ИСКУССТВО ДИПЛОМАТИИ • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

ИСКУССТВО ДИПЛОМАТИИ

toe_3105Павла Исаева считают одним из самых влиятельных политиков в Ярославской области.
В 18 лет он уже стоял в пикете на федеральных выборах, в 23 – стал самым молодым депутатом муниципалитета Ярославля, а в 32 года был избран заместителем председателя Ярославской областной думы.

В конце года традиционно принято подводить итоги. Какие вы можете выделить главные события года, которые определили развитие нашего региона?
Надо сказать, что в этом году превалировала федеральная и даже международная повестка, начиная с экономических санкций, направленных против России и заканчивая последними событиями в Сирии. Плюс экономика и бюджетная система испытывали сильнейшее давление в связи с падением цен на нефть.

То есть слово «кризис» было превалирующим?
Я бы не сказал «кризис». Скорее на характер управления территориями повлияла международная обстановка, связанная с конфликтом на Украине, санкциями, борьбой с терроризмом, замедлением мировой экономики. Эта повестка не сходила с экранов федеральных СМИ, об этом говорили на каждой кухне, ну и, конечно же, в коридорах власти.

Ваше мнение, как политика, что этот год изменил в позиции России на международной арене?
Очевидно, что в настоящее время Россия возвращается в «глобальную политику». Наша страна уже инициирует формирование альтернативного центра силы, или, скажем точнее, альтернативного центра принятия мировых политических и экономических решений. В силу своего исторического статуса, с учетом огромного политического и исторического наследия, доставшегося нам со времен Российской Империи и Советского Союза, благодаря личностным качествам современных руководителей страны, Россия по праву претендует на одну из определяющих ролей на мировой политической сцене. Как бы это не нравилось США и их союзникам, но сегодня вновь формируется второй полюс принятия решений в мире. Вообще, биполярность и многополярность дают взвешенность в принятии политических и экономических решений, обеспечивают учет всего многообразия интересов в мире. Позиция России становится ключевой в этом плане, особенно в партнерстве с такими экономическими гигантами, как Китай, Индия, Бразилия.

В этом году стало очевидно, как поляризовался мир, при этом международная политика стала более прозрачной и понятной для наших граждан. Наши СМИ очень широко и глубоко освещали проблемы внешней политики. Интересно, что сейчас даже у детей и подростков есть собственное мнение относительно событий в мире, любой ребенок знает, кто союзники России, а кто выступает против. При этом особенность менталитета россиян такова, что мы ставим духовное выше материального. И, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, падение рубля, спад производства и тому подобное, мы наблюдаем сильнейший подъем патриотических настроений, мы еще больше ощущаем себя сильной нацией.

А если спуститься на региональный уровень, как это повлияло на нашу область?
Так или иначе, политическая обстановка оказывает огромное влияние на экономику. Экономические санкции, падение цен на нефть и нестабильный курс доллара – все это необходимо учитывать при формировании регионального бюджета. Безусловно, санкции – это определенный удар по бизнесу, удар по экономике, по нашим гражданам. Мы наблюдаем снижение объемов производства и потребления в разных отраслях, а значит, и уменьшение налоговых поступлений в бюджет. Всю первую половину года мы испытывали настоящий кризис ликвидности, турбулентность во всей банковской системе. Даже город Ярославль в январе не мог взять кредит для покрытия кассового разрыва, что уж тут говорить о предприятиях, а особенно малом и среднем бизнесе. Все это необходимо учитывать.

Еще осенью прошлого года, понимая, что политическая обстановка накаляется и начинаются проблемы в экономике, мы в Ярославской области начали готовиться. Был разработан план мероприятий по стабилизации ситуации, разработана программа импортозамещения. Департамент здравоохранения сумел своевременно закупить годовой запас лекарственных препаратов для всех наших больниц до падения курса рубля, то есть до повышения цен. Летом департамент финансов успешно перекредитовался по «длинным» обязательствам по ставкам 8-10% годовых. Мы заложили в бюджет расчетную цену за доллар 50 рублей. Поэтому в текущем году нам не приходится корректировать бюджет, исходя из изменения курса валют. Сегодня можно уже уверенно говорить, что проделанные в начале года антикризисные мероприятия обеспечили относительно безболезненную работу региона в 2016 году. Социальные обязательства исполняются на 100%, все запланированные на 2015 год проекты реализуются без срывов.

