Лесом-полем • elitniy.ru

Лесом-полем

img_5442

Квадроциклом сегодня никого не удивишь. Стоит недорого, управляется легко, а для владельцев загородной недвижимости – просто находка. Вышел, завел и гоняй себе по просторам хоть летом, хоть зимой. Мой собеседник начинал со скромных покатушек «по лайту» и за 4 года дорос до серьезных соревнований и поездок на Полярный Урал. Юрий Базылевич рассказал  о том, как получить удовольствие от обладания квадриком.  

Квадроциклы стоят в гаражах у многих, но часто владение ограничивается короткими поездками в выходной день. А мы за последнее время посетили Северный Кавказ, Хибины, Полярный Урал и массу других интересных мест, — рассказывает Юрий. – Например, Полярный Урал увидели зимой на снегоходах и, впечатлившись невероятной красотой гор, решили побывать там и летом на квадроциклах. Местные обещали незабываемые летние тропы, горы, реки и рыбалку.

Маршрут экспедиции проложили от Воркуты, через заброшенный поселок Полярный (там наша турбаза), дальше на поселок Харп и финиш в городе Лабытнанги. Всего около 300 километров по горам и бездорожью. Запланировали выезды на рыбалку с ночевкой, преодоление болот, гор и рек – в общем, все радости путешественника!

До Воркуты добрались поездом, люди в купе, техника – в почтовом вагоне. Кстати, доставка одного квадроцикла в оба конца по железной дороге обошлась в 15 тысяч рублей. Есть еще один вариант – арендовать фуру. Например, в Хибины доставка стоила 10 тысяч рублей туда-обратно. Грузовик проедет не везде, зато его можно отправить в путь заранее, а самим добраться самолетом.
Уже в Ярославле полярная экспедиция столкнулась с первыми трудностями. Один из квадроциклов отказался заводиться прямо перед погрузкой. Слили воду из бака, сменили фильтры и шланги – завелся.

— Квадроциклы, бывает, ломаются, но сравнительно легко чинятся даже в походных условиях, – рассказывает мой собеседник. – Чаще всего случаются проколы колеса, лечатся они с помощью жгутов. Откручиваются гайки, гнутся от ударов рулевые тяги. Тягу можно снять и поправить с помощью камня. Квадроцикл сможет передвигаться, но уже не так быстро.
Уважением в квадро-сообществе пользуются Yamaha Grizzly 700, именно на таком 46-сильном аппарате Юрий участвует в соревнованиях. Второй квадрик в гараже – двухместный Polaris, он для путешествий.

img_5387

Вернемся к экспедиции. В Воркуте путешественники проворно разгрузили квадрики и сделали фотографию перед стартом на фоне паровоза. Потом еще одно фото на выезде из Воркуты под знаком «67 параллель». Это Полярный круг – знаковое место.
Двинулись в сторону гор. Мелкие речки, болота, овраги. Застрять успели почти все, некоторые не по разу. После болот и квадроциклы, и их пилоты стали одинакового грязного цвета. Отлаженный зимой командный труд экономил время и избавлял от лишней суеты.
Небольшие речушки сменила большая Малая Уса. Зная, что она будет на пути, путешественники подготовились. Взяли с собой 2 лодки, камеры, веревки, сапоги-забродники. Но переправа на плотах занимает много времени, даже если все пойдет по плану. Поэтому решили изучить возможность преодолеть русло своим ходом. Местные рыбаки подсказали правильную траекторию, прошли без потерь и заодно квадроциклы помыли.

Следом на пути встала река Большая Уса с глубоким руслом и мощным течением. Вариантов перехода – полно. Только глубоко везде. Очень. И течение мощное. Неужели здесь придется-таки надувать флот? Очень не хотелось, особенно на фоне предыдущих успехов. Вспомнили про ориентир, упомянутый местными, – троллейбус! И действительно, левее, на противоположном берегу, виднелся ржавый остов. Чувство юмора у северян отменное: поставили троллейбус вдали от цивилизации. Хоть квадрики и сносило, глубина была на грани гидроудара, переехали все, и снова без потерь.

— Для переправы через водные преграды используют различные виды плотов, – разъясняет мой собеседник. – Это либо специальные надувные подушки, либо камеры от большегрузных автомобилей. Но тонут квадроциклы регулярно. Свою «Ямаху» я чуть не потерял в Которосли, в районе Гаврилов-Яма (там высокие берега и сильное течение): заехал в воду задом, по багажник, и немного привстал, включая переднюю передачу. В этот момент квадроцикл поплыл, потом перевернулся кверху колесами, но не утонул. Я держался за багажник, так мы преодолели 150 метров по центру реки, пока не нащупал ногами дно. С помощью товарищей и еще одного квадроцикла вытянули «Ямаху» на берег, поменяли все жидкости и поехали дальше. Для «Ямахи» это норма, но техника других производителей более капризна.

