Игра в техосмотр • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Игра в техосмотр

C 1 января 2012 года техосмотр и ОСАГО стали неразлучны. В силу вступили новые правила, согласно которым оформить полис можно только после получения талона технического осмотра. Контроль и аккредитация операторов ТО переданы страховщикам. Но первые месяцы работы показали, что страховые компании по-разному читают новый закон. При желании страховой полис можно получить и без прохождения полноценного техосмотра. С какими проблемами столкнулись операторы техосмотра и страховые компании? Обладают ли они равными правами? Собираются  ли официальные сервисные центры заходить на рынок техосмотра? И самое главное: в какой степени сегодняшнее ТО способствует безопасности на дорогах?

Участники
Марина Позднякова, директор филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» в Ярославле
Дмитрий Чурилов, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Ярославле
Рафаэль Вафин, директор Верхневолжского филиала страховой компании «Согласие»
Алексей Коржавин, генеральный директор компании «Автомир» в Ярославле.
Сергей Терёхин, региональный представитель Федерации автовладельцев России, член Общественной Палаты Ярославской области
Сергей Бобушкин, директор страховой брокерской компании «Партнер», отраслевой эксперт
Антон Будилин, ведущий

Ведущий: К сожалению, на наш круглый стол не смогли приехать представители ГИБДД. Не смог участвовать и «Росгосстрах». А совещание операторов техосмотра совпало по времени с нашим круглым столом. Поэтому гендиректор ярославского Некоммерческого Партнерства по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт» Николай Борисович Калинин прокомментировал ситуацию по телефону. С его слов и начнем.
«Первый квартал 2012‑го прошел, сегодня ясно, что техосмотр реализуется тремя способами. Первый – в ГИБДД, второй – это 6 операторов ТО в области, третий – схемы страховых компаний. ГИБДД работает в соответствии со своими возможностями, до окончания переходного периода в 2014 году. Операторы постарались превратить ТО в услугу, как того требует закон. Это диагностика автомобиля плюс оценка соответствия требованиям безопасности. Мы установили оборудование, получили аккредитацию, а ответственность за состояние автомобиля теперь делим с владельцем. Это значит, что операторы максимально заинтересованы в том, чтобы техосмотр проходил по всем правилам.
Экология, тормоза, люфты в рулевом управлении проверяют приборы, человеческий фактор постарались свести к минимуму. К тому же мы внедрили на своих пунктах видеофиксацию. Эксперт, видя результаты, дает свое заключение, а также рекомендации. Клиент узнает необходимую информацию и сам решает, что будет дальше делать с автомобилем.
Работают схемы страховых компаний. По своему пути пошел «Росгосстрах», несмотря на то, что по закону ни один автомобиль не имеет права получить страховку без талона ТО. Компания выдает предварительно заполненный талон от ЗАО «Техосмотр», а владелец автомобиля обязуется пройти ТО в ближайшее время. Талон предъявлять никому не нужно, зато страховой полис на руках. Результат: большая часть данных о техосмотре не попала в базу МВД, техосмотр в таком случае не легитимен. Возникает недобросовестная конкуренция как среди страховых компаний, так и между операторами и страховыми компаниями. Загрузка операторов минимальная. Главное: насколько техосмотр в таких условиях способствует безопасности?
Я думаю, что это системная ошибка – делегировать право контроля над техосмотром и аккредитацией операторов Российскому союзу автостраховщиков. Пересекаются финансовые потоки и права участников рынка»…
Марина Позднякова: Проводились контрольные закупки, мы информировали ФАС, прокуратуру. Закончилось ничем: по моим сведениям, на 2 недели были приостановлены действия «Росгосстраха» по выдаче недооформленных талонов. После этого все возобновилось. Руководитель компании заявил, что признание их талонов и полисов недействительными повлечет за собой серьезное недовольство в обществе. Что нам остается? Сейчас инициируем изменения и дополнения к закону, пытаемся убрать те нюансы, которые мешают нормальной конкуренции с «Росгосстрахом». Это к вопросу о том, не бездействуем ли мы, оказываем ли противодействие «Росгосстраху».
