ЛЕОНИД ТКАЧЕНКО • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

ЛЕОНИД ТКАЧЕНКО

О спортивной психологии, дефиците классных игроков и о том, как из малолетнего лентяя вырастить звезду хоккея.

Всю свою жизнь Леонид Владимирович, как бы сказали сейчас, воспитывал в людях командный дух и лидерские качества. Он был штатным психологом электромашиностроительного завода, отбирал руководящие кадры для ярославских предприятий. А в 1987 году, когда его сын Иван Ткаченко пришел в хоккейную школу «Торпедо», он увлекся спортивной психологией и растил будущую знаменитость уже не просто как отец, но и как профессиональный наставник.

Накопленный уникальный опыт лег в основу авторской методики, которую Леонид Владимирович разработал для подготовки молодых спортсменов. Возможно, именно благодаря ей у нас появятся новые звезды спорта – кто знает?

Свою методику я разрабатывал около 10 лет вместе со старшим сыном, Сергеем, – он окончил физвос ЯГПУ и высшую школу тренеров. К сожалению, нам пока не удается апробировать ее полностью, от начала (с 6-летнего возраста, когда детей набирают в спортивные секции) и до конца, но на промежуточных этапах уже есть хорошие результаты.

Спортивной психологии у нас сейчас практически нет. То есть официально она как бы есть, но ее пытаются загнать в рамки общей психологии. Люди, которые разрабатывают различные методики, зачастую не учитывают спортивную специфику, не понимают, что именно им нужно делать. Они тратят усилия на развитие стрессоустойчивости спортсменов. Но дело в том, что спортсмены, которые выходят на высокий уровень, уже и так адаптированы к потрясениям. Работая с детьми, они пытаются изменить структуру личности ребенка, но это практически невозможно, потому что она на 95 процентов формируется в семье.

На самом деле задача спортивного психолога – развивать игровое мышление. То есть увеличить у спортсменов скорость приема и переработки информации, научить их быстро принимать правильные решения. Я считаю, что этого можно достичь с помощью специальных упражнений. Каких именно? Я пока не могу рассказывать об этом подробно. Скажу только одно: наша методика показывает, что игровое мышление можно развить практически у любого человека. Мы ведь зачастую пользуемся только тем, что нам дано от природы. Но ведь дано единицам, таким, как Гретцки, Ягр, Федоров, Ковальчук, Малкин. А с помощью грамотных методик мы можем довести многих игроков до такого уровня.

Как-то Андрея Тихонова в одном из интервью спросили: что самое главное для футболиста? Он сказал: «Голова». А кто будет заниматься ее развитием? Тренер, который и без того загружен работой и который отвечает за результат и постановку игры? Так что психолог в спортивных командах нужен, но ни у нас, ни за рубежом пока нет возможности приглашать действительно грамотных специалистов.

Недавно ко мне обратился за помощью директор детской школы «Шинник» Владимир Власов. На основе своей методики мы разработали для его воспитанников программу подготовки. Был разговор и с главным тренером «Шинника» Александром Побегаловым; мы поняли, что мыслим в одном направлении. Возможно, и там получится совместное сотрудничество. Если им понадобятся мои знания, я готов предложить их для тренировки игроков основного состава.
Мотивация у детей всегда одинакова. Если ребенок хочет заниматься спортом, он это делает. А если желания нет, то и не будет. До 15 лет дети играют в хоккей в свое удовольствие. А когда подходит время к выпуску, они понимают, что для того, чтобы остаться в спорте, надо работать. В итоге те, кто ранее сачковал (а таких много, ну не хочет ребенок в силу возраста выкладываться на полную катушку), начинают усиленно заниматься. Но поезд-то уже ушел! К примеру, тонкие координационные движения закладываются в возрасте до 15 лет, скорость – с 12 до 14. И если та же скорость на 80 процентов зависит от генетики и только на 20 от тренировочного процесса, то выносливость наоборот: 20 процентов – генетика и 80 – тренировки.

По моим наблюдениям в футболе и хоккее у нас самые талантливые дети в мире. Но перспективные ребята очень часто еще и ленивые. И тогда их дальнейшая жизнь зависит только от тренера: готов ли он терпеть и делать все, чтобы парень развивался. Поэтому детский тренер должен знать и уметь раз в десять больше коллеги, который работает с взрослыми.

Нам очень важно научиться работать с ребятами, чтобы выращивать классных игроков. Посмотрите: сейчас Малкину 25 лет, Овечкину – 27, Ковальчуку – 29. И кроме них, у нас нет больше звезд такого же высокого уровня. Это все оттого, что мы отстаем в методике тренировок от зарубежных специалистов.

Недавно я выписал из США труды двух современных физиологов. Оказалось, это очень похоже на курс физиологии, который мне прочитали еще в университете. А на вопросы, которые меня интересуют, американцы ответов не дают, ссылаясь на то, что следующий шаг в этом направлении наука еще не сделала. Это как в шахматах, где игроки сначала делают 17 оптимальных ходов, а дальше просчитывают варианты. Но на доске 64 клетки, а мозг человека состоит из 15 миллиардов клеток. Представляете, сколько тут может быть комбинаций? Поэтому общей и спортивной психологии есть куда развиваться.

О хоккейной школе имени Ивана Ткаченко
Ярославль – хоккейный город, но ледовых площадок на всех не хватает. В Брагино – самом большом районе Ярославля – живет 200 тысяч человек, а спортивных сооружений практически нет. А они нужны – хотя бы просто для того, чтобы убрать детей с улиц. Поэтому когда однажды мы – Ваня, Сергей и я – разговаривали о детском спорте, то решили построить хоккейную школу именно в Брагино. Ваня подал заявку на выделение земли, но, когда вопрос уже решался, случилась трагедия с командой.
Мы с Сергеем подали новую заявку. Мэр и губернатор нас

поддержали, выделили землю, за что им большая благодарность. Они нам помогают, и я думаю, что с их помощью мы это дело осилим.
Что касается сроков строительства школы, то здесь есть нюансы. Мы не можем начать работу, пока не закончатся все процедуры подписания необходимых документов. С декабря мы получили проект на строительство, сейчас он должен пройти экспертизу, и только после этого можно будет приступить к работе. Я бы очень хотел, чтобы школа открылась к сентябрю или 9 ноября – к Ваниному дню рождения.

 текст: Евгений Мохов | фото из личного архива Леонида Ткаченко