На Полярном Урале наступила ночь. Ее провели на берегу озера, а утром устроили шикарную рыбалку на хариуса. Тот случай, когда только закинул удочку — и сразу клюет. За час-полтора удалось наловить с десяток рыб, их приготовили на костре и после сытного завтрака отправились в путь. Кругом горы, красота — и вот он, перевал, разделяющий Европу и Азию! Преодолев 50 километров препятствий, под холодным дождем, участники экспедиции финишируют на базе отдыха, знакомой еще с прошлых поездок.

img_5397

— Приехали, занесли все вещи в дом, – рассказывает Юрий. — Нас ждала большая кастрюля супа и фирменная настойка из северных корешков. Пока ужинали, решили сгонять к хантам за оленем, чтобы все дни отдыха питаться не тушенкой, а свежим мясом.
Подъехали к юрте, там люди в национальной одежде, причем это не бутафория. В хозяйстве у хантов сани, бензогенератор, спутниковая тарелка и плоский телевизор. А главное – квадр! Именно на нем глава семьи ездит в горы пасти оленей. Добрались вместе с ним до стада. Сначала заехали на очень крутую гору, потом спустились с еще более крутого склона. Всё на грани возможностей квадра, с ударами камней в защиту и попытками перевернуться. Местный привез оленя, дал попить крови и попробовать сырого мяса. Если закрыть глаза и забыть, что оно только что бегало, немного похоже на тунца.
На обратном пути увидели вдали зарево. Что это может быть? Мангал? Костер? Пожар! А гореть там нечему, кроме базы и бани! Огромные всполохи, отражающиеся на склоне горы, подтверждали самую плохую версию. Мы помчали туда во весь опор. Там все наши вещи, деньги, документы. Все, что разгрузили недавно. Два снегохода стоят рядом с домом! Наверняка уже сгорели.
Огонь был такой силы, что подъехать ближе 50 метров оказалось невозможно. Дом и баня сгорели. Погибли кошка и собака. Куски горящего материала ветер раскидывал вокруг. Горели какие-то сараи. Что-либо сделать или что-то спасти уже было невозможно. Снегоходы удалось оттащить в последний момент, все остальное пропало. Хозяева лишились бизнеса, который развивали последние 5 лет. А путешественники остались без документов, денег и экипировки.

img_5442

О продолжении экспедиции больше речь не шла. Два квадра хандрили, инструмент и запчасти сгорели. Да и настроение было уже совсем не то. Плюс все думали только о том, сколько проблем будет из-за отсутствия документов и как долго их восстанавливать. Каким-то образом предстояло попасть в ближайший поезд, погрузить квадрики и снегоходы (их оставили на базе еще с прошлого путешествия). Без денег и документов.

— На тот момент, – вспоминает Юрий, мы реализовали только 40% своих планов, но были вынуждены завершить поездку. В 12:30 следующего дня нас ждал обратный поезд. К счастью, поездка на Полярный Урал была не первой и не последней. Мы побывали с семьями на Северном Кавказе, катались в Хибинах, планируем Байкал и Камчатку.

Квадрик может стать универсальным катализатором приключений. Проще говоря, есть время, деньги и энергия. Добавляем Yamaha или Polaris, получаем удовольствие. Есть, правда, в теории квадровладения и совсем земные вещи.

img_5645

— По правилам нужны «тракторные» права категории А1, на квадроцикле должны быть номера. И еще нам нельзя передвигаться там, где тракторам проезд запрещен, — рассказывает мой собеседник.
Даже легкая прогулка на квадроцикле может таить в себе опасность. Юрий вспоминает, как случай приучил его ездить исключительно в шлеме:
— В хорошую погоду я поехал один по давно изученной трассе. Очень хотелось снять шлем, уж больно он мешал любоваться окрестностями, да и жарко было. Останавливало то, что убрать его было некуда, а держать в руке неудобно. Я стал объезжать корягу, наехал на свежеспиленное бревно, оно «удачно» поднялось и ударило меня прямо по голове. Удар был очень сильный, я почувствовал это даже в шлеме. Что было бы без него, легко представить. Еще один подвох – небольшой запас хода квадроцикла. В среднем бака хватает на 150 километров, но для хороших покатушек, не говоря уже о путешествиях, этого мало. Выручают канистры, а еще мессенджеры, в которых есть возможность отправить свои координаты. Если сломался, кончился бензин или другая беда приключилась, друзья будут знать, куда приезжать и спасать. Кроме всего прочего, для них это тоже классное приключение. Этим летом Юрий с товарищами с удовольствием спасали квадрик, ловко посаженный в болоте и намотавший на себя кусок высоковольтного провода.

dsc07077

Стать частью ярославского квадросообщества довольно просто. По крайней мере, мой собеседник выражает готовность принять любого, кто разделяет это увлечение. К тому же входной билет в мир квадроциклов стоит сравнительно недорого.

текст: Антон Будилин | фото: Из личного архива Ю. Базылевича и А. Дегаева