Рафаэль Вафин: Могу сказать, что мы пачками готовили и предоставляли в правоохранительные органы документы на мошенников. Но выяснилось, что органам некогда заниматься этими вопросами. Идея техосмотра дискредитирована: выдаются бумажки, которые по своей сути ничего не стоят. По моей информации, в «Росгосстрахе» даже есть внутренняя инструкция о том, как проводить технический осмотр. Об инструментальном осмотре там даже речи нет.
Сергей Терёхин: Так какого результата нам ждать по «Росгосстраху»: государство наведет порядок или надеяться на то, что все разрешится само собой? Либо клиенты должны заставить эту компанию работать?
Дмитрий Чурилов: Надеюсь, что наши законодатели что-то сделают со сложившейся ситуацией. Но само собой все не разрешится, это бизнес, компания не захочет терять свою долю рынка.
Марина Позднякова: Мы ожидаем изменения в законе, по которому обращаться можно будет только в собственную компанию. Мера должна была быть введена с 1 января 2012 года, но отложена. Как только ее примут, я думаю, будет сделан первый шаг по ограничению действий «Росгосстраха».


Но беда столь велика, что мы пока еще не осознаем ее последствий. Неправильные выплаты по ОСАГО повлекли за собой появление целого рынка недобросовестных юристов, которые пользуются нежеланием ряда компаний выплачивать положенную сумму. Страховщик платит неоспоримый минимум, и либо человек опускает руки, либо обращается в суд. Среда сама себя поддерживает: страховая компания не все выплачивает, юристы на этом зарабатывают.
Сергей Терёхин: Нужно признать, что тараканы не сами пришли? Это хозяйка намусорила. Была создана благоприятная среда, поэтому появилась необходимость в таких юристах.
Марина Позднякова: Первый шаг – это прямое урегулирование, возможность клиента «Росгосстраха» обращаться только в свою компанию. Такая норма была отодвинута из-за выборов, ее нужно возвращать как можно скорее. А господа юристы будут тратить меньше бензина, и сидеть только на одном крыльце.
Теперь что касается техосмотра. Попустительство приведет к тому, что на дорогах просто-напросто начнут отваливаться колеса. По моим данным, «Росгосстрах» собирает половину страховых взносов, это значит, что каждый второй не пошел проходить технический осмотр. Убыточные клиенты, те, кто не может пройти техосмотр, сконцентрируются именно в этой компании, она может утопить себя. К ним же придут за урегулированием убытков, система сама себя схлопнет.
Сергей Бобушкин: Зачастую получается так: люди обращаются к нам, но мы не можем выписать полис ОСАГО без техосмотра. Клиент уходит к агенту «Росгосстраха». Любой обратившийся к ним без талона, получает полис ОСАГО. Одновременно он получает договор о проведении технического осмотра в ЗАО «Техосмотр». Ни для кого не секрет, кем и для чего создана эта организация. У клиента на руках полис и стандартный талон технического осмотра. Доедет ли он до оператора? Представьте, что этот человек становится виновником дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший идет за страховым возмещением. Если виновник не прошел техосмотр, то страховщик может предъявить регрессные требования. Но кому предъявят, если полис выписан тем же «Росгосстрахом»? Колоссальные финансовые средства оказываются в одном кармане – прекрасно разыгранная партия с законом о техосмотре. Нужно как-то вразумить российских автовладельцев. Но это российский менталитет, они поступают так, как проще.
Рафаэль Вафин: Страхователь должен понимать, что от того, кого он выберет, зависит дальнейшее качество его обслуживания. Ведь проблемы вкушает пострадавший, а не виновник.
Марина Позднякова: А законодатели уверены, что рынок имеет свойство саморегулирования. Но стартовые позиции «Росгосстраха» остались прежними, компания как занимала основную долю рынка, так и занимает.
Ведущий: Что по этому поводу думают официальные дилеры?
