Искусство онлайн: станут ли привычным форматом для Ярославля виртуальные выставки, концерты и спектакли • elitniy.ru

Искусство онлайн: станут ли привычным форматом для Ярославля виртуальные выставки, концерты и спектакли

В марте из-за пандемии театры, музеи, филармония, кинозалы в Ярославле, как и во всем мире, ушли в онлайн. Практически все довольно быстро адаптировались к новым реалиям – устраивали виртуальные премьеры и вернисажи, транслировали концерты и запускали веб-лектории на различных интернет-площадках. И заодно, кстати, освоили множество новых сетевых платформ. А зрители получили ключи от очень многих полезных дверей в мире искусства.

Насколько популярной стала новая форма общения с аудиторией в Ярославле? Какие плюсы и минусы онлайна открыли для себя музеи, театры, концертные залы? И что из нововведений они возьмут с собой в будущее? Об этом журнал «Элитный квартал» расспросил тех, кто сумел выстроить диалог со зрителем через экран монитора и смартфона.

Театр на любой возраст и вкус

Каждый вечер во время локдауна Театр драмы имени Фёдора Волкова выкладывал на своих страницах в соцсетях записи спектаклей в рамках проекта «Волковский на карантине». Зрители получили доступ к самым разным по стилю и жанру постановкам – от мудрой и лиричной притчи «Я, бабушка, Илико и Илларион» до трагифарса «Зойкина квартира» по пьесе М. Булгакова.

Театр провел и серию онлайн-эфиров, в ходе которых актеры Волковского не только читали стихи и пели песни, но и отвечали на самые разные вопросы зрителей. Проект вызвал наибольший интерес виртуальной публики – он собрал без малого 3 тысячи просмотров.
За время вынужденной изоляции посещаемость социальных сетей Волковского театра серьезно увеличилась. В частности, аудитория в Instagram выросла в 2 раза! И сейчас именно на этой площадке ведется активное продвижение театральных премьер и спектаклей текущего репертуара.
В целом театр на практическом опыте убедился в безграничных перспективах работы с интернет-платформами, которые помогают привлечь новых зрителей и крупных билетных агентов (Яндекс и тому подобные) и тем самым увеличить в несколько раз посещаемость театра уже в формате оффлайн.

Но, конечно же, живое искусство заменить виртуальными трансляциями невозможно, – подчеркивает заместитель художественного руководителя театра драмы имени Фёдора Волкова Анатолий Ильченко. – Вся суть театра – это общение с живым зрителем, возможность увидеть его глаза, услышать реакцию. Открыв новый сезон премьерой спектакля «Еврейское счастье» режиссера Егора Дружинина, мы увидели, как соскучился наш зритель по театру! Билеты на эту постановку на 2 месяца вперед были раскуплены в считанные дни!

Виртуальным посетителям Ярославского театра кукол в период локдауна представилась уникальная возможность – посмотреть записи спектаклей, которых уже нет в афише! – рассказал заместитель директора Ярославского государственного театра кукол Алексей Хитров. – «Медвежонок Римтимти», «Путешествие Голубой Стрелы», «Щелкунчик» и ряд других – всего в рамках этой акции было показано 12 спектаклей. Их можно было смотреть и на сайте театра, и в соцсетях Вконтакте, Одноклассники, Facebook. Этот проект собрал несколько сотен просмотров.

Кроме того, любители кукольного театра оказались на «Больших гастролях – онлайн». В рамках этого проекта театр транслировал в своих соцсетях спектакли кукольных коллективов со всей России – от Липецка до Омска, от Кургана до Бурятии.

В виртуальном формате провели и Международный большой детский фестиваль, благодаря чему ярославская публика увидела спектакль «Журавлиные перья» Тверского государственного театра кукол, а также стала заочным участником онлайн-встречи «Кукольных дел мастера», организованной театром из Белгорода.
У театра появились и новые проекты. Один из них – «Школа театра кукол» на Facebook, где рассказывалось о видах театральных кукол с примерами из спектаклей, в которых эти куклы заняты. Публикации в рамках проекта вызвали огромный интерес зрителей, и появилась новая идея – в ближайшее время записать еще и цикл небольших онлайн-уроков о том, как актеры управляют каждым видом кукол.