toe_2825

А к чему оказались менее готовы?
К тому, что пойдет спад производства в отдельных отраслях и на крупных предприятиях, что отдельные предприятия начнут страховать свои риски, значительно снижать показатели прибыли. Надо сказать, что банковская система первой попала под удар. Из-за санкций для нашей страны были заблокированы иностранные кредиты. Не все оказались готовы к такому развитию событий. Необходимо было срочно перевести все предприятия на внутрироссийские кредиты. Государство активно помогало банкам. Сбербанк стал создавать резервы и провел перерасчет по прибыли. В этой связи наша область недополучит в бюджет около 1,5 миллиарда рублей в виде налоговых отчислений от Северного банка Сбербанка России. Значительно, почти на треть, снизила объемы производства компания «Балтика», что ударило по акцизам, идущим в бюджет области, а это около 2 млрд. рублей потерь. Сейчас губернатору и правительству области приходится искать варианты замещения данных выпадающих доходов.

Проблемой для нас стали инфляция и серьезный рост цен на продукты питания в начале года, в первую очередь, потому, что у региона практически нет рычагов влияния на ретейлеров. Мы разработали губернаторскую программу «Покупай ярославское», в рамках которой удалось значительно поднять объемы и ассортимент местных товаров в торговых сетях и запустить в регулярную работу серию продовольственных ярмарок.

Но, несмотря на все сложности, в нашей области в этом году не наблюдался рост безработицы. Хотя, конечно, надо признать, что реальные доходы населения значительно снизились, также у многих ушли премии, бонусы, сверхдоходы. Но, что важно, при этом не было волны массовых увольнений, которую мы, если помните, наблюдали в 2008-м.

Уже более года 2 крупнейших города области живут без мэров. Не так давно закончился судебный процесс в Рыбинске, а сейчас идет суд в Ярославле. Как это влияет на политику и хозяйственную деятельность в регионе?
На фоне международных событий все это ушло на второй план. Не было ажиотажа вокруг судебного дела по Рыбинску, впрочем, такая же ситуация наблюдается сейчас и в Ярославле. Конечно, бизнесу, да и нам тоже, необходимы стабильная власть, порядок, предсказуемость, понятные всем правила игры и гарантии осуществления предпринимательской деятельности. Нельзя сказать, что мы потеряли кого-то из крупных инвесторов в уходящем году. Предприятия, которые планировали у нас открываться, своих планов не изменили. Для них более важна стабильность на федеральном уровне, а также определенные стимулы для работы на конкретной территории. В нашем регионе очень развита поддержка бизнеса, у нас сильны институты защиты предпринимателей, малого и среднего бизнеса.

В части политики в Ярославле в этом году окончательно удалось наладить конструктивную работу всех ветвей власти, и сейчас идет нормальная, планомерная работа. В Рыбинске, к сожалению, наоборот, развернулась борьба за власть, которая пока проходит крайне деструктивно для города и его жителей. Эту проблему, я уверен, также получится снять в самом начале будущего года.

toe_2838

Какие ключевые решения, принятые областной Думой за этой год, вы бы выделили?
Ключевой вопрос – это бюджет. Мы поставили перед собой политическую задачу – начать бороться с госдолгом. Долгое время мы шли на значительное увеличение социальных расходов за счет роста госдолга. Мы поднимали заработную плату учителям и врачам. Собственных средств на это не хватало, приходилось брать кредиты. Сейчас, когда эти задачи выполнены, мы решили заняться финансовым менеджментом в интересах будущего. Во-первых, сокращаем рост дефицита бюджета. Наша задача – принять бюджет-2016 с минимальным дефицитом и через год выйти на профицит, чтобы начать отдавать долги. В 2013-14 годах у нас был 15-процентый дефицит бюджета, в 2015-м мы приняли бюджет с 5-процентным дефицитом (это значит, что нам пришлось вновь брать кредиты на 2,5 млрд. рублей). А в 2016 год мы планируем войти с дефицитом в 1,5%. Это дает нам возможность участвовать в Федеральной программе Министерства финансов по замещению коммерческих кредитов на государственные по ставке 0,1% годовых. И в этом году мы смогли заместить 9 млрд. рублей, а это треть наших коммерческих кредитов на государственные с этой фактически нулевой ставкой. Таким образом, мы сэкономили почти 1 млрд. рублей только на процентных ставках по обслуживанию долга. Если мы примем бюджет с 1,5% дефицита, то получим возможность еще заместить 4-5 млрд. рублей долга государственным кредитом. И мы получим уже 1,5 млрд. рублей экономии на обслуживании долга. И тогда в 2017 году область вздохнет спокойнее.

