Монастырь на переславском «болоте» • elitniy.ru

Монастырь на переславском «болоте»

Монастырь  на переславском «болоте»

За свою историю Переславский Свято-Никольский монастырь, возведенный на «болоте» (так когда-то называли территорию возле озера), пережил немало. Его разоряли полчища Золотой Орды. Опустошали поляки и литовцы в начале XVII века. Эпидемия чумы 1667 года унесла жизни многих монахов. К концу XIX века обитель едва не пришла в полный упадок. А в советское время она практически полностью была уничтожена. Но каждый раз – на протяжении вот уже почти 700 лет – монастырь возрождался вновь и вновь…

Официальное название: Переславский Свято-Никольский женский монастырь.
География: город Переславль-Залесский Ярославской области.
Хронология: монастырь основан в 1348 году как мужской. С 1898 года действует как женский. Закрыт в 1923-м, возвращен Русской православной церкви в 1993 году.
Состояние: большинство каменных строений конца XVII – XVIII вв. на территории монастыря уничтожены. Сохранилась с некоторыми утратами Благовещенская церковь середины XVIII века. Новое здание Никольского собора возведено в 2003 г., звонница – в 2005 г.
Адрес: г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43. Сайт: https://www.nikolskii.ru/

Монастырь  на переславском «болоте»

В память о самом любимом святом
Основал Никольский монастырь святой преподобный Димитрий Прилуцкий в 1348 году – в довольно трудное для Руси время татаро-монгольского ига. Из жития Димитрия известно, что он родился в деревне Веслево под Переславлем-Залесским в купеческой семье Подкопаевых. В Горицком Успенском монастыре принял монашеский постриг, а потом и священный сан. Димитрий задумал основать в Переславле новый монастырь «на болоте» – это место около переславского озера. Церковь была названа во имя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских – одного из самых почитаемых в мире святых и особенно любимого на Руси.

История сохранила сведения о том, что особое влияние на Димитрия Прилуцкого оказал преподобный Сергий Радонежский. Впервые они  встретились в 1354 году в Переславле. Под влиянием бесед с Сергием Димитрий ввел в Никольском монастыре новый устав, неизвестный до того на Севере Руси. Димитрий часто посещал Сергия Радонежского и не только вел с ним духовные беседы, но и спрашивал, как лучше управлять обителью. Когда Никольский монастырь приобрел известность и стал привлекать множество паломников, по совету Сергия Димитрий, избегая людской славы, ушел из Переславля в Вологодские земли, где основал еще одну обитель – Спасо-Прилуцкий монастырь. Кстати, во второй половине XIV века ученики Сергия Радонежского основали на Руси около 70 монастырей.

В 1382 году войско Золотой Орды под предводительством хана Тохтамыша разорило множество русских городов, включая Москву. В числе разрушенных оказался и Переславль. Город был сожжен вместе с Никольским монастырем. Но монахи, которым удалось спастись, вернулись в обитель и отстроили ее заново.

В 1408 году на Русь двинулись отряды эмира Едигея. Взять Москву им не удалось. Но Переславль был разорен, а Никольский монастырь снова сожжен. Восстановили обитель только ко второй половине XV столетия, во времена правления Василия III. На основании сохранившихся документов начала XVI века можно утверждать, что к этому времени Никольский «на болоте» монастырь уже процветал, владел землями и крестьянами и получал немалые пожертвования от благотворителей и богомольцев.

О жизни Никольского монастыря в годы правления самозванца Лжедмитрия свидетельств не сохранилось. Возможно, в 1609 году все монахи обители, защищая монастырь, погибли от рук польско-литовских завоевателей.

Пустовала Никольская обитель недолго. В 1613 году на это место пришел старец Дионисий, которому, по преданию, во сне явился Николай Чудотворец и повелел возобновить монастырь его имени в Переславле. Усердиями подвижника храмовый комплекс начал возрождаться. А после, уже при других игуменах, на территории обители стали возводиться каменные здания. В 1693 году была построена шатровая колокольня, с 1680 по 1721 годы – летний соборный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая (основные средства на это дала московская семья Герасима и Ирины Обуховых), в 1748 году – церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые Врата с надвратной церковью во имя святых апостолов Петра и Павла, а в 1761 году появилась каменная ограда.

В конце XVII века в Никольский монастырь был принесен Корсунский Крест. Предположительно его привезли из Суздаля раскольники. Происхождение корсунских крестов относят к X веку. По преданию, святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) 10 таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название.

Монастырь  на переславском «болоте»

Малоизвестный покровитель
С Никольской обителью связана история нескольких святых. Среди них – преподобный Корнилий, Переславский чудотворец. Часто его называют еще Корнилием Молчальником.
Корнилий (мирское имя – Конон) родился около 1635 года в семье рязанского купца. В 15 лет он оставил дом и поселился в Лукиановой пустыни, что в 25 верстах от Переславля-Залесского. А через 5 лет, приняв обет молчания, пришел в Борисоглебский Песоцкий монастырь, граничивший с Никольской обителью. В монастыре он нес самые тяжелые послушания, вел суровый образ жизни, объяснялся при этом знаками, из-за чего долгое время его считали немым. Был пострижен в монашество с именем Корнилий. Обет молчания он хранил 30 лет. По преданию духовником Корнилия был настоятель Никольской обители игумен Варлаам.
Умер Корнилий в 1693 году. А в 1701-м во время пристройки каменной церкви во имя иконы Смоленской Божией Матери к прежней, Борисоглебской, мощи Корнилия нашли неповрежденными. По преданию, при его мощах совершилось несколько чудес и исцелений. В 2000 году мощи святого перенесли из Никитского мужского монастыря (где они находились в тот момент) в Никольскую обитель. День памяти святого, отмечаемый 4 августа, – один из особо чтимых в монастыре дат.