Идея еще одного онлайн-проекта вылилась из самостоятельных актерских работ, сделанных к 75-летию Победы. Сейчас в театре продумываются варианты нового виртуального общения со зрителями – это могут быть и «Сказки на ночь», и вариант «Театра у микрофона».

Индивидуальные экскурсии и прогулки по ночам

В ситуации локдауна Ярославский музей-заповедник постоянно обновлял раздел своего сайта «Виртуальный визит». Здесь появилось более 30 новых онлайн-выставок, среди которых «Ярославль, открытый археологами», «Онегин, добрый мой приятель…», «Парад Победителей». Представленные на них предметы из собрания музея-заповедника сопровождались на редкость подробными комментариями – по сути, цифровая среда дала возможность глубже изучить музейную коллекцию, что оказалось очень востребованным у аудитории.

Огромный интерес вызвала и серия коротких видеороликов, в которых сотрудники рассказывают о музейных раритетах. За несколько месяцев проект набрал более 150 тысяч просмотров! И, несмотря на то, что музей вернулся к привычной жизни, ролики по-прежнему популярны у виртуальных гостей.
Такой же популярностью пользуется и цикл виртуальных экскурсий «Архитектурная коллекция», в которых специалисты рассказывают о прекрасных храмах XVII века, входящих в музейное собрание.

В режиме реального времени музей представил праздничную программу «Победный Май» в соцсети Вконтакте: в заранее обозначенное время на странице музея появлялись видеоролики с выступлениями артистов, видеопрогулки по парку военной техники и воинскому мемориальному кладбищу, фильмы-рассказы о ярославцах, воевавших на фронтах Великой Отечественной.

Многие из виртуальных проектов в музее планируют развивать и дальше. Кроме того, будут разрабатываться новые цифровые проекты.
При этом мы уверены, что живое искусство не заменят никакие виртуальные технологии. Сейчас, когда музей начал работать в привычном режиме, очень востребованы экскурсии, в том числе и индивидуальные: все соскучились по общению, по эмоциям, а это невозможно получить, глядя в экран своего смартфона, – говорит директор Ярославского музея-заповедника Наталья Левицкая.

Работая в удаленном режиме, Ярославский художественный музей сделал ставку на создание новых виртуальных проектов. В первую очередь, были записаны короткие видеоэкскурсии возле одной картины из постоянной экспозиции Музея зарубежного искусства – они стали очень популярны у аудитории.
Огромный интерес вызвала и видеоэкскурсия по выставке икон «Обретение» – в первые же дни она набрала 13 тысяч просмотров. А после того, как музей возобновил работу, в течение нескольких месяцев видеоформат был единственной возможностью побывать на этой выставке, поскольку залы в Митрополичьих палатах, где располагается экспозиция, оставались закрыты.

А на страницах музея в соцсетях за время локдауна появилось более 600 публикаций. Причем о многих памятниках рассказывалось по запросу аудитории.
Настоящим прорывом стал проект «Ночь в музее». Четыре камеры в реальном времени в течение трех часов снимали ночную жизнь художественного музея – залы, картины, скульптуру, Губернаторский парк… На виртуальной ночи в первые 3 дня побывало более 9 тысяч онлайн-зрителей! А сегодня на некоторых ресурсах насчитывается до 20 тысяч просмотров этой ночной прогулки.

Привлекали аудиторию музейные онлайн-игры и викторины. Наибольшим успехом пользовалась серия публикаций под хештегом #ЧтоТоЗдесьНеТак, где участникам предлагалось найти несоответствие в известной картине, входящей в собрание музея.
Большинство онлайн-проектов развивается и сейчас, а также готовятся новые.
Цифровой музей и цифровые продукты, конечно, не заменят встречи с подлинными произведениями в живом пространстве. Но онлайн-ресурсы, безусловно, – прекрасный инструмент для связи с гостями. У тех, кто становится нашими друзьями в соцсетях, выше интерес и к искусству, и к проектам художественного музея в живом формате, – отмечает специалист по связям с общественностью ЯХМ Марина Полывяная.

