Марина Николаева: «Будущее однозначно за событийным, интерактивным туризмом» • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Марина Николаева: «Будущее однозначно за событийным, интерактивным туризмом»

Располагая огромным туристским потенциалом, Россия занимает весьма скромное место на туристическом рынке. Объем выездного туризма преобладает над объемами въездного и внутреннего. Хотя есть и положительная динамика. В последние годы  россияне начали больше интересоваться красотами и историей родной страны. А иностранцев все больше привлекают простые провинциальные российские города, а не только Москва и Санкт-Петербург. Генеральный директор туристической компании «Столица Золотого Кольца» Марина Николаева рассказала «Элитному кварталу» о том, как завоевать российского  и иностранного путешественника,  и что действительно мешает развитию внутреннего туризма, а какие проблемы – лишь миф.

В СССР внутренний туризм был очень доступен и популярен. В 1975 году, например, число граждан СССР, проводивших отпуск и каникулы за пределами постоянного места жительства, достигало 140-150 миллионов человек. Какова ситуация сейчас?
Действительно в советское время вну-тренний туризм был очень популярен по нескольким причинам. С одной стороны, как мы помним, выезд советских граждан за рубеж был ограничен государством. С другой стороны, само государство во многом стимулировало развитие внутреннего туризма: строило гостиницы и пансионаты, вместе с профсоюзами формировало доступные для граждан туристические программы. Когда открыли границы, стало просто модно ездить за рубеж в экскурсионные туры, отдыхать на море. Между тем, и у нас на родине туристический бизнес активно развивается. Появляются новые интересные форматы отдыха в небольших российских городах. Я не говорю о Москве и Санкт-Петербурге. Интерес к этим городам был всегда. Однако туристам – и россиянам, и иностранцам – очень интересно посмотреть аутентичную Россию. Мы ее называем «истинная Россия». В городах появились новые объекты, ресторации, новые эксклюзивные отели. Конечно, к сожалению, пока речь идет о турах выходного дня. Но ситуация меняется. Мы с удовольствием организуем, например, 5-дневные туры. Гости живут в Ярославле, но благодаря удобному транспортному сообщению, имеют возможность посетить Мышкин, Ростов, Кострому, Углич. Сейчас даже Тутаев и Рыбинск могут похвастаться тем, что туристический поток там становится стабильным, потому что появился так называемый «красный туризм».

Что это такое?
«Красный туризм» – это некая ностальгия по СССР, посещение достопримечательностей и мест, связанных с советским периодом истории нашей страны. Кстати, чтобы подхлестнуть в иностранных туристах интерес к России, Министерство культуры решило разработать для них проект «Ленинским путем», посвященный, как вы уже поняли, местам, где Ильич родился, учился, жил и работал. «Красный туризм», например, активно развивается в Ульяновске. Это направление должно стать одним из ключевых в развитии дестинации «Симбирск-Ульяновск», которая будет включать в себя музей СССР, исторический маршрут «Волжский путь» и прочие интересные для гостей региона проекты и объекты.

Что сейчас интересно туристу?
Туристам уже не интересны обычные экскурсии. Для гостей важно поучаствовать в интерактивных программах, попробовать что-то новое, получать эмоции и новые впечатления.

Какие программы сегодня пользуются наибольшим интересом?
Самое популярное направление – туризм выходного дня с интерактивными экскурсиями. В Ярославле и Ростове, например, есть программа «Иван Васильевич снимает кино», где гостям не только показывают легендарные места, где проходили съемки фильма, но и предлагают самим попробовать себя в роли актеров. Или, к примеру, «Музей Баклуши» в Семибратово. Тут в интерактивной форме рассказывают о русских народных традициях, крестьянском быте и, главное, – о процессе изготовления деревянных ложек. Или туристический центр Народная академия ухи «Щучий двор» в Ростове Великом. Здесь посетители смогут познакомиться с уникальными экспонатами, рыбацкими байками и рецептами приготовления ухи. Ну и, конечно же, для гостей обязательно проведут мастер-класс по варке ухи. Конечно, эти программы в основном рассчитаны на внутреннего туриста, потому что, к сожалению, до сих пор существует языковой барьер. Однако совсем недавно группа из Франции с удовольствием варила уху на «Щучьем дворе» в Ростове.

