Михаил Хазин • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Михаил Хазин

 «Люблю кризис. Предпочитаю мировой экономический. Прогнозирую его. Жду. Приветствую. Очень огорчаюсь, когда он задерживается. Поторапливаю. Не люблю, когда заканчивается. Потому что люблю кризис», — именно так охарактеризовал себя в своем ЖЖ  известный экономист Михаил Хазин. Сегодня к мнению Михаила Леонидовича  прислушиваются многие известные бизнесмены и политологи. И это не удивительно, ведь он известен своими точными прогнозами. В частности, в октябре 2008 года он предсказывал развитие начавшегося экономического кризиса.

В перерыве между лекциями на II Международном форуме молодых предпринимателей «Стратегия. Миссия. Перспектива-2012» Михаил Леонидович ответил на вопросы «Элитного квартала».  И пусть экономические прогнозы эксперта могут кому-то показаться очень пессимистичными, он всегда предпочитает говорить правду  и объяснять, откуда она взялась.

Михаил Леонидович, на сегодняшнем мероприятии вы заявлены как лектор, но участники форума у вас интересовались разными темами, и общение проходило в форме диалога. Что на сегодняшний день более всего волнует молодых предпринимателей?

Действительно, я был заявлен не только как лектор, но и вел семинары и вечер вопросов и ответов. А что касается вопросов, то они были вполне традиционными: как устроена ситуация в мире? Что реально происходит? И как может изменяться ситуация дальше? Это абсолютно естественные и правильные вопросы. Я, разумеется, не являюсь истиной в последней инстанции, я просто излагаю свое мнение и причины, по которым это мнение сформировалось. А дальше каждый для себя принимает решения. Но в общем и целом, судя по тому, что люди слушают, это отвечает их локальным представлениям об общей картине.

В свое время вы учились в ярославском вузе. Сейчас идет такая тенденция, что люди из провинции делают успешную карьеру в столице. Чем, на ваш взгляд, объясняется феномен успеха провинциала?

Во-первых, в Москву из провинции приезжают только те люди, которые очень заинтересованы в том, чтобы добиться успеха. Они изначально ориентированные на это.

Во-вторых, люди, которые живут в Москве, очень часто не знают жизни. Например, когда я приехал из Москвы в ярославский университет, для меня было некоторым откровением, как устроена жизнь за пределами столицы. Не то, чтобы мне это не понравилось, но просто эта жизнь была совершенно другая, и это был совершенно другой опыт. И в этом смысле человек, который приехал  из провинции, куда лучше знаком с разного рода проявлениями жизни, чем столичные жители. Ну и, наконец, имеется еще одно обстоятельство — уровень жизни. Люди, которые живут в Москве, изначально требуют более высокого уровня достатка, и это несколько затрудняет их развитие.

Насколько сильно малый и средний бизнес Ярославской области зависит от близости к Москве?

Конечно же, Москва — это сильно притягивающий экономический объект. Условно говоря, когда у вас 15 миллионов потребителей если не в шаговой, то, допустим, в двухчасовой доступности, то это колоссальный рынок, на котором появление нового малого предпринимателя просто не заметно. И в этом смысле Москва, безусловно, оказывает  сильное влияние на множество окрестных регионов.

А ведь очень многое из того, что производится, например, в Ярославле, можно возить в Москву. Тем более ехать около трех часов, если без пробок. И понятно, что здесь малый предприниматель из Ярославля имеет преимущество над коллегой из Вятки или Липецка.

И потом, нужно иметь в виду, что с точки зрения общей культуры Ярославль очень сильный город. Да, в Москве больше театров и всего остального, но при этом людей, вовлеченных в эту культурную жизнь, грубо говоря, на одного жителя — в Ярославле больше.

Потребителей действительно много. И в одном из недавних интервью вы спрогнозировали появление еще одного вида потребителя — «новый бедный». 