Алексей Коржавин: Могу рассказать о том, какие у «Автомира» планы по техосмотру. Подход «Росгосстраха» отражается на тех автодилерах, которые вложили миллионы рублей в оборудование, позволяющее проводить технический осмотр. Наша головная компания сейчас получила право на проведение технического осмотра, постепенно свою аккредитацию получит каждый филиал.
Сейчас внутри «Автомира» проводится аудит по соответствию имеющегося уже оборудования требованиям ТО. Если у кого-то чего-то не хватает, техника докупается. Ярославский «Автомир» на 85 процентов готов к проведению техосмотра и скоро аккредитуется. Но полноценные дилерские центры в Ярославле можно пересчитать по пальцам. В основной массе это временные сооружения. Они не считают нужным оснащение для техосмотра, ведь оборудование мало того что дорого стоит, немалую часть этой суммы составляет стоимость монтажа. Дистрибьюторы жестких ограничений для официальных дилеров не ставят. Поэтому, как мне известно, к техосмотру готовятся не более пяти официальных дилеров по Ярославлю.
Я считаю, что руководство ведущих страховых компаний и автодилеров должно договориться о совместном проекте. Протолкнуть, подвинуть закон будет очень сложно. Но коммерческим структурам проще собраться и решить хотя бы некоторые проблемы. Приведу пример: все знают, что по части страховки каждый дилер живет «на обратной связи». Мы сотрудничаем со страховыми компаниями, они считают полный объем, сколько мы как агенты принесли им денег. С поправочными коэффициентами нам выплачивают определенные средства. «Росгосстрах» у нас получил порядка 50 процентов сборов по ОСАГО, при хорошем объеме продаж это вылилось в довольно серьезную сумму. Но компания ответила, что ОСАГО она в расчет не принимает, отказалась платить. Несколько миллионов, на которые я рассчитывал как руководитель, просто испарились. Сегодня «Росгосстрах» у нас практически не работает по ОСАГО. Все элементарно, просто и быстро.


Лазейку с техосмотрами нужно перекрывать. Человек понимает: нужно потратить 10 тысяч рублей, чтобы привести машину в порядок и безболезненно пройти техосмотр. Тогда ему проще купить талон в «Росгосстрахе». На мой взгляд, в этом беда.
Рафаэль Вафин: Сама цель закона – это безопасность движения. Владелец транспортного средства является ответственным за его исправность. Самое простое и правильное: контрольные пункты на трассах, которые могут остановить автомобиль и, найдя неисправность, наказывать рублем. В этом случае собственник будет заинтересован в реальной проверке технического состояния своего автомобиля, а не в покупке талона.
Марина Позднякова: Тогда мы в Швейцарию превратимся. Лучше вернуть штрафы в руки ГИБДД: отдельно за страховку и техталон. Русского человека можно дисциплинировать только рублем.
Ярославская область находится в уникальном положении. У нас 90 процентов тех, кто проходит техосмотр, делают это в ГИБДД. А в Твери эта структура вот уже 3 года не осуществляет технический контроль, все в руках коммерческих операторов. Что у нас будет в 2013–2014 году? Федеральные мощности для техосмотра не смогут быть приватизированы: там останутся пожарные, машины скорой помощи, МВД. Использовать эти мощности в коммерческих целях нельзя. А Ярославль не готов! У нас очень мало времени для того, чтобы индустрия негосударственного технического осмотра встала на ноги. Очевидно, что вся надежда на официальных дилеров, где есть большая часть необходимого оборудования.
Рафаэль Вафин: Не все дилеры хотят заниматься техосмотром.
Марина Позднякова: Потому что есть «Росгосстрах».
Сергей Терёхин: Зачем вкладываться в дорогостоящее оборудование, если кто-то ничего не делает и получает деньги.
Рафаэль Вафин: Мошеннические схемы на корню рубят систему коммерческого техосмотра.
Дмитрий Чурилов: Многие дилеры высказывают такую точку зрения: зачем открывать пункт техосмотра, ведь «не смогу же я отказать». Ведь может приехать автомобиль другой марки, его нужно будет принять.
Алексей Коржавин: Если бы все дилеры изъявили желание, то не пришлось бы распыляться, каждый ездил бы на свой официальный сервис.
