Машина времени • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Машина времени

Поговорить с хозяином одной из самых красивых машин, участвовавших в ралли классических автомобилей «Медведь», удалось не сразу. Симпатичный двухместный MGB 1968 года выпуска как магнитом притягивал к себе желающих посмотреть, потрогать и сфотографироваться рядом с символом английского автопрома. Его владелец Борис Светличный – респектабельный мужчина с характерным акцентом – к такому вниманию давно привык. И не только в России.

Он родился и вырос в Америке, успел пожить и поработать в Англии и Болгарии, а с 2006 года обосновался в Москве. Конечно, путешествие по российским дорогам на винтажном английском родстере для его владельца связано с серьезными переживаниями, но время от времени такое случается. И каждый такой вояж превращается для Светличного в маленький триумф.

Борис, где вы купили такую красавицу?
В Англии, 15 лет назад. Долго ездил по салонам, искал, и только у частного дилера этих авто нашел то, что нужно. Мне эта машина сразу понравилась.

Дорого заплатили?
6,5 тысячи фунтов.

MGB – редкая марка?
Да, эту машину начали выпускать в 1962 году, а в 1980-м сняли с производства из-за того, что фирма-производитель вошла в более крупный холдинг, и было решено выпускать другую модель под маркой «Триумф». По сути MGB выпускалась 18 лет, и теперь это раритет.
Говорят, что выбор машины зависит от темперамента: одни предпочитают быстрые и легкие авто, другие – посолидней…
Это в большей степени относится к выбору современных машин. А вот один и тот же классический автомобиль может понравиться и холерику, и меланхолику. Я к своему, например, очень сильно привязался. Поэтому, когда через 5 лет после его покупки мне пришлось из-за работы переехать жить в Болгарию, то я загрузил ее в фуру и перевез с собой.

Следующий вопрос напрашивается сам собой:
насколько хлопотно владеть ретроавто-мобилем?
Если вы о техосмотре, то за все время, что я живу в России, проблем с ним не было. С ДПСниками тоже не случалось конфликтов. Вообще, в обычной жизни я езжу по Москве на Volvo, а MGB выступает только на соревнованиях. В остальное время она стоит в гараже.
Ну еще бы! Российская поговорка про две беды всегда актуальна…

Про что поговорка? А-а (смеется), да, в России я слышал ее много раз. И, к сожалению, вторая ее часть правдива – дороги действительно плохие, местами просто ужасные. Эта неприятная особенность характерна даже для такого большого и важного для страны города, как Ярославль.

Но ведь если нельзя справиться с дорогами, можно приспособить к ним сам автомобиль. Многие владельцы ретрокаров считают допустимым, когда их машина только внешне выглядит как музейный экспонат, а начинка у нее современная. Вы как к такому тюнингу относитесь?
Мне пришлось делать тюнинг, но это была вынужденная мера. Некоторые узлы в моем автомобиле уже запрещены – якобы они загрязняют окружающую среду. Так что пришлось заменить их на более современные, экологичные. Все остальное – аутентичное.

А где берете запчасти?
Заказываю в Англии, через Интернет. Иногда доставка выходит дороже покупки: допустим, 20 фунтов стоит сама деталь, плюс еще 30 приходится отдавать за услуги почты. Но какие-то серьезные работы здесь не сделаешь: например, головки у клапанов на цилиндрах я менял в той же Англии, в специальной мастерской у специалиста, который занимается только этой работой.

Конкретно в этой машине какие-то родные детали остались?
Только сидения и панель. Остальное за 15 лет пришлось поменять.

Вы общались с автолюбителями Америки, Англии, Болгарии и России. Есть что-то такое, что объединяет этих людей?
Их интересуют не только характеристики автомобилей, технические тонкости, но и время, в которое эти машины были выпущены. К примеру, видя автомобиль 60–70-х годов, люди в любой стране начинают вспоминать свое детство или молодость, выделяют какие-то особенности эпохи тех лет. Это свойственно и англичанам, и болгарам, и американцам, и русским. Автомобиль здесь выступает этакой универсальной «машиной времени», возвращая их в прошлое.

Многие владельцы таких машин сами выглядят как люди из прошлого, приезжая на ралли в винтажных нарядах. Вы не любитель такого «косплея»?
Да-да, я периодически это вижу! Но лично мне кажется, что на соревнованиях главное – вид и характеристики автомобиля, а уж во что одет его хозяин – дело второстепенное.