Это следствие падения уровня жизни. Когда  человек изначально бедный, то у него основной ориентир на то, чтобы покупать, к примеру, нужные ему вещи за те деньги, которые у него есть. А вот человек, который видел более-менее нормальную жизнь, уже не будет покупать те вещи, которые покупают бедные. Потому что он понимает, что это не товар.  Условно говоря, ботинки, которые разваливаются через 2 дня, он покупать не будет. Он лучше где-то найдет дополнительные деньги. И руководствуется  правилом: я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи. Но при этом он бедный, у него мало денег. Поэтому его потребительская психология несколько изменится. И именно такие потребители будут невероятно придирчивы. Приходя в магазин, они видят для себя либо слишком дорогой товар, либо дешевую ерунду. И они будут долго ходить и выбирать то, что им ближе. По этой причине здесь выиграет тот, кто будет производить дешевые, но качественные вещи. Это такое специфическое явление, которого еще не было.

Как, в таком случае, на это будет реагировать рекламный рынок?

Это отдельная тема. Потому что люди, у которых мало денег, не могут позволить себе покупать те вещи, в стоимости которых существенную часть составляет реклама. По этой причине реклама здесь тоже должна быть очень дешевой.

Сейчас ни одного интервью не обходится без вопросов о политике. Как изменится ситуация после 4 марта?

Посмотрим. Пока те статьи, которые продемонстрировал Путин, свидетельствуют о том, что он понимает: что-то нужно менять. Вопрос в другом: насколько он адекватно понимает, ЧТО нужно менять и насколько он готов это реально сделать? Вот это серьезные вопросы. Но если смотреть на уровень этих предвыборных текстов, они настолько превосходят то, что говорят и демонстрируют другие кандидаты, то становится понятно, почему он не хочет идти на прямую дискуссию с ними.

Многие публичные люди перед кризисом 2008 года в общении с журналистами без диктофона говорили, что хорошего ждать не стоит. Однако на публику предпочитали произносить банальные вещи вроде: «Надо работать,  двигаться вперед». Нужно ли изначально настраивать людей на негатив?

На то, что будет плохо? Нужно. Это моя принципиальная позиция. Я считаю, что людям необходимо говорить правду и объяснять, откуда она взялась.

Вступление России в ВТО  тоже ничего хорошего не принесет?

Я считаю, что это не правильно. Вступление в ВТО имеет смысл для тех стран, где есть развитая промышленность и они хотят продвигать свою высокотехнологическую продукцию на мировые рынки. У нас этого нет, и нам нечего продвигать. Поэтому, судя по всему, максимум, что нас ждет, это то, что иностранная высокотехнологическая продукция полезет на наши рынки и будет уничтожать те зачатки, которые у нас пока что еще есть.

Три года назад в одной из центральных газет вышло ваше интервью с заголовком: «Через три года большинство наших олигархов разорятся»…

Я не имел в виду именно этот временной срок, а скорее описывал общую картину: что жизнь, в которой мы живем, станет очень тяжелой уже через 2-3-4 года. И не только для нас, но и для олигархов. И сегодня мы это видим, потому что у олигархов довольно большие долги, и при этом капитализация их активов в любую секунду может упасть. И тогда они все окажутся в тяжелой ситуации. Условно говоря, у вас есть 6 миллиардов активов и 4 миллиарда долгов и 200 миллионов наличных.  В результате кризиса капитализация вместо 6 миллиардов становится 3, и  при 4 миллиардах долгов вы становитесь бедным. Как жить в такой ситуации? Конечно, будет сложно.

Дальше — еще сложнее?

У нас ключевой момент – это нефть. И вначале может произойти даже не падение цены на нефть, (а цены на нефть могут и не упасть в номинале), а сокращение доли нефтяных доходов по отношению к экономике в целом. Скорее всего, мы столкнемся с этой ситуацией в конце 2012 — начале 2013 года. Либо же, если все-таки американцы протянут без начала эмиссии в нынешнее лето, то тогда это произойдет в середине 2013 года. Такова ситуация, в которой мы находимся.

Это у нас, а если взять Европу?

Вот там ситуация, уже близкая к катастрофе. Дело в том, что в  рамках нынешнего формата у нее нет перспектив. А отказаться от такого формата они по политическим причинам не могут.

Текст: Евгений Мохов