«Маски» без позолоты • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

«Маски» без позолоты

Директор  театра им. Волкова Юрий Итин – о фестивальных победах, командной химии, особенностях ярославского зрителя и новых инициативах Министерства культуры.

Свой очередной сезон Волковский заканчивает красиво – с аплодисментами и криками «браво!». На фестивале «Золотая Маска» спектакль «Без названия» получил сразу 2 самые престижные театральные премии страны – в номинациях «Лучший драматический спектакль большой формы» и «Лучшая мужская роль».

Юрий Константинович, от лица журнала еще раз поздравляем вас и всю труппу с этим событием. А первый вопрос традиционный: что значит эта победа для театра и лично для вас?
Спасибо за поздравления, но вы знаете, любая состязательность в искусстве достаточно условна. Конечно, признание экспертного совета и жюри приятно, потому что так или иначе это оценка труда большого коллектива всего театра. И в первую очередь – труда создателей этого спектакля, которые вложили в него всю душу и силы. Мы этим спектаклем очень дорожим, и вдвойне приятно, что наши внутренние оценки совпадают с оценками столь авторитетного «консилиума».

Вы видели, каким был состав номинантов. Каждое имя – целая страница в отечественной культуре. Чего стоят такие имена, как Римас Туминас, Миндаугас Карбаускис, Кама Гинкас, спектакли Александринки и «Сатирикона». Мне даже неловко говорить о лучших мужских ролях, потому что там фигурировали имена Юрия Яковлева, Евгения Миронова. Региональный театр не так часто отмечается этой престижной наградой – за 20 лет существования премии самая престижная «Маска» уезжает из столицы во второй раз. С другой стороны, такая награда к очень многому обязывает, потому что наступит завтрашний день. Когда достигаются какие-то формальные результаты, то вся дальнейшая деятельность соотносится с ними.

Вот вы как раз предвосхитили мой следующий вопрос: а что теперь?
У нас есть долгосрочные и краткосрочные планы. Первые мы объявим летом на общем сборе коллектива, а что касается ближайших планов… Знаете, с начала 2013 года у нас состоялось уже 8 премьер («Волшебная лампа Аладдина», «Север», «Таланты и поклонники», «Любить тебя», «Цианистый калий… с молоком или без?», «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Снился мне сад», «Лишь бы не было войны» – авт.). Это не абстракция, за всем этим стоит труд десятков людей, творческие, душевные и материальные затраты. В течение месяца театр играет до 40 спектаклей. Это нормальный рабочий ритм. Но мы стараемся, чтобы количество было не в ущерб качеству и каждый спектакль был как событие. 16 мая театр показал спектакль «Без названия» в Омске в рамках фестиваля «Золотая Маска». В мае-июне театр в рамках проекта Министерства культуры РФ «Первый русский на сцене русских театров России и зарубежья» едет на гастроли в Крым, где покажет спектакли на сценах Севастополя, Симферополя, а также в столице Адыгеи – Майкопе, затем предстоит поездка в Израиль.

Сезон традиционно закончится премьерой?
Да, в наших ближайших планах премьера хореографической композиции «Орфей». Мы планируем показать ее 14 июля. После чего уйдем в отпуск.

Как руководитель, вы можете сказать, в чем секрет создания хорошей командной «химии» в творческом коллективе?
Вы сказали красивые слова насчет командной «химии», и я с ними согласен. Это, наверное, первая и самая сложная задача руководителя – создать нормальную творческую рабочую атмосферу. Какими методами это делается, каждый решает сам.

Самое главное, чтобы был результат. И чтобы работа была праздником, а сотрудники театра хотели работать и чувствовали свою сопричастность, говоря не «этот театр» а «мой театр».

Вот вы затронули тему «Золотой Маски»… Конечно, мы переживали, нам было приятно, но еще мне рассказывали, как искренне радовались этой награде люди, не занятые в спектакле. Поверьте, в творческом мире не все и не всегда бывают счастливы от чужих успехов. Не все готовы принять чужую радость как свою. Но тут было все наоборот, и это приятно.

