Издательский бум по-рыбински • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Издательский бум по-рыбински

В чем, на ваш взгляд, причина издательского бума в Рыбинске?
Думаю, о буме говорить все-таки преждевременно. Да, существует определенный тренд, суть которого в серьезном росте издательской деятельности в Рыбинске. За последние пару лет рыбинскими издательствами, а их здесь, как минимум, 3, выпущены десятки книг самой разной тематики. При этом большинство книг по своему содержанию так или иначе связаны с Рыбинском. Причин тому две. С одной стороны общий вектор развития регионального издательского бизнеса в России предполагает, на мой взгляд, создание книг, ориентированных на достаточно узко сегментированную аудиторию. Проще говоря, каждая книга для того, чтобы стать успешной, должна быть адресной. Одним из наиболее очевидных таких адресатов являются жители того или иного региона, которым интересны книги, созданные специально для них. Рыбинские издатели пытаются соответствовать этим тенденциям рынка. Есть и вторая причина. Не секрет, что большинство книг, издаваемых в Рыбинске, выходит в свет, благодаря поддержке местной администрации. В этом плане рыбинским издателям повезло с мэром. Юрий Васильевич Ласточкин еще в бытность генеральным директором НПО «Сатурн» инициировал выпуск нескольких сотен книг по машиностроению, авиации, был издан целый комплекс научных, учебных, методических монографий. Также по инициативе Ласточкина выпускались знаковые книги по истории и культуре Рыбинска и Ярославского края в целом. Достаточно вспомнить трехтомник «Монастыри и храмы земли Ярославской» или фундаментальный труд «Молога».

Наше издательство совместно с администрацией за последние пару лет реализовало два десятка издательских проектов. Это и журналы, и книги, и художественные альбомы, фотоальбомы, мемуары. Вся эта издательская деятельность в конечном итоге направлена на формирование принципиально новой культурно-образовательной среды в городе. Культура, будучи явлением духовным, тем не менее нуждается в системной поддержке, которая выражается в реализации совместных проектов власти, общественности, бизнеса и культурной элиты. Степень развитости этого взаимодействия – один из наиболее ярких показателей интеллектуального и духовного потенциала местного сообщества.

Какие издания, выпущенные по так называемой «рыбинской» тематике в последнее время, вы бы хотели отметить?
В первую очередь, хотелось бы отметить разнонаправленность выпускаемых книг. Каждое из изданий уникально, сделано специально сформированной издательством творческой группой. Вообще, роль современного регионального издательства, прежде всего, заключается в том, чтобы стать площадкой-интегратором, с одной стороны, для творческих сил региона, которые на этой площадке могут в полной мере реализовать свой потенциал. А с другой стороны – площадкой для взаимодействия с администрацией, бизнес-сообществом, системой дистрибуции, в рамках реализуемых издательских проектов. Создание книг – процесс сложный и недешевый, и поэтому степень его успешности напрямую зависит от того, насколько издательствам удается интегрировать в рамках конкретных проектов разных участников этой деятельности.

Если же говорить конкретно, я бы назвал фотоальбом «Рыбинск. Цветные сны», «Записки пойменного жителя» Павла Зайцева, мемуары генерала Батова, сборник стихов Юрия Кублановского «Посвящается Волге», «Рыбинск: путешествие сквозь века. Археология земли Рыбинской», а также последние 8 выпусков первого в Рыбинске толстого журнала «Новый город». Из самых свежих проектов хотелось бы отметить набор уникальных краеведческих открыток для детей с авторскими иллюстрациями художника Елены Писаренко и текстами по истории и культуре Рыбинска, адаптированными для детей 9–10 лет. Также сейчас в издательстве «Медиарост» готовится к выходу в свет целый ряд проектов, посвященных различным аспектам истории, культуры, современной жизни Рыбинска. Отдельно отмечу 3 из них: краеведческую книгу о Рыбинске для детей, путеводитель «12 маршрутов по Рыбинску», историческую документальную эпопею Адольфа Павлова «Уфимские страницы» об эвакуации рыбинского моторного завода в годы Великой Отечественной войны в Башкирию.

Вы делаете краеведческие книги только для Рыбинска?
Преимущественно для Рыбинска. Но, вообще, реализуем издательские проекты и для Ярославля, и для других городов области. Например, наше издательство выпустило книгу «Ярославль: на рубеже тысячелетий», вышедшую уже двумя тиражами, которая стала одним из главных издательских проектов, приуроченных к 1000‑летию областного центра. Также сейчас готовится выйти в свет первая богато иллюстрированная монография по Пошехонскому краю. В разработке находятся издательские проекты об Угличе и Ростове.

Вы занимаетесь изданием краеведческих книг только по истории и культуре города. Или тематический диапазон у вас шире?
Безусловно, шире. В частности, одним из направлений нашей деятельности является подготовка корпоративных книг – изданий, посвященных истории того или иного предприятия или отрасли. Одним из самых удачных в этом направлении проектов стал выпуск в 2011 году 350‑страничного научно-популярного издания с несколькими сотнями иллюстраций «Машинная тяга саней. История русского снегохода». Заказчиком издания выступил единственный отечественный производитель снегоходов – ОАО «Русская механика». Они же выкупили значительную часть тиража. Однако книга, признаюсь, что, в какой-то степени неожиданно и для нас, заинтересовала широкий круг читателей из разных регионов России. В буквальном смысле каждый день в наш интернет-магазин на корпоративном сайте «Медиарост» приходят заявки на покупку этой книги. Это издание из Рыбинска расходится по всей России – от Калининграда до Владивостока.