Марина Позднякова: Думаю, что цивилизованным техническим станциям будет выгодно работать, если стоимость тех-осмотра приблизится к действительности. Сегодня 300 рублей с помощью ГИБДД и 390 с помощью негосударственного пунк-та ТО на территории Ярославской области. Пока осмотр стоит так мало, цивилизованные технические станции не будут торопиться приходить в этот бизнес.
Рафаэль Вафин: Владелец каждого транспортного средства регулярно должен проходить техническое обслуживание, и каждый раз необходимо проверять состояние автомобиля. Можно, например, ввести максимальный срок эксплуатации. Допустим, не более 10 лет, после которых он становится просто опасным для окружающих.
Марина Позднякова: Давайте поговорим о том, что мы можем сделать. Первое – вернуть штрафы за отсутствие правильно оформленного талона ТО.
Сергей Терёхин: Я категорически против того, чтобы загружать ГИБДД какой-либо непрофильной работой. Штрафы за отсутствие талона ТО – это не профиль ГИБДД, задача организации – обеспечивать безопасность дорожного движения. Они только-только ушли от штрафов за отсутствие талона, а мы опять хотим их загрузить. Если разграничили ответственность за выдачу полиса, пускай она и останется на страховщике, не нужно перекладывать на водителя.
Первоочередная задача, с которой техосмотр передавали от ГИБДД в руки страховщиков, – избавиться от коррупционных схем. Мы планировали, что больше не будет продажи талонов, а ушли в другую крайность: нашлись дельцы, которые под видом бизнеса начали продавать техосмотр.
Сергей Бобушкин: Вопрос к страховым компаниям: в законе прописано, что на сегодняшний день ведется единая информационная база по техническим осмотрам. База функционирует?
Марина Позднякова: На сегодняшний день эта база пополняется из двух источников. С одной стороны страховщики с полисами, к которым прикреплена информация: когда и к какому талону техосмотра он выдан. Мы обязаны вписать номер талона и дату, до которой он действителен. С другой стороны база пунктов инструментального контроля. Данные должны совпасть. Сейчас идет первый этап, и скажу вам честно: пункты инструментального контроля подходят ответственно, а вот страховщики – наоборот.
Дмитрий Чурилов: Коллеги, чем больше у страховщика доля рынка, тем больше он имеет права сказать в Российском союзе автостраховщиков. Мне кажется, «Росгосстрах» сейчас набирает долю рынка и набирает очки, а все остальные больше и больше теряют. Все пытаются объединиться против одной большой проблемы.
Марина Позднякова: Игра в либерализм закончится, как только мы столкнемся с цифрами погибших и раненых в ДТП. Потому что отваливались колеса, разваливались детали, из-за того, что машина находилась в неудовлетворительном техническом состоянии. Для этого нужно 3 года.
Сергей Терёхин: Безответственных водителей у нас не 100 процентов, надеюсь, что меньше половины.
Марина Позднякова: В благоприятных условиях безответственность разрастается очень быстро. Русский человек выберет самый простой путь. Но если будет принята норма об обращении только к своему страховщику, это повлияет на атмосферу. Если вы против возвращения штрафов ГИБДД, можно ввести право страховщиков не урегулировать убытки при отсутствии талона.
Рафаэль Вафин: Можно расширить необходимый набор документов, которые автовладелец должен иметь с собой. Пусть в бардачке лежат распечатки о работе основных систем, ведь на пунктах техосмотра все автоматизировано. Сразу станет понятно, купил человек полис или действительно прошел проверку на стендах.
Сергей Терёхин: Тот же самый «Росгосстрах», не будет ли он к талонам прикладывать 4 стандартные бумажки? Будет брать из разных пачек: это тормоза, это освещение. На одной бумажке будет такой график, на другой – другой.
Марина Позднякова: Страховщики пошли на поводу у старшего брата и были вынуждены ввязаться в историю с техническим осмотром. В результате все мы сейчас занимаемся удержанием своего страхового поля по ОСАГО. Находимся в состоянии цейтнота.