В свое время я 4 месяца работал в театре в Миннеаполисе. И первой фразой, которую мне там сказали, была: «Драматический репертуарный театр есть только в Миннесоте. В соседних штатах ничего подобного нет. И поэтому наш театр – наша гордость и гордость нашего штата. И мы относимся к нему не как к «Макдональдсу», а как к тому, что составляет наше достояние».
Поэтому важны не надписи вроде лозунгов «Волковский театр – гордость Ярославля», а то, чтобы люди это сами себе говорили. И я говорю себе, что работаю в театре, который самый лучший. Я верю в это!

В чем принципиальное отличие ярославского театрального зрителя от столичного?
Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно. Почему мы считаем, что на расстоянии трех часов езды от Москвы при сегодняшних средствах коммуникации и доступе к информации люди чем-то отличаются? Ну естественно, в Ярославле немного иной темпоритм, и есть какие-то стереотипы, но за 2 года моей работы здесь я не почувствовал какой-то принципиальной разницы между столичным и местным зрителем.

А как принимают в Ярославле современную драматургию?
За последнее время у нас произошли большие изменения: мы экспериментируем, находим новые направления, новую драматургию. Быть может, где-то она бывает жесткой или эпатажной, но театр, как и жизнь, должен быть разным.

Например, для меня было очень символичным, что в один день на большой и малой сценах прошли 2 премьеры. Первая – «Таланты и поклонники» нашего замечательного земляка Александра Кузина. Эта постановка отвечает достаточно традиционным представлениям о том, каким должен быть Островский. И в этот же день давали спектакль по пьесе Вячеслава Дурненкова «Север». Это очень жесткая драма, в чем-то навеянная историей майора Евсюкова.

И у каждого из этих спектаклей есть свой зритель. То есть мы не противопоставляем: этот спектакль может быть в Волковском, а этот не может. Если вещь талантливая, она имеет право быть в репертуаре.

Министерство культуры подготовило закон, по которому актеры будут проходить регулярную переаттестацию, как врачи и учителя. То есть бессрочных трудовых договоров с ними заключать больше не будут. Как могут повлиять на театр такие новшества?
Это очень актуальная и вместе с тем очень болезненная и конфликтная тема. Все понимают, что сегодняшняя пожизненная работа в творческом коллективе делает невозможным его развитие. Никто открыто не выскажется против переаттестации и контрактной системы. Пока проблема не коснется лично его.

Здесь заложен конфликт, который при существующей в настоящий момент системе трудового законодательства неразрешим. Я не совсем понимаю понятие творческой аттестации: по формальным признакам все соответствуют своим должностям – у всех есть высшее образование, стаж работы по специальности, какие-то достижения. Значит, тут вступают в силу какие-то иные, субъективные критерии оценки.
Мы хотим дождаться окончательного варианта закона, и вместе с художественным руководителем будем принимать решения.

Будущее театра, по-вашему, не зависит от реформ и аттестаций?
Театр вообще живет по своим законам. Не как, например, в спорте, где живут от Олимпиады к Олимпиаде а… как бы помягче сказать… как в любви, где процесс иногда важней результата. Результат может быть эфемерен, а процесс – он и есть смысл. Театр – как велосипед. Как только останавливаешься, следует падение.

Несмотря на развитие коммуникационных технологий, люди по-прежнему приходят в театр. Чем вы объясните такую его «живучесть»?
Объективной потребностью человека в представлении и в потреблении. Потому что театр, в отличие от абстрактных носителей, – это единственное место, когда все происходит здесь и сейчас. Когда после спектакля весь зал встает в едином порыве и не расходится – это внутренняя потребность человека: почувствовать свое соединение, сопричастность. Вот, например, показывают спектакли в Интернете – это все мило, но лишь как дополнение. Вы можете, например, посмотреть «Историю Лошади» с гениальным Евгением Лебедевым – спасибо технологиям, что этот спектакль остался в памяти. Но ведь ни с чем не сопоставимо, когда вы в третьем ряду видите брызги этой «Лошади», чувствуете, как это воспринимает ваш сосед или как падает программка… Эта публичная тишина не сопоставима ни с каким ощущением. Живое взаимодействие между артистами и зрителями – ради него человек и приходит и будет приходить в театр.

текст: Евгений Мохов | фото: Сергей Шубкин, Олег Копёнкин