В конце декабря с широким резонансом в Ярославле и области прошла презентация вашего художественного альбома о творчестве известного ярославского художника Николая Мухина. Расскажите об этом проекте.
Это была очень интересная работа, в рамках которой было решено очень много сложных как художественных, так и технологических задач. Работая над этим проектом с Николаем Мухиным, мы ориентировались на лучшие образцы издания художественных альбомов по живописи в Италии и Германии. И сейчас с точки зрения того, как эта книга сделана, нам не стыдно показать ее кому угодно. А самое главное, что сам художник Николай Мухин, люди, которые нам помогали в создании книги, поклонники творчества ярославского мастера остались довольны вышедшей книгой.

Вообще, издание художественных альбомов крайне интересная тема, и она очень мало разработана с точки зрения материала, который имеется в Ярославской области. Большое количество художников недавнего прошлого, а также и из числа ныне живущих вполне достойны, чтобы по их работам были подготовлены издания того или иного формата. В частности, сейчас при поддержке администрации Рыбинска подготовлен художественный альбом, посвященный творчеству Василия Трамзина, крупного рыбинского художника, который ушел от нас около 20 лет назад. Среди художников‑профессионалов это имя хорошо известно. Однако для широкого круга любителей живописи его наследие остается недоступным. Издание широкоформатного художественного альбома тиражом 3000 экземпляров должно заполнить эту лакуну.
Арт-холдинг «Медиарост» концентрируется не только на издательской деятельности?
Да, в состав арт-холдинга входит еще и рекламное агентство, которое осуществляет комплексные услуги в сфере дизайна, полиграфии, сувенирной продукции и наружной рекламы. Должен сказать, что мы в качестве рекламного агентства являемся подрядчиками для ряда предприятий малого, среднего и крупного бизнеса Ярославской области.

Издательская деятельность и рекламная дополняют друг друга, взаимообогащаются с точки зрения креатива, технологий и логистики. В связи с этим, наверное, неслучайным является то, что на стыке этих двух видов деятельности «Медиарост» развивает такое направление, как арт-реклама. Примером арт-рекламы являются такие нашумевшие в Рыбинске проекты, как экспозиции, посвященные художникам Борису Григорьеву и Василию Трамзину, сделанные под открытым небом. Эти проекты являются, с одной стороны, примерами эстетизации городского пространства, которое зачастую довольно серо и уныло. В этом смысле такого рода экспозиции являются в чистом виде арт-проектами. С другой стороны, размещение логотипа спонсора такой экспозиции, а также грамотная информационная поддержка подобных проектов в СМИ делают их эффективным рекламным инструментом. На мой взгляд, будущее рынка наружной рекламы находится в том числе и в сфере максимального расширения сегмента арт-рекламы.

А кто работает в арт-холдинге «Медиарост»? Как вы подбираете людей?
У нас очень сильная команда. Причем мы при реализации каждого из проектов применяем практику формирования творческой группы, максимально отвечающей творческим задачам проекта. При этом привлекаем не только штатных специалистов, но и приглашаем для сотрудничества лучших фотографов, художников, краеведов, историков, дизайнеров Ярославской области. Специфика нашего бизнеса такова, что нам приходится делать исключительно сложные с интеллектуальной и творческой точки зрения проекты. Поэтому мы стараемся привлекать для сотрудничества людей, которые не только талантливы, но и являются максималистами в вопросах качества.

И последний вопрос: как вы думаете, не умрет ли книга в эпоху Интернета?
Нет. Но это явление нужно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, книга, как источник чисто текстовой информации, особенно сиюминутный, «ширпотребной», вытесняется и будет вытесняться дальше «цифрой» во всех ее проявлениях. И это нормально. С другой стороны, книга, как артефакт, как произведение издательского искусства, на мой взгляд, сейчас имеет все шансы для своего второго рождения. Эпоха Интернета бросила вызов книгоиздателям. И книгоиздатели должны ответить на этот вызов, превратив книгоиздательский бизнес в создание по-настоящему штучных проектов. И здесь чрезвычайно важно все: текст, иллюстрации, работа художника, дизайнера, редактора, выбор бумаги, переплета, качество полиграфического исполнения. Более того, задача издателей сегодня – превратить появление каждой книги в общественное событие. Здесь необходима профессиональная маркетинговая и информационная поддержка каждого проекта. Книги должны быть интегральным механизмом в формировании культурного пространства в городе, регионе, вовлекая в процесс создания не только авторов, но и власть, бизнес, общество, читателей. Книга уже несколько столетий является мощным инструментом, который противостоит энтропии духовного, интеллектуального и общественного распада. Таковой она должна оставаться и сегодня – в эпоху Интернета и цифровых технологий.