Не развиваются и операторы технического осмотра. Им мешает наличие мощностей ГИБДД, низкая стоимость процедуры и желание некоторых пунктов сразу взять деньги за ремонт. Когда порядок техосмотра придумывали, считали, что это благо: лампочка перегорела, тут же нашли запасную и поставили. Но наши люди не готовы тратить больше, чем стоит услуга, отдавать что-то за ремонт. Удобнее и лучше не стало, мы находимся в состоянии бардака. До 2014 года это будет называться саморегулированием рынка, но неясно, куда оно нас выведет.
Сергей Терёхин: Я понимаю, что вы говорите правильные вещи. Но с точки зрения автомобилистов, сейчас созданы все условия для того, чтобы просто приехать в «Росгосстрах», и решать свои проблемы комплексом. Приехал, отдал 390 рублей – и готово.
Это вопрос безопасности, который нужно выводить на уровень государства. Может быть, нам пора вводить систему, подобную немецкой ADAC? Если человек своевременно проходит техническое обслуживание, технический осмотр, у него дешевле страховка, а при продаже своего транспортного средства он сумеет получить больше. Потому что в истории его автомобиля нет пробелов, лишних критических пометок. Но возможно ли в рамках нашего законодательства и российской ментальности все это реализовать?
Марина Позднякова: Нереально. С 2003 года, когда ввели ОСАГО, мы без конца возвращаемся к этому вопросу. 80 страховых компаний, которые выписывают ОСАГО на совершенно разном технологическом уровне. Большинство не имеют централизованной системы.
Сергей Терёхин: Обязать законодательно: полис не имеет силы, если данные не внесены в базу.
Рафаэль Вафин: Представьте, у нас украли бланк, заполнили его. Мы вынуждены платить и только потом разбираться.
Марина Позднякова: Смысл наших с вами рассуждений сводится к тому, что чем выше культура страхования в регионе, тем меньше используются уловки недобросовестных страховых компаний. Каждый должен осмыслить это.
Сергей Терёхин: Предлагаю поднять вопрос работы аварийных комиссаров. Я видел, как они работают во Владивостоке, еще несколько лет назад. Не могу оценить работу системы изнутри, но все водители едины во мнении: аварийные комиссары – это удобно.
Рафаэль Вафин: Хотите пример? Встречаются на дороге «Мерседес» и «Газель». Хотя виноват владелец иномарки, «Газель» делают крайней, а деньги делят с виновником. Это будет, не верим мы в принципиальность аварийного комиссара, человеческие слабости все равно проявят себя. И тогда ущерб будет посчитан по-максимуму.
Дмитрий Чурилов: Я работал в Хабаровске, там такие же люди. Рынок там перекошен в сторону ОСАГО, потому что город транзитный. В портовых городах, куда приезжают транзитные машины, ОСАГО занимает еще большую долю. В условиях, когда в городе работали 2 организации аварийных комиссаров, мошенничество раскрывалось моментально. Но я считаю, что в центральной части Российской Федерации аварийный комиссар будет работать активно только тогда, когда страховщик будет платить за его услуги. Люди наши пока не готовы этого делать.
Марина Позднякова: Конечно, Рафаэль прав. У нас еще долго «Газели» будут становиться виновниками аварии, а «Мерседесы» оставаться правыми. Но что-то нужно делать. Наша компания готова заключить договор с аварийным комиссаром о предоставлении услуг эвакуатора и других услуг. Наш аварийный комиссар и эвакуатор не справляются.
А начинать нужно с ГИБДД, которая уполномочит аварийного комиссара выезжать на дорожно-транспортные происшествия, если имеет место евпропротокол. Со всеми страховщиками нужно заключать договор: если эвакуатором воспользовался наш клиент, компания оплатит эти услуги.
Ведущий: Думаю, что к теме ОСАГО и новому порядку проведения техосмотра мы еще неоднократно вернемся. Новые правила требуют доработки, это очевидно. О прогнозах и возможных путях решения мы услышали сегодня. Партия в техосмотр продолжается. А мы, как говорится, будем следить за развитием событий. Всем спасибо!