Кроме того, мы объявили 2015 год Годом промышленности. В этом году стартует линейка празднований 100-летних юбилеев наших региональных промышленных гигантов – ЯМЗ, в следующем – «Сатурна» и других. Мы приняли областной закон «О промышленной политике» и заложили в бюджет деньги, пусть и небольшие, порядка 200 млн. рублей, на поддержку промышленного производства. Это еще один механизм стимулирования инвестиций в Ярославскую область.

Раз уж мы начали говорить про бюджет, давайте озвучим ключевые параметры бюджета на 2016 год.
Конечно, учитывая внешнеполитическую и экономическую ситуацию в стране, нужно сразу сказать, что бюджет 2016 года будет сложным. В этом году мы, скорее всего, не выполним план по сбору доходов и, соответственно, не будем составлять на будущий год больших планов.
В следующем году мы прогнозируем чуть более хорошие показатели экономики: общий рост доходов областного бюджета составит 16% от факта текущего года. То есть мы ожидаем около 51 млрд. собственных доходов бюджета региона. Конечно, этого недостаточно для реализации всех наших планов. Нам приходится сокращать многие программы развития. Например, все текущие расходы, связанные с обслуживанием органов государственной власти. При этом практически в полном объеме сохраняются социальные обязательства области, расходы на здравоохранение, образование и соцзащиту. Немного увеличиваем господдержку села и аграрного комплекса в целом.

А как будут распределяться средства из дорожного фонда? Обычно этот вопрос вызывает массу дискуссий.
Мы прогнозируем, что объем поступления акцизов в дорожный фонд останется на уровне текущего года, то есть чуть более
4 млрд. рублей. А что касается распределения средств, то мы (это партия и фракция «Единая Россия») решили выйти с политическим предложением.
В следующем году мы отмечаем юбилей – 80 лет со дня образования Ярославской области. Поэтому мы хотим объявить 2016 год Годом благоустройства Ярославской области и провести его под лозунгом «Приведем нашу область в порядок».
Мы предлагаем мобилизовать все силы и ресурсы, как государственные, так и коммерческие, привлечь общественность и всех жителей области, чтобы привести в порядок нашу территорию, то есть провести общеобластной субботник длиною в несколько месяцев. Это амбициозная задача, успех которой будет во многом зависеть не от власти, а от жителей области. Только бюджетом мы не справимся. Если эту инициативу поддержат ярославцы, руководители предприятий и организаций, то тогда все вместе мы действительно сделаем мир вокруг нас чуточку лучше!

Со своей стороны, мы, конечно выделим значительные средства областного бюджета – около 2 млрд. рублей для поддержки данных мероприятий. Почти половину дорожного фонда (1,6 млрд. рублей) мы отдадим муниципальным районам, городам и поселениям области, чтобы деньги дошли до людей, а органы местного самоуправления смогли отремонтировать проезды, дворы, улицы внутри населенных пунктов. Впервые, «с нуля», мы создаем областную целевую программу «Благоустройство», чтобы осуществить комплексный подход к ремонту дворов в городах и создавать места отдыха в сельских населенных пунктах. Это еще около 400 млн. рублей.

Мы хотим перепланировать дворовые территории в соответствии с потребностями горожан и условиями современной жизни. Выделить зону парковки машин, зону отдыха для старшего поколения, зону для детей, спортивную зону. В 2016 году на комплексное благоустройство дворов Ярославль получит в 4 раза больше денег, чем в 2015-м. Этого все равно недостаточно, чтобы благоустроить каждый двор, но мы точно должны создать успешный пример «двора будущего»т в каждом микрорайоне, чтобы доказать эффективность комплексного подхода и получить поддержку жителей для продолжения работы программы на следующий год. Разумеется, такие масштабные перепланировки будут проходить после обсуждения и согласования с жителями.
В сельских поселениях такой подход позволит провести мероприятия по вывозу мусора и очистке территории, освещению улиц, установке детских игровых площадок, спортивных снарядов.

