История одного ювелира • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

История одного ювелира

10-4— Что это за штуки в коридоре? – спросил я своего отца, когда 18-летним пацаном
вернулся с учебы домой.
— Это для ювелирного стола, — ответил он мне. — Давно хотел стать ювелиром.
Но его мечты, как и у большинства родителей, стали воплощаться во мне.

Здравствуйте, меня зовут Илья Устюжанин, и я хочу рассказать вам историю появления одного ювелира в Ярославле.

Мой отец всегда умел работать руками и пользовался этим в полной мере, начиная с коньков из бутылок, которые он сделал себе в детстве, и заканчивая парой «лоферов», которые он сейчас шьет мне на весну. Мне кажется, осознание того, что все можно сделать своими руками, передалось мне от него и сыграло главную роль в выборе профессии, попутно облагораживаясь любовью к красоте.

В какой-то момент отцовский рабочий стол в нашем доме стал обрастать разными необычными инструментами, механизмами и приспособлениями для ювелирного дела. Я в это время хоть и листал книги по ювелирному делу, но не очень-то верил, что смогу делать хоть что-то подобное. Тем более я тогда учился на управляющего – популярная в начале 2000-х профессия, наряду с бухгалтером и экономистом.

Иногда, по вечерам, я садился за этот стол и пытался сделать хоть что-то прекрасное, но мне надо было развивать аккуратность и нечеловеческое, как мне казалось, терпение. Отсутствие опыта красочно показывало, как я тогда был далек от мастерства, а первыми моими клиентами были родственники. Мужской половине – кресты с цепями, а женской – подвески и серьги (например, такие, как на фото, с листом тюльпана, – я их сделал на день рождения сестре. Кстати, их потом приглядел мой конкурент). Так и метался я между гулянками и ювелирным искусством, пока меня не забрали служить на флот.

Через 2 года, когда я должен был определиться, чему посвятить свою жизнь, начались поиски работы. А вместе с ними – осознание унылости профессии управляющего в наших реалиях и разочарование. Тогда я решил попробовать свои силы в качестве ювелира. Сгреб в кулак свои работы и пошел в самую именитую ювелирную организацию нашего города – «Русские Ремесла». Выложил на суд руководства свои поделки и сказал: «Хочу работать у вас» (эта целеустремленность и отвага потом еще не раз мне помогали в жизни).

10-5

Заместитель гендиректора по экспериментальному цеху О. Беляев принял меня и направил на модельный участок, где тиражировались модели изделий для последующей формовки и серийного производства. Уровень той работы намного опережал мой опыт, поэтому мне было сложно и интересно. Спустя 3 года, я почувствовал в себе силы идти дальше, подошел к начальнику экспериментального цеха и попросил его взять меня к себе. И вот я уже работаю среди настоящих мастеров, из-под рук которых вышло много шедевров, признанных на международных выставках.

Благодаря высоким человеческим качествам новых коллег и моему интересу к этой профессии, я стал познавать секреты и умения ювелирного дела. И в следующие 3 года, при поддержке лучших ювелиров и под руководством заслуженного художника РФ С. Чирьева, я создал множество красивых и дорогостоящих вещей для простых и не очень людей – от ордена Ярослава Мудрого и подарочного ковша для Бориса Николаевича Ельцина до письменных приборов и настольных ламп (таких, что стоят у нашего президента на рабочем столе) для депутатов и бизнесменов разного полета. От подарков участникам саммита Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге и перстней победителям чемпионата IIFH по хоккею до различных рамок для фотографий, статуэток и изысканных женских украшений с редкими драгоценными камнями. Это лишь небольшой перечень работ того периода, к которым я приложил свои руки и которые мне удалось вспомнить.

Затем я увлекся классикой русской ювелирной школы, Фаберже и Петербургом. Я написал письмо «современному Фаберже» А. Ананову, послал ему фотографии своих работ и выразил желание работать в его мастерской. Получил приглашение и отправился в Северную столицу. Оказалось, что просыпаться в доме за углом Исаакиевского собора, прогуливаться по пути на работу мимо дома Фаберже на Б. Морской, мимо Эрмитажа, по мосту мимо Петропавловской крепости – самая благодатная почва для того, чтобы почувствовать себя частью чего-то великого.

10-5

Работа у маэстро оказалась крайне сложной и интересной. Мне многому пришлось научиться, чтобы соответствовать высочайшему уровню его ювелирного дома. К тому времени я определился, что мне ближе создавать украшения для женщин (серьги, кольца, подвески, колье), чем и занимался несколько лет. Я чувствовал себя на своем месте, создавая украшения в стиле конца XIX – начала XX века. Золото, серебро и бриллианты, редчайшие камни, утонченность, гармония линий и пластики того времени – все это воплощалось в шедевры, которыми украшали себя именитые люди с разных концов света.

А потом начался кризис, и большинство европейских клиентов сократили расходы на роскошь. В это трудное время я решил начать свое дело и вернуться в Ярославль.

И вот на сегодняшний день я использую все свои знания для создания украшений ручной работы. Осваиваю новые для себя материалы (очень полюбил в последнее время платину за ее красивый серый блеск, который идеально сочетается с бриллиантами), ищу вдохновение в исконно ярославских ремеслах, сочетая их с классикой русской и европейской школы ювелирного искусства, и просто помогаю людям воплотить их желания в жизнь.