Картинки для взрослых • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Картинки для взрослых

toe_3917Генеральный директор студии искусств «Крылья» Денис Черноморский может рассказывать о комиксах бесконечно. При этом слово «фанат» к нему не применимо. Скорее, знаток и ценитель.

Мир комиксов не так прост, как может показаться на первый взгляд. Большинство изданий имеют значок 18+, а герои не только молотят друг друга, используя сверхспособности. Они сталкиваются с глобальными, или, наоборот, с житейскими проблемами. В прошлом веке супергерои боролись с Гитлером, участвовали в противостоянии СССР и Запада. Есть даже «Красный сын» – история о том, как Супермен упал на Землю и вырос не в США, а в Советском Союзе. Современные герои предотвращают теракт 11 сентября и взаимодействуют с Бараком Обамой.

— Комиксами я увлекаюсь с детства, – рассказывает Денис. – В 90-е годы в нашем доме появился кабельный канал Fox Kids, который транслировал мультсериалы про Человека-паука, Халка и других героев. А потом, кода мы с кем-нибудь из взрослых шли мимо газетного киоска, я просил купить очередной комикс. С тех времен у меня осталась большая коллекция. В 15-летнем возрасте я снова вернулся к теме комиксов, но смотрел на них уже другими глазами: покупал редкие издания, англоязычные версии, интересовался тем, как придумывают истории про супергероев.

Название «комикс» происходит от английского comic – «смешной». Главная особенность жанра – это сочетание литературы и изобразительного искусства, проще – картинок и текста. Американские комиксы начинали свою историю как короткие сатирические зарисовки в газетах, а потом трансформировались в самостоятельные издания. Поворотным стал 1938-й год, когда появился Супермен. Читателям понравился новый мир, и вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов.

Самый дорогой комикс
стоит около 1 млн. долларов. Именно в нем впервые появился легендарный Супермен. Один из раритетных экземпляров принадлежит актеру Николасу Кейджу, взявшему псевдоним у Люка Кейджа — накачанного чернокожего силача из выдуманной вселенной Marvel.

— Есть стереотип, что комиксы – это незатейливая книжка с картинками, – рассуждает мой собеседник. – Действительно, существует ниша детских комиксов, где действуют облегченные версии все тех же персонажей. Но в большинстве взрослых изданий есть политика, элементы насилия, такие вопросы, как однополые браки, наркотики. Комиксы – огромная индустрия, в которой, как и в книжной, находится место для хороших и откровенно слабых изданий, шедевров и проходных вещей. Например, «V – значит, вендетта» Алана Мура я могу перечитывать десятки раз, снова и снова находя для себя что-то новое. То же самое касается комиксов известного британского автора Нила Геймана.

— Российские авторы также пробуют делать комиксы, но получается редко, – продолжает Денис. – Не самый удачный опыт был у Бориса Акунина, решившего переложить приключения Фандорина «в картинки». В магазинах можно встретить комиксы «Война и мир» и «Преступление и наказание». Авторы таких изданий думают, что достаточно урезать все описания, оставить диалоги и нарисовать героев. Но комикс – это тандем художника и автора, и от того, насколько они чувствуют друг друга, зависит результат. Тут либо есть взаимопонимание, либо его нет.

Если мы откроем любой американский комикс, то увидим несколько фамилий: сценарист, 2 художника, отдельный человек по обложке, отдельный – по цвету. Специальные люди работают с «облаками», в которых располагается текст. Кстати, знаменитый шрифт Comic Sans был придуман именно для комиксов.

toe_3929

— Комикс можно сравнить с раскадровкой фильма, – рассуждает мой собеседник. – Вот глаза крупным планом, теперь вид сзади, мелькнула тень. Несколько лет назад легенда комиксов, создатель Человека-паука, Стэн Ли выпустил 2 книги: о том, как писать комиксы и о том, как их рисовать. Оказалось, это безумно сложно! Творческая команда одного комикса составляет 5-6 человек: автор пишет, художник рисует в черно-белом варианте, колорист оформляет, ретушер делает тени. А потом все это идет в издательство, где над 30-40 страницами работают десятки людей.

— Для себя я понял, – продолжает Денис, – что главная задача художника в том, чтобы передать динамику. В студии я много общаюсь с профессиональными художниками, но далеко не каждому по силам рисовать иллюстрации к комиксу. А ведь нужна не одна картинка, а 40 страниц с полной детализацией! В комиксе нельзя написать: «В его глазах горела ярость». Нужно это изобразить. Автор должен вложить свое видение в голову художника. И если это происходит, то рождается великий тандем. Такой, как Стэн Ли и Джек Кирби. Первый придумал вселенную Marvel, второй ее нарисовал.

