенно добрые и светлые люди.
– Почему я преподаю? Потому что я считаю, что красота спасет мир. Вы оглянитесь – у нас очень жесткий мир, и люди в нем очень сильно устают. В современном искусстве популярны темы смерти; человек – зло; Бога нет… Люди устали от этого. В людях на самом деле очень сильна тяга к жизни, они не хотят стреляться вместе с художником. Они хотят жить и радоваться жизни. Они хотят волшебства, чуда, красоты, и куклы дают им это.

 текст: Екатерина Абрамова |  фото: Дмитрий Очагов