Искусственный интеллект: тренды в банковском бизнесе • elitniy.ru

Искусственный интеллект: тренды в банковском бизнесе

Н.В. Кешенкова Кандидат экономических наук по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит», эксперт портала о банковском бизнесе bankir.ru, член редакционной коллегии журнала «Международный журнал финансов и банковских исследований».

Понятие искусственного интеллекта (далее – ИИ) появилось более 60 лет назад и описывается как разработка компьютерных систем, способных выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого интеллекта. Стоит заметить, что сами по себе технологии искусственного интеллекта основаны на средствах математической статистики и методах машинного обучения.

Сегодня финансовая отрасль проявляет серьезную заинтересованность в развитии технологий искусственного интеллекта. О том, что искусственный интеллект относится к одной из наиболее перспективных финансовых технологий, говорится в программе Банка России «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов».
Также членами Ассоциации «ФинТех» принято решение об открытии такого направления, как «Исследование технологии больших данных и искусственного интеллекта и областей их применения на финансовом рынке». Открытие данного направления обусловлено его важностью для программы цифровой экономики России, где оно обозначено как одно из ключевых.

В банковской сфере специалисты выделяют 6 ключевых трендов, связанных с искусственным интеллектом.
1. Чат-боты. Человек общается с роботом и получает всю необходимую информацию и сервис. Общение может быть выстроено в виде SMS-сообщений или в виде текста, который можно набить в чате. При этом чат-бот может анализировать потребности клиента и тут же предоставлять различные финансовые рекомендации.
2. Робоэдвайзинг. Робоэдвайзинг стал альтернативой финансовым консультантам по банковским вопросам, касающимся инвестиций, покупкам и денежным операциям.
3. Индивидуальные предложения и повышение лояльности. Человек все больше погружается в мир ИИ, и все больше сервисов он начинает получать в режиме реального времени. Анализ того, что с ним происходит, позволяет очень эффективно предлагать различные уникальные персонифицированные предложения. Например, чтобы однозначно определить человека, достаточно знать 3 наиболее частые его GPS-координаты: дом, работа и какое-то любимое место. Уже на основании подобного рода информации можно понимать социальную среду человека, с кем он общается – по такой информации можно более эффективно определить кредитный рейтинг, который этому человеку можно присвоить.
4. Интернет вещей. По прогнозам специалистов, к 2025 году в мире будет порядка 28 млрд. устройств, примерно 5 на каждого человека, подключенных к Интернету и предоставляющих информацию. Например, анализируя время, факт, что человек сел в машину, ИИ может определить, что тот собирается ехать домой, и сразу предложить нужный маршрут.
5. Антифрод. Искусственный интеллект становится мощной защитой от мошенничества. Например, анализируя частые места покупок клиента, можно определить, кто именно данную покупку совершает, обнаружить признаки использования пластиковой карты клиента третьими лицами.
6. Операционная эффективность. Подавляющее количество действий, которые сейчас в бэкофисе делают люди, можно автоматизировать и алгоритмизировать.
Таким образом, технологии искусственного интеллекта могут применяться в самых разных направлениях банковской деятельности, начиная от чат-ботов и заканчивая рынком ценных бумаг. Как отмечает глава Сбербанка России Герман Греф, «искусственный интеллект стал главным трендом для всех: от государств до отдельных людей».