Что мешает развитию туристического кластера? Почему иностранцы до сих пор с опаской смотрят на Россию?
Многое зависит от того, как презентовать Россию за границей. В данный момент банально не хватает информации. Мы участвуем во всех международных туристических выставках, были и в Лондоне, и в Берлине. Лично я организовывала 2 выставки в Китае. Сложность в том, что во всем мире знают Москву. А о том, что находится в 200-250 километрах от нее, не знают.

Для этого и было создано информационно-туристическое агентство «Ярославль – столица Золотого кольца»?
Да, мы открыли в Ярославле информационный центр, в котором даем любую информацию на китайском, английском, французском, и, естественно, на русском языках. Можем составить любые программы, рассказать про все Золотое кольцо. Ярославский Центр пользовался огромной популярностью, поэтому в 2013 году мы открыли аналогичный туристический информационный центр в Ростове Великом. Туристы здесь могут абсолютно бесплатно получить полную информацию по самому городу или по дальнейшему маршруту. В следующем году мы планируем открыть такой центр и в Переславле-Залесском. Сейчас мы работаем над созданием информационного портала, с помощью которого можно получить любую информацию по городам Золотого кольца, заказать отель, ресторан или экскурсии.

В чем отличие обычного турагенства от информационно-туристического агентства?
Туристическое агентство – это компания, которая занимается чаще всего только выездным туризмом. Туроператор – это фирма, которая занимается приемом туристов, формирует турпродукт, отслеживает рынок, собирает правильную информацию, изучает интересы потребителя. Информационно-туристический центр – это компания, которая ориентирует туристический поток, собирает туроператоров воедино. Наша основная цель – привлечение туристического потока, развитие туризма и позиционирование Золотого кольца на российском и зарубежном туристических рынках.

Вы сказали, что туристу уже не интересно просто ходить по экскурсиям. Как развивается в нашем регионе событийный туризм?
До этого года основным драйвером был Ярославль. Здесь уже не первый год проходят уникальные и очень колоритные фестивали: «Главная Масленица страны», «Рождественские гулянья», «Дни лета и любви». В этом году к фестивальному движению присоединился Ростов, где с успехом прошел фестиваль «Великая ростовская уха – Х веков традиции». Наша задача – информировать туроператоров о предстоящих событиях. Мы активно работаем с московскими, екатеринбургскими, смоленскими, казанскими, челябинскими туроператорами. И с каждым годом интерес к нашим фестивалям только растет.

Что внутренний туризм дает экономике региона?
Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку денег, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры.

Что же сегодня мешает развитию внутреннего туризма? Возможно ли возродить в России внутренний туризм, сделав его таким же популярным, как это было во времена СССР?
Возрождать в России внутренний туризм можно и нужно. Лично мое мнение: основная проблема – это нехватка информации о Золотом кольце в целом, и о Ярославле, Ярославской области в частности. Многие туристы удивляются тому, какие великолепные гостиницы у нас построены, они приходят в восторг от наших интерактивных музеев. У нас есть развлечения на любой вкус для детей и для взрослых. Можно устроить гастрономический тур по Ярославлю и городам Золотого кольца. А главное, что у нас есть, – это неповторимая атмосфера провинциальных городов, неспешность, отсутствие суеты и огромное количество исторических памятников.