От вернисажей до международных фестивалей

С момента ухода в виртуальный формат КЗЦ «Миллениум» разместил более 50 различных онлайн-мероприятий на своем сайте. Концерты, видеоэкскурсии по выставкам, кинопоказы, флешмобы и конкурсы проходили один за другим.
В рамках проекта #КЗЦВСЕГДАСВАМИ, который стартовал в марте, были созданы видеозаписи концертов специально для размещения на сайте «Миллениума». И до сих пор сотни просмотров ежемесячно собирают виртуальные выступления Алексея Таланова, «KS JAZZ», Людмилы Сваровской, Джазового оркестра Алексея Терентьева, ансамбля Campanelli и других музыкантов.

К 75-летию Победы была подготовлена целая серия онлайн-мероприятий – от флешмоба #МойВетеран до видеоальманаха «9 Мая на Советской. От юбилея к юбилею», рассказывающего о праздновании Дня Победы в разные годы, которое по традиции КЗЦ проводит на Советской площади.
Ряд событий «Миллениум» транслировал в режиме реального времени. Особой популярностью у аудитории пользовались кинопоказы в рамках XV Международного кинофестиваля «В кругу семьи». Неменьший интерес у зрителей вызвала видеотрансляция мероприятий, которые проходили вживую в концертном зале в День российского кино. На улице перед КЗЦ прошла концертная программа, а также показы VII фестиваля «Уличное кино» – ежегодного зрительского смотра короткометражек, проводимого в России с 2014 года, и Всероссийской акции «Ночь кино».
Онлайн-формат, безусловно, позволил расширить аудиторию КЗЦ во всех соцсетях, – отмечает директор КЗЦ «Миллениум» Игорь Сидоренко. – В первую очередь, мы стремились показать, что помним о своем зрителе и всегда стараемся порадовать его чем-то новым и интересным. И мы видим, что теперь каждая новая встреча в оффлайне становится для нашей аудитории еще более радостной и долгожданной.

Свои плюсы в онлайн-формате увидели и в Ярославской государственной филармонии, ведь зрители получили возможность посмотреть то, что им интересно. Практически ежедневно на сайте филармонии шли вечерние онлайн-трансляции мероприятий разных лет. Можно было услышать и концерт органной музыки, состоявшийся в феврале нынешнего года, и посмотреть музыкально-драматический спектакль «Страсти по Пиковой Даме» с Надеждой Михалковой и Ириной Богачевой в главной роли, который прошел в рамках одного из Международных фестивалей Юрия Башмета в Ярославле.

Большой интерес аудитории вызвали концерты, которые транслировались в режиме реального времени – живое исполнение создавало некий эффект присутствия. Онлайн-концерт «Крым» в исполнении хоровой капеллы «Ярославия», например, посмотрели более 300 человек.

Цифровые технологии позволили отметить и 75-летие Великой Победы – праздничные мероприятия просто перенесли в интернет-пространство: артисты ярославской филармонии опубликовали около 50 музыкальных и личных поздравлений в соцсетях, рассказали о подвигах своих родственников, воевавших на фронте. Музыкальные онлайн-поздравления создавались и к другим праздникам. Количество ответных комментариев превысило привычные цифры в несколько раз.
В целом выросла посещаемость сайта и страниц филармонии на всех интернет-платформах, – отмечает директор Ярославской государственной филармонии Лариса Гаврилова. – Сейчас, когда возобновлены концерты в зале филармонии, мы продолжаем транслировать архивные записи. А со временем покажем и какие-то из нынешних концертов, ведь заполнять зал сегодня можно только наполовину, и всем желающим просто не хватает билетов. Но, конечно, живое исполнение не заменит ничто. Да и самим музыкантам очень нужна эмоциональная поддержка зрителей – играть в пустом зале очень сложно.

 

Текст: Лора Непочатова
Фото: Александр Токарь; пресс-служба театра им. Ф. Волкова