Тогда похвастайтесь характеристиками вашей MGB.
4-цилиндровый мотор; объем – 1,8 литра, мощность – 100 лошадиных сил. 4-ступенчатая коробка передач, жесткая подвеска. Максимальная скорость – около 160 км/час. На 100 километров расходует 8,5 литров бензина. Я заправляю ее только 95-м.

А вашу самооценку она сильно поднимает?
Мне, конечно же, очень приятно, что у меня есть такой красивый автомобиль, но не могу сказать, что это очень уж весомый повод для гордости.
Здесь мой собеседник явно поскромничал: по Советской площади перед зрителями он проехал, как император на коне.

Спасибо деду за «Победу»
Говорят, что автомобиль «Победа» хотели было назвать «Родина», но Сталин, узнав об этом, иронически спросил: «Почем Родину продавать будете?». Название тут же изменили, и первый советский автомобиль с несущим кузовом понтонного типа (без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар) и сегодня остается культовым произведением отечественного автопрома.

Конкретно эту машину 1957 года выпуска друзья подарили председателю Совета меценатов Ярославии Михаилу Крупину. Раньше она находилась в Кисловодске и принадлежала боевому офицеру Великой Отечественной войны. Несмотря на возраст, «старушка» прошла своим ходом более 1,5 тысячи километров из Ставропольского края.

На лобовом стекле машины как память от предыдущего владельца можно увидеть открытки с портретами вождя народов – Сталина и маршала Георгия Жукова. Новый хозяин не стал их снимать – победные традиции не меняют.

Живучий «Жук»
А к созданию этого автомобиля причастен главный антагонист Сталина – Адольф Гитлер. В 1933 году на встрече фюрера с конструктором автомобилей и танков Фердинандом Порше было решено создать для германской нации надежный и недорогой автомобиль. А уже в 1938 году первые «жуки» сошли с конвейера.
По некоторым данным, Гитлер приложил руку и к облику новой машины, настояв на скругленном обтекаемом дизайне кузова. Как бы то ни было, в истории автомобилестроения «Жук» стал самым массовым автомобилем, производившимся без пересмотра базовой конструкции. С 1938 по 2003 годы было выпущено более 21 миллиона таких машинок. Одна из них, 1984 года выпуска, поучаствовала и в ралли «Медведь».

100 раз вокруг света
Этому Volvo P1800 33 года. Его привезли из Америки в Москву и за полтора года в специальной мастерской «довели до ума» двигатель и ходовую часть, облагородили салон (вместо кожзаменителя появились сидения из натуральной кожи), отреставрировали кузов. А заодно вернули машине родной цвет: из ярко-желтой она стала темно-зеленой. Все работы обошлись примерно в 3 миллиона рублей.
Модель P1800 стала знаменитой, когда в 1962 году ее выбрали для съемок американского телесериала The Saint. Роджер Мур, сыгравший главную роль, и белый P1800 были секс-символами Америки того времени.

А в 1998 году американец Ирвин Гордон попал в Книгу рекордов Гиннесса как владелец некоммерческого автомобиля с самым большим пробегом в мире. К моменту, когда был зафиксирован рекорд, его P1800 прошел более 2,5 млн. км, а к сентябрю 2006 года преодолел рубеж 4 млн. км – это 100 кругосветок, или 5 путешествий до Луны и обратно!

Осталось всего 6
Машины 1930-х по праву считаются самыми элегантными и красивыми – именно в те годы автомобильные дизайнеры создали наибольшее количество шедевров. Не отставали от своих коллег и сотрудники компании Hudson Motor Co (на тот момент – один из пяти крупнейших производителей легковых автомобилей в мире). Красноречивое доказательство тому – автомобиль Hudson Eight Model 65 Convertible Coupe 1936 года, который считается одной из самых красивых машин американского автопрома. К сожалению, из-за высокой цены и малой практичности их было выпущено не более полутора десятков, а сохранилось всего 6 (!). Владельцу одной из них, Андрею Лагузову, потребовались рекомендации самых уважаемых ветеранов клуба Hudson и 4 года переговоров с владельцем музея в штате Michigan, который в конце концов расстался-таки со своим сокровищем.

текст: Евгений Мохов  |    фото: Олег Токмаков, студия ZOOM