8000 рублей – самый дорогой комикс в коллекции Дениса. 1953 год, издательство Marvel.
5 000 000 долларов стоит самый дорогой комикс в мире, в нем впервые появился Супермен, на обложке – подпись автора.
Более 100 экземпляров в коллекции Дениса.
0,5 миллиона рублей стоит коллекция Дениса Черноморского.
70-100 рублей стоят «синглы» – одиночные издания комиксов.
1000 рублей – средняя цена графической новеллы в твердом переплете.

toe_3925

— На мой взгляд, новый виток популярности комиксов начался в 2008 году, – размышляет Денис Черноморский, – когда на экраны вышел «Железный человек». Персонаж незаметный, никогда не пользовавшийся большой популярностью у поклонников комиксов. А в кино он получился ярким и запоминающимся! С тех пор вышло немереное количество фильмов, снятых по мотивам комиксов. А также телепередачи, книги, в общем, комиксы стали частью поп-культуры и вышли далеко за пределы США. Если раньше комиксы были рекламой кино, то сейчас все ровно наоборот.

За примерами успешной экранизации далеко ходить не надо. Вы слышали про «Дедпула»? Раньше этого персонажа, умеющего ломать «четвертую стену», т.е. говорить со зрителем, знали только преданные фанаты, а на днях фильм собрал огромную кассу.

— Любовь к комиксам мне помогает в работе, – рассказывает Денис. – Мальчишки и девчонки приходят в «Крылья», видят наклейки на планшете, футболку Marvel, сумку со «Звездными войнами». И вот уже мы с ними на одной волне! Когда выходит очередной трейлер, бегут ко мне узнавать предысторию. Пытают до последнего, до самой мелкой детали! При этом я не из тех людей, которые с важным видом говорят «а в оригинале было лучше…». Все-таки кино и комиксы – это отдельные произведения. Если бы все детали переносили в кино, его никто бы не смотрел. Комикс рассчитан на то, что ты «в материале», а в кинотеатр приходит неподготовленный зритель, которому нужна облегченная версия событий.

toe_3913

Один мой друг из Израиля, которому я дал почитать пару интересных вещей, буквально подсел на комиксы. Вместе с женой. Пару недель назад они мне прислали сообщение: «Смотри, мы купили фигурку Халка!». Получается, двоих серьезных взрослых людей я буквально заразил комиксами.

В любом сетевом книжном магазине нашего города можно найти несколько полок с американскими комиксами. На днях откроется первый магазин, посвященный только комиксам, многое доступно в электронном виде. К началу весны в «Крыльях» появится витрина с комиксами, где будут продаваться знаковые вещи в твердом переплете и немного синглов – изданий, выходящих ежемесячно.

— Комиксы переживают подъем благодаря кино, – рассказывает мой собеседник. – Издательства Marvel и DC получают огромную прибыль от киноиндустрии, продажи одежды, игрушек. У популярных брендов есть коллекции с героями Marvel и DC. Обратите внимание, сколько в Ярославле людей гуляет в футболках с супергероями. Возможно, они не знакомы глубоко с миром комиксов. Так же, как любишь президента – купил майку с президентом, любишь Капитана Америку – купил майку с Капитаном Америкой.

В 2009 году компания Disney купила «Marvel» за 4,24 миллиарда долларов.

Музыканты из KISS
оплатили издание комикса о себе. Чтобы он лучше продавался, участники группы сдали кровь и смешали ее с красной типографской краской, которая шла на издание. Расчет оказался правильным: фанаты буквально сметали с полок комиксы с кровью любимых музыкантов.

toe_3922

В 2016 году нас ожидает масса новинок в кино. Уже вышел «Дедпул», скоро появится «Бэтмен против Супермена», осенью – «Отряд самоубийц», который уже нереально нашумел в Интернете. Даже у нас в студии поставили танец с костюмами из этого фильма! Потом выйдет «Капитан Америка 3» и «Доктор Стрэндж» с Бенедиктом Камбербэтчем (который «Хоббит» и «Шерлок»).

В России тоже делают, да и раньше делали комиксы. Мало кто помнит, как выходили «Черепашки ниндзя», боровшиеся за коммунизм. Никто, конечно, права на черепашек не покупал, но рисовали наши художники их точно так же, как и американские.

— Успешно работает российское издательство Bubble, – рассказывает Денис. – У них 7 своих актуальных линий комиксов, с уникальными персонажами. Герои русские, например, Инок – священник православной церкви в отставке. Или Бесобой, в прошлом солдат-контрактник Данила. Кстати, «Бесобоя» уже начали выпускать в США, а в России Bubble делают сериалы в сотрудничестве с ТНТ. Точно не хуже «Дозоров»!

Несколько лет назад Денис случайно наткнулся на клад. Разглядывая витрину газетного киоска на вокзале, заметил старые издания американских комиксов. Потрепанные, по цене 7, 10 или 15 рублей. Выяснилось, что в городе есть ряд точек, куда специально свозят на реализацию залежавшуюся на складе продукцию. Денис хотел даже попасть на этот склад – не пустили.

— Если говорить о любимых комиксах в коллекции, у меня есть 3 знаковые вещи, – говорит Денис Черноморский. – Сборник из 4-х первых выпусков про Халка, родом из 80-х. Альманах по Человеку-пауку, где есть обложки 7201 выпуска с 1962 года. И комикс из 70-х годов – ограниченная серия «Звездных войн», который в детстве я так и не вернул в Крыловскую библиотеку.

toe_3927

 текст: Антон Будилин | фото:  Олег Токмаков