Краудфандинг, или с миру по нитке • elitniy.ru

Краудфандинг, или с миру по нитке

Вот уж не знаю, скажу ли я что-то новое, но вдруг? Попробую. Вопрос на засыпку: «Сколько стоит самый дорогой картофельный салат»? Выслушав сотни полторы ответов, правильного не нахожу и отвечаю сам: 55492 доллара. Нет-нет, никаких фейков! Именно столько денег для приготовления картофельного салата собрал парень из штата Огайо, Зак Браун, на краудфандинговой платформе Kickstarter. Это случилось 4 года назад, но рекорд до сих пор не побит, «салат» – самый знаменитый шуточный проект в сфере краудфандинга. Шутки шутками, а 55492 доллара – штука серьезная. Времена на дворе непростые, любой разговор с вероятностью 99,9% на третьей фразе переходит на нехватку денег. Где взять?! Сейчас разберемся.

Умным словом «краудфандинг» называют то, что в старину звалось «сбор денег по подписке», или просто «пожертвования». Например, церкви так строили. Тот же Собор Парижской Богоматери построен на пожертвования простых французов. Правда, строить пришлось 182 года, но принцип соблюли – всем миром, без помощи бюджета. Не спешите скептически улыбаться: в наш онлайн-век это работает быстрее. Конечно, если встать со шляпой у магазина, получишь разве что по лицу. А вот если с виртуальной шляпой выйти на просторы Интернета, результат может быть иным.
Так, в 2015 году группа «Аквариум» захотела выпустить новый альбом, а денег-то и нет. Тогда Борис Гребенщиков объявил сбор средств через платформу Planeta.ru, и фанаты довольно быстро набросали ему 7 303 803 рубля. А сама Planeta.ru на следующий год стала рекордсменом российского краудфандинга, собрав на различные проекты более 400 млн. рублей.
Если кто-то думает, что с тех пор положение ухудшилось, сразу скажу: ошибается. Вот информация от 1 февраля 2019 года. Издатель решил прекратить выпуск журнала «Мир фантастики» из-за нехватки финансов. Другой, более предприимчивый издатель, попробовал выпускать нерентабельный журнал с помощью краудфандинга. За месяц на площадке CrowdRepublic собрали 5 млн. рублей. Сегодня «Мир фантастики» продолжает выходить в мире реальном и закрываться не собирается.
По статистике (как мировой, так и российской), легче всего собираются деньги на проекты, связанные с творчеством: музыка, кино, книги. Но синюю птицу Удачи могут ловить не только артисты и литераторы. Краудфандинг (буквальный перевод – «финансирование толпой») универсален, то есть деньги можно просить на все, что вздумается. На издание сборничка своих стихов. На открытие кафе. На поддержку бездомных людей или кошек. На все, о чем мечтается. Свобода в стиле сrowd иногда аж зашкаливает: в интернет-пространстве США как-то даже мелькнул сайт, предлагавший услуги по сбору денег на убийство известных политиков (кстати, для Барака Обамы собрали заметную сумму). Само собой, эта дурь мелькнула и исчезла, а серьезный краудфандинг работает не только ради самореализации безденежных творческих людей или начинающих бизнесменов, но и для осуществления социальных проектов. Одна из наиболее ярких краудфандинговых историй случилась в Костромской области, в городе Шарья. Тамошние предприниматели под предводительством кузнеца Сергея Захарова восстановили аварийный мост. 300 000 рублей (не считая переданных в дар стройматериалов) собрали без особых трудов. По расчетам властей, ремонт моста обошелся бы бюджету… в 45 раз дороже! Но мост есть и служит шарьинцам. Вот что такое «дешево и сердито».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Сергей Талов, управляющий Ярославским филиалом АКБ «ФОРА-БАНК» (АО): Краудфандинг становится популярным способом привлечения инвестиций для запуска стартапов. Использовать «народное финансирование», чтобы дать старт новому бизнесу или благотворительному проекту, на первый взгляд, легко, но нужно понимать, что у каждого проекта есть свои подводные камни.
Преимущества: юридические формальности сведены к минимуму; возможность быстро собрать недостающую сумму; микроинвестиции – невозможность диктовать свои условия владельцу; избежание кредитов и бумажной волокиты; низкие риски; массовое использование интернет-платформ как для привлечения инвесторов, так и для продвижения своего продукта.
Риски: потеря авторского права; не каждая идея сможет стать объектом краудфандинговой кампании; ограничение относительно финальной суммы сборов; краудфандинговые платформы взимают комиссию с успешных проектов, кроме того, существуют и процессинговые сборы платежных систем; отсутствие проработанного законодательства.
Несколько правил для инвесторов: краудинвестинг можно сравнить с рискованной игрой, а потому делать его делом всей своей жизни нельзя; вкладывать следует только свободные деньги; не стоит рассчитывать на скорый доход – компании строятся не за пару недель; искать проекты следует только на проверенных площадках, так как есть риск нарваться на мошенников; неликвидность – нужно понимать, что «вытащить» быстро деньги из проекта не получится.
Краудфандинг в России — пока новинка, по крайней мере, в отношении инновационных проектов. И каждый волен выбирать, куда вложить деньги или как построить свой бизнес. Но, пока не будет принят законопроект, призванный регулировать отношения по привлечению инвестиций с использованием цифровых технологий и определять правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ, краудфандинг останется инструментом маркетинга инновационных продуктов и способом изучения рынков сбыта.