toe_3055

Давайте поговорим о ситуации, сложившейся вокруг Фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов. Хотелось бы узнать ваше мнение: в чем главная стратегическая ошибка руководства Фонда?
На мой взгляд, на лицо 2 стратегические ошибки.
Во-первых, руководство Фонда не рассчитало свои силы. Они решили за этот год отремонтировать 1000 объектов, преимущественно крыш. Хотели, как лучше… Вроде как работу Фонда будет сразу видно, люди оценят эффект, увидят, что новый закон о капремонте работает. Но на практике запустить в ремонт сразу 1000 объектов очень сложно: нужно сделать проектно-сметную документацию, провести конкурсные процедуры, найти порядочных подрядчиков. При этом созданный отдел технадзора Фонда, в котором работает всего 10 человек, просто физически не был способен отслеживать качество работ. В итоге о проблемах в Фонде узнают только тогда, когда разгневанные жители звонят в СМИ. И из красивой идеи мы получаем негатив.

Вторая ошибка заключается в том, что руководство Фонда приняло ошибочную философию исполнения закона о капремонте. Они решили, что сотня специалистов Фонда сможет обеспечить капитальных ремонт 20 тысяч многоквартирных домов лучше, чем армия собственников этих домов. Поэтому весь год не было никакой рекламы перевода денег собственников на спецсчета и стимулирования самостоятельного управления этими деньгами. Они решили, что, мол, жители не разберутся, не справятся, пусть лучше все деньги идут в Фонд, в так называемый «общий котел», с которым они – специалисты – разберутся. Руководство исповедовало, если так можно сказать, бухгалтерский подход, то есть ключевым показателем своей работы они считали уровень собираемости платежей. И здесь они добились хороших результатов. У нас лучший в ЦФО показатель – 83%. Деньги собираем хорошо, а работать с деньгами не умеем, потому они сейчас лежат в банке всего под 4,5%. А у людей продолжают течь крыши.

При этом смена директора – это ведь не всегда решение проблемы.
Безусловно. Нужно менять стратегию. Надо стимулировать жителей открывать спецсчета и собирать средства на свой дом самостоятельно. Кроме того, жителям гораздо проще выбирать подрядчиков, следить за качеством выполнения работ. Они не связаны ФЗ№223 или №44. Нужно развивать самоуправление.
Еще есть идея передать управление Фондом на места: подключить органы местного самоуправления, депутатов, глав территорий к управлению Фондом, потому что они ближе к людям и им лучше видно, какие дома в каком виде ремонта нуждаются больше всего. Сейчас же отбор объектов идет исключительно по формальным критериям.
Управление таким Фондом, особенно на его стартовом этапе, это действительно очень сложная работа, на которую способен не каждый. Сейчас мы запускаем конкурс и будем искать действительно сильного руководителя.

В 2016 году будут проходить выборы депутатов в Государственную Думу РФ. Как вы считаете, предвыборная гонка пройдет спокойно или стоит ждать накала страстей?
Выборы все-таки федеральные, поэтому накал страстей будет однозначно, но более высокого порядка. На повестке – федеральные и даже международные проблемы. Это будет ограничивать состав участников (у нас не так много политиков, готовых работать на таком уровне), поднимет качество избирательных технологий, содержания споров среди кандидатов.
Надо сказать, что меняется система выборов, появляются федеральные одномандатные округа. Очевидно, что будет конкуренция между лидерами общественного мнения, это, в принципе, неплохо. Организационных проблем с проведением выборов точно не ожидается.
Не так давно на заседании генсовета партии «Единая Россия» было принято решение о том, что весной мы будем проводить партийные праймериз. В марте начнется выдвижение кандидатов, любой желающий может выставить свою кандидатуру. Если человек подходит по формальным критериям, то он будет допущен к праймериз. 22 мая 2016 года мы планируем открыть 150-200 импровизированных избирательных участков, чтобы абсолютно все жители региона могли высказать свое мнение. Мы ожидаем, на праймериз придет порядка 100 тысяч избирателей, то есть 10% всех избирателей области, а это значит, что мы получим очень достоверный срез общественного мнения. А это значит, что мы будем на 100% уверены в тех людях, которые победят на праймериз, и выдвинем их на основные выборы, которые состоятся 18 сентября.