Сегодня очень сложно «заманить» туриста на несколько дней. Многие, в том числе и иностранцы, приезжают на теплоходах, бегло, за 2-3 часа осматривают город. Что можно сделать, чтобы туристы остались на неделю, например?
Нужны четко и интересно составленные программы, должны быть комфортные цены на проживание в отелях и, конечно же, не последнюю роль играет сервис. Мы принимающая сторона, мы все работаем в сфере гостеприимства. От каждой компании, от каждого человека, от сотрудника отеля, от официанта, зависит мнение, которое складывается у туриста о городе. Заходит человек в ресторан, его встречает официант. Если он улыбнулся, хорошо обслужил, показал местный колорит, то гость рад и доволен и, главное, хочет сюда вернуться вновь.
В Ярославле основная часть экскурсионных программ основана на осмотре церквей и монастырей. Складывается ощущение, что это единственное, что мы можем показать.

Действительно, это так. Безусловно, есть церкви, которые нельзя обойти вниманием. Взять, к примеру, церковь Ильи Пророка на Советской площади. Но туристы, а особенно иностранцы, хотят не только посмотреть наши храмы. Им интересен быт, им хочется понять, как и чем живут обычные люди. Сейчас у иностранцев очень модно во время путешествия попасть в гости к настоящей русской семье, попить чай в компании обычных русских людей. В Ростове и в селе Вятское есть такие программы. В небольшом частном доме хозяева принимают туристов, устраивают чаепитие, беседуют с гостями, отвечают на их вопросы. Интересно, что многие иностранцы спрашивают: «Сколько молока дает ваша корова?». То есть до сих пор считают, что мы живем в основном деревнях. Мы долго изучали, например, предпочтения китайцев. Самый популярный среди них тур – это «Россия имперская, Россия настоящая». Россия имперская – это экскурсии по Санкт-Петербургу, где гости проводят от 3 до 5 дней, а Россия настоящая – это Золотое кольцо. Здесь туристы видят совершенно иные пейзажи, другую природу, маленькие города, не испорченные современными застройками, узкие улочки и могут почувствовать русскую самобытность.

Вы часто говорите о китайских туристах. Они самые активные?
Да, это самый развивающийся рынок туризма сейчас. В прошлом году прирост по путешествующим китайцам был 43%. К тому же теперь Россия ввела безвизовый туристический режим для жителей Поднебесной, чем упростила формальности для въезда и выезда – все это создало очень удобные условия для организации туристических групп. Наше агентство первое вошло в список компаний Ярославской области, обладающих правом оформлять безвизовые туры в Россию для китайских туристов.

А кто тратит больше денег во время путешествий – россияне или иностранцы?
Конечно, больше всего денег тратят туристы, которые приезжают из Москвы. В Москве совершенно другое ценообразование. Для них цена в 3-4 тысячи рублей за номер в отеле в центре города – это очень привлекательное предложение. То же самое можно сказать о ценах в ресторациях. Когда москвичи приезжают в Ростов Великий, и видят, какие там цены, они думают, что это ошибка. К примеру, 99% российских туристов соглашаются на индивидуальный трансфер, а вот иностранцы чаще всего экономят, выбирают автобусы или поезда.

Для иностранцев в Ярославле, да и в России в целом, актуальна проблема навигации, ведь все указатели в городе только на русском языке?
Да, для них это очень большая проблема. Собственно с этой целью и был создан информационно-туристический центр. Зайдя к нам, турист может абсолютно бесплатно получить всю информацию о городе. Мы даем карту на английском языке, помогаем туристам сориентироваться на местности, рассказываем, где основные достопримечательности. Однако это не снимает проблему навигации для туристов. Необходимо, чтобы все указатели дублировались на английском языке.

Рискнете сделать прогноз? Как будет развиваться туристический рынок в ближайшем будущем?
Сейчас запускается очень много проектов. Будущее однозначно за событийным, интерактивным туризмом. Необходимо объединение туроперейтинга, то есть людей, которые работают в сфере туризма. Чтобы мы все вместе представляли на международном туристическом рынке свои города. В рекламу, пиар и продвижение нужно вкладывать деньги. Это даст ощутимый эффект.

 записала: Ирина Дерябина | текст: Анастасия Ильичева |  фото: Олег Токмаков