В годы перемен и испытаний
С 1776 по 1896 год в Никольском монастыре сменились 35 настоятелей, то есть каждый управлял обителью по 3-4 года. Это неблагоприятно отразилось на жизни храмового комплекса: он постепенно пришел в упадок. К 1896 году здесь проживало всего лишь несколько монахов. При этом колокольня, храмы и жилые постройки нуждались в капитальном ремонте.
Любопытно, что в этой ситуации на судьбу древнейшего монастыря города обратили внимание жители Переславля. Взяв попечение над обителью, горожане ходатайствовали перед Святейшим Синодом о перемене ее статуса – на женский. И с июня 1898 года Никольский монастырь был обращен в женский. Из Свято-Успенского монастыря города Александрова сюда прибыли 4 монахини и 8 послушниц. Они управляли обителью очень умело. В течение буквально нескольких лет была укреплена покосившаяся, угрожавшая падением колокольня, проведен капитальный ремонт келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. Всю церковную утварь отреставрировали и заново вызолотили. Для священнослужителей приобрели новые парчовые облачения – золотым шитьем их собственноручно вышила тогдашняя игуменья монастыря Антония. Никольский монастырь был полностью благоустроен и сиял красотой. К 1903 году здесь уже проживало около 100 монахинь. А жители Переславля стали часто посещать обитель, несмотря на ее местоположение «на болоте», на размытые дороги осенью и снежные заносы зимой.
После октября 1917 года жизнь монастыря кардинально изменилась. В 1923 году он был закрыт. Соборный храм Святителя Николая и древнюю колокольню взорвали. Ограду – снесли. Монастырское кладбище – уничтожили. О судьбе большинства сестер и духовенства монастыря после революции сведений не сохранилось. Времена гонений на обитель дали Церкви имена двух новых священномучеников, чья жизнь оказалась связана с Никольским монастырем – епископа Орехово-Зуевского Никиту (Делекторского) и протоиерея Евгения Елховского. Оба были расстреляны в 1937 году. Оба в 2000-м причислены Церковью к лику святых.

Монастырь  на переславском «болоте»

По древнерусским и византийским канонам
В декабре 1993 года Переславский Свято-Никольский женский монастырь был возвращен Русской православной церкви. А в феврале 1994 сюда приехали первые насельницы из Толгского монастыря. Они поселились в здании Благовещенской церкви. В их числе была и нынешняя игумения Никольского монастыря Евстолия. Ее судьба весьма интересна. Игумения Евстолия (в миру Ольга Сергеевна Афонина) родилась в 1955 году в Санкт-Петербурге в семье офицера. Получила высшее художественное образование. В 1988 году стала послушницей Свято-Введенского Толгского монастыря. Выполняла обязанности регента, экскурсовода, звонаря, занималась иконописью. Непосредственно проектировала и реставрировала иконостас монастырской церкви Святителя и Чудотворца Николая. В Никольский монастырь прибыла в качестве старшей инокини. Через полгода была утверждена настоятельницей Свято-Никольского монастыря, а в 1997-м – возведена в сан его игумении.
После возвращения Никольской обители Церкви жители Переславля и братия Никитского мужского монастыря оказывали различную помощь в восстановлении обители. Многие церковные святыни были возвращены храмовому комплексу из запасников местного музея. Началась реставрация сохранившейся на территории монастыря Благовещенской церкви. Были восстановлены 5 ее куполов с крестами. При размывке стен и сводов храма под слоем извести и грязи обнаружились прекрасно сохранившиеся росписи. Их расчистили, укрепили и восстановили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга. На средства благотворителя Виктора Тырышкина для Благовещенской церкви был создан четырехъярусный иконостас, украшенный резьбой. Иконы для иконостаса писали выпускники иконописной школы при Троице-Сергиевой лавре.

Позже, благодаря все тому же Виктору Тырышкину, в монастыре были возведены новые здания Никольского собора (строился с 1999 по 2003 гг., в 2005-м был достроен и освящен), монастырской звонницы с набором из 12 колоколов (2005 г.), келейные корпуса (2003 и 2010 гг.) и монастырская ограда. Проект храма и звонницы принадлежит архитектору Вячеславу Ижикову.
Новый Никольский собор представляет собой тип крестово-купольного храма с тремя престолами, как это и было исторически. Он решен в традициях московского зодчества XV – XVI веков и органично вписан в имеющуюся монастырскую застройку. При строительстве звонницы архитектор также ориентировался на ранний исторический период храмовых построек.
Набор колоколов для новой звонницы – наибольший из них весит около 8 тонн – отлили на колокололитейном заводе в Тутаеве под руководством Николая Шувалова. В мае 2005 года над обителью прозвучал первый колокольный звон, исполненный на этих колоколах.
С 2006 года началась роспись Никольского собора. Один из приделов храма – во имя преподобного Димитрия – выполнен художником Александром Деркачевем в ярком колорите древнерусской московской живописи XIV – XV веков. Придел во имя мученика Виктора решен в другой живописной традиции – византийской. Автор этих росписей, Самсон Марзоев, за основу композиционного решения взял ранневизантийские мотивы, с имитационным использованием разнообразных пород мрамора. Под руководством Самсона Марзоева также расписан алтарь Никольского собора. Сейчас его коллектив работает над росписью основного объема храма. ■

 Материал подготовила: Лора Непочатова  фото: из архива монастыря