toe_2822

Вам политика была интересна с детства?
Конечно. Если не считать школьного опыта, всяких советов самоуправления, то уже в 18 лет я стоял в пикетах с плакатами на федеральных выборах 99-го года. Год спустя, еще будучи студентом, я вместе с однокурсниками и друзьями создал общественную организацию – «Центр социального партнерства». Мы занимались развитием гражданского общества, проводили семинары, обучения, тренинги, создавали коалицию общественных организаций на территории Ярославской области, боролись за прозрачность бюджетного процесса, против коррупции в госзакупках, вместе с депутатами разрабатывали законы. Мы первыми в стране добились официального проведения публичных слушаний с участием жителей перед принятием бюджета в городе Переславле – и эта норма вошла в местный нормативный акт. А позднее она вошла и в Бюджетный кодекс России и действует до сих пор. Мы написали и убедили областных депутатов поддержать закон области «О поддержке общественных объединений», по которому сейчас социально ориентированные некоммерческие организации (это организации инвалидов, ветеранов, молодежи и др.) получают помощь из бюджета. Спустя несколько лет, аналогичный порядок появился на уровне страны, и его активно поддерживает наш президент. Помню, тогда я очень комплексовал из-за своего возраста. Мол, как 20-летний мальчишка может чему-то учить взрослых и умудренных опытом людей, готовить сложные нормативные документы. Потом вместе с коллегами по общественной работе мы решили попробовать пойти на выборы в муниципалитет Ярославля. Мне казалось, что таким образом я смогу что-то изменить в работе мэрии, где меня, как общественника, просто не хотели слушать. На выборах я победил, вместе коллегами – молодыми депутатами – мы тогда создали первую в истории муниципалитета города фракцию «Новый город» и начали активно участвовать в реальной политике.

Вы работали в бизнесе, были депутатом разного уровня, служили в органах исполнительной власти. Какая из этих сфер вам ближе по духу? Где больше чувствовали отдачу?
В этом плане мне повезло, я за 15 лет трудовой жизни имел возможность поработать и в малом бизнесе, и в международной корпорации, и в общественном секторе, и в органах законодательной и исполнительной власти местного и регионального уровня. Это, конечно, дает огромный кругозор, опыт и понимание особенностей управленческих процессов. Но большее удовлетворение я получил от работы в органах исполнительной власти. Исполнительная власть дает возможность напрямую работать для людей, реализовывать проекты, принимать управленческие решения. Свои идеи ты можешь запустить в работу, следить за их исполнением и видеть результаты своей деятельности.
Работа депутата – это немного другое: идей масса, но к их реализации ты имеешь намного меньшее отношение. Можно проголосовать за любой закон, внести любую поправку, но на реализацию и конечный результат ты почти никак не влияешь. С другой стороны, у депутатов более творческая работа, работа с людьми, они гораздо свободнее в высказываниях и защищены своим статусом, что в политической работе, конечно, очень важно.

А кем вы себя видите в будущем?
Надеюсь, что моя карьера будет в большей степени связана с государственной службой. Хотел бы продолжать работать в органах исполнительной власти, может быть, и на федеральном уровне. Я не люблю далеко загадывать, но без амбиций я бы в политику не пошел. Я понимаю, что политика – штука тонкая, можно выиграть выборы, а можно их проиграть. Я уже проходил и этапы взлетов, и этапы падений. Сделал вывод: надо просто больше и лучше работать, не перекладывать ответственность, жить в мире с совестью и никогда не сдаваться. Тогда будет поддержка друзей, коллег, окружающих, а с поддержкой придет и успех в делах.

Вы – многодетный отец. Трое детей в наше время – большая редкость.
По плану было, конечно, двое детей, но родились близнецы, и сразу стало трое. И это здорово! Вообще, мы с супругой сразу договаривались, что хотим большую семью, так что трое детей – это нормально. Это огромное счастье – иметь большую семью. Но четвертого ребенка заводить пока немного боязно. У нас и так сейчас весь дом кувырком – все-таки трое парней. Иногда домой страшно приходить. (Смеется.) Я восхищаюсь своей женой. Вся ее жизнь – забота о детях. Я все-таки больше времени на работе провожу. Но, глядя на своих детей, я понимаю, что точно сделал в жизни что-то хорошее.

А есть какие-то увлечения, помимо работы?
Политика – это и есть мое главное увлечение. (Смеется.) Но не так давно тесть решил строить дачу, и меня привлекает, так что я вовсю погружаюсь в тонкости индивидуального деревянного дачного домостроения. Хотя я, конечно, больше теоретик. На более серьезные увлечения времени не остается.

текст: Ирина Дерябина |  фото: Олег Токмаков