Что же должен сделать простой смертный, чтобы о его успехах писали статьи вроде этой?
Для начала решить, что нужно сказать незнакомым людям, чтобы они перевели деньги на краудфандинговую платформу. Никто не ждет, что собирающий деньги с помощью краудфандинга вернет их жертвователям. В Интернете практикуется и сбор денег взаймы, но это другая история, это краудинвестинг. Чем заинтересовать жертвователей? Можно социальным пафосом проекта. Можно его оригинальностью. Можно пообещать (и выполнить обещание), что в случае успеха проекта каждому жертвователю будет выслан подарок («сувенирка», диск, книга). Подарки могут быть именными, это привлекает. А можно покорить людей чувством юмора и креативом. Тот же Зак Браун, который картофельный салат готовил, сначала просил 10 долларов. Но в ответ на первые присланные центы выложил в Сеть пародирующее рекламу – короткое видео, которое так понравилось пользователям, что в финале проекта автор получил больше 50 тысяч долларов. В общем, простор для фантазии безграничный, но заинтересовать людей нужно обязательно, халявы не будет. Краудфандинг – не милостыня, а система получения материальных средств в обмен на вещи нематериальные (интерес к жизни, сознание собственной значимости, хорошее настроение и т.д.)

Второе – выбрать крауд-сайт и подать заявку. В России заниматься краудфандингом непросто – известно 10 крауд-платформ, не сумевших «раскрутиться» и начать эффективный сбор средств, 4 успешно работающих (Boomstarter.ru, Kroogi, Planeta.ru, Tyresa) и 4 «середнячка», работающих с переменным успехом («С миру по нитке», «Мой учитель», «Электронный благотворительный ящик», ThankYou.ru). Этот список меняется, «крауд» привлекает многих. В последние годы некоторые крауд-услуги стали оказывать даже такие сервисы, как Яндекс.Деньги. Выбирая крауд-платформу, будьте внимательны. Одни платформы берут процент от поступающих сумм, другие работают бесплатно. Одни ограничивают тематику проектов, другие разрешают крауд – сбор даже «на личные нужды». И, наконец, одни платформы, если в оговоренный срок не накопится заявленная сумма, возвращают деньги жертвователям, а другие – отдают неполную сумму собирающему.
Обязательные условия – получатель не может быть анонимным. Расчет расходов должен быть прозрачным и публичным, т.е. отрытым для всех. Цель проекта – четко заявлена и неизменна.

Желательные условия – обновлять историю проекта не реже 2-3 раз в неделю. Будьте открыты, сообщайте о достижениях. Если выложите matching funds (историю вкладов от других пользователей) – совсем хорошо.
Четко определите сроки реализации проекта. Подсчитайте, сколько нужно средств, примерно сколько жертвователей и, вообще, калькулируйте все, что можно.
Создайте двухъярусную систему наград – крупный жертвователь получит больше вашего внимания, но нельзя забывать даже того, кто прислал один рубль.
Резонный вопрос – не нарушает ли закон человек, собирающий деньги в Сети? Ответ на сегодня: нет, не нарушает. Минфин РФ и отечественные юристы неоднократно поясняли, что краудфандинг расценивается как благотворительная помощь от частных лиц, а она пока налогом не облагается. Если речь идет о работе с зарубежными крауд-сайтами, каждый участник проекта ориентируется на законодательство своей страны.
Но самое главное – сделайте выбор между двумя вариантами поведения. Вариант первый – вы живете в мире ограниченных возможностей, повторяя как в полусне: «Денег нет, поэтому ничего не получится».

Вариант второй – вы просыпаетесь, набираете в поисковике «краудфандинг» и нажимаете клавишу Enter.
Выбрали? Вот и хорошо.

Текст: Аскер Замиров