МОЗГ КАК МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

МОЗГ КАК МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ

О том, как человеческий мозг вырывается за пределы своих возможностей; о том, чего не может «увидеть», но может понять наш мозг; а также о том, что знания о человеческом мозге имеют первостепенное значение для благополучия живых существ на Земле!

Вырываясь за пределы
На этот раз мне бы хотелось начать свой рассказ с несколько парадоксального утверждения: наши знания о собственном мозге, по сути, – единственное, что имеет значение для благополучного существования человека на Земле. Не спешите протестовать против этого заявления, потому что парадоксальным оно кажется только на первый взгляд. И я намерен это доказать.

Итак, науки, изучающие мозг, делают для нашего понимания самих себя гораздо больше, чем любая другая наука о человеке. Сегодня мы уже точно знаем, что наш мозг достиг нынешнего уровня развития в результате длительной эволюции. Я уже говорил о том, что человеческий мозг – самый совершенный объект материального мира. Хотя, конечно, в прямом смысле он далеко не совершенен и часто дает определенные сбои, в особенности, когда речь идет о познаваемости реальности вокруг нас. Но удивительно то, что сам мозг смог придумать довольно простую и действенную познающую систему, способную отсеивать ошибочные прогнозы и представления о сути реальности. Эта система с помощью своих довольно полезных инструментов способна делать всевозможные предсказания и проверять их опытным путем. Имя этой системы – наука! И именно она позволяет нам вырваться за пределы возможностей нашего мозга, о которых я говорил. Поясню более подробно.

Например, наши глаза воспринимают свет лишь в очень узком диапазоне видимого электромагнитного спектра. Если взглянуть на всю линейку электромагнитных волн от гамма-излучения до длинных радиоволн, получится: то, что может различать человеческий глаз, будет лишь узенькой полоской, невероятно малой по сравнению с величиной всего электромагнитного спектра. Мы видим мир через ничтожно узкую щель. Мы как узники в темной камере, смотрящие на мир вокруг через замочную скважину. Но о чудо! Наука делает для нас поразительную вещь: она вызволяет нас из этой душной темницы, разрешая взглянуть на Вселенную во всей широте возможностей, и открывает для нас удивительный, неизвестный доселе мир. Кстати, насекомые, например, несильно отличаются от человека в том, что касается их восприятия окружающего мира. Они тоже глядят на мир в узкую замочную скважину. Вот только их диапазон восприятия немного смещен относительно человеческого: насекомые не воспринимают красный свет, но зато наслаждаются видением красочного ультрафиолетового участка спектра.

Эту аналогию можно и дальше продолжить: мы – странные голые обезьяны, живущие на дне гравитационного колодца, который сам расположен на окраине гигантской спиральной галактики. А она сама заброшена в какой-то дальний пыльный угол Вселенной, не имеющей ни конца, ни края. Наша нервная система устроена именно так, чтобы спокойно жить в этом странном месте и воспринимать небольшое количество объектов вокруг нас, которые сами по себе имеют средние размеры и движутся со средними скоростями. Если размеры объектов слишком большие, слишком маленькие или, например, они движутся слишком быстро, то наше воображение уже не способно адекватно оценивать их природу. Эволюция мозга сделала его таким, какой он есть, с единственной целью: приспособить его к существованию в тех условиях, которые его окружают, чтобы можно было бы с успехом в этих условиях ориентироваться.

Есть и другие поразительные примеры из животного мира, демонстрирующие, как мозг эволюционирует в направлении развития именно тех своих способностей, которые позволяют лучше ориентироваться в окружающем мире. Летучие мыши – удивительные создания, использующие для ориентации в пространстве эхолокацию. То есть с помощью испускаемых звуков эти животные могут превосходно ориентироваться в темных пещерах с причудливым рельефом, а также эффективно охотиться на насекомых. Есть даже основание полагать, что мозг летучих мышей воспринимает различные длины звуковых волн так же, как человек различает разные цвета. То есть вполне возможно (точных доказательств этого пока нет), мозг летучей мыши интерпретирует звук в цветовых категориях! И это поразительный пример того, как мозг может подстраиваться под ту информацию, которая приходит извне посредством органов чувств.

Но вернемся к человеку. Эволюцией не предусматривалось, например, желание человека заглянуть в микроскопический мир атомов! Ведь пространство между атомами твердых объектов мы не воспринимаем. Твердые объекты продолжают нам казаться твердыми. В то время как любой камень, например, в основном состоит из пустоты между атомами. Эта пустота занимает куда более значительное по объему место, чем сами атомы. Естественно, что своей рукой мы не можем проникнуть внутрь твердых камней. Наш мозг развился с представлением о твердости и непроницаемости большинства объектов вокруг нас, по сути, с единственной целью: так нашему телу легче двигаться в мире, где твердые объекты не могут занимать одно и то же место в пространстве.

Казалось бы, всё могло и закончиться на оптимальной адаптации человеческого мозга к среде, ограниченной «усредненными» условиями жизни на Земле! Но вот вам еще одно чудо: «решая» свои адаптационные задачи, мозг смог научиться «заглядывать» значительно дальше привычных земных условий. Причем всего-навсего путем построения логических умозаключений! Для этого приходится прибегать к помощи математического аппарата или к приборам, которые благодаря науке человечество научилось создавать и использовать. И это наука с успехом делает последние 300 лет! Кстати, я бы сказал ВСЕГО 300 лет! Дайте науке чуть больше времени, и у вас голова пойдет кругом от того, на какие открытия она способна. Я хочу еще раз повторить: наш мозг, вооруженный инструментами науки, – это наш пропуск в огромный мир. И я даже рискну заявить, ожидая услышать сильные возражения: наука есть единственное, что дает достаточно четкие и убедительные ответы на вопросы о природе реальности!

Зачем изучать мозг?
И все же факт остается фактом: человеческий мозг неплохо справляется с задачей познания окружающего мира, но о том, как устроен он сам, мозг пока знает немного! А коль скоро мозг так ценен для познания нашей реальности, значит понять, как он функционирует, является задачей номер один для передовой науки. И хотя серьезной науке о мозге всего лишь каких-то несколько десятилетий, в руках ученых уже далеко не нулевой счет.

Наука о мозге уже вплотную подобралась к тому, чтобы дать совершенно исчерпывающие ответы о том, как мысли и намерения возникают в человеческой голове. Ученые ни на секунду не сомневаются, что эти факты получат полное научное объяснение. Кроме того, факты о том, как психические состояния переходят в поведение человека, тоже однажды станут полностью известны. И, наконец, факты о том, как поведение индивидов влияет на мир и на опыт и поведение других сознательных существ, тоже однажды будут изучены полностью. По крайней мере, в этой области знаний неких «пределов познаваемости», какие есть, например, в квантовом мире. Хотя, откровенно говоря, я не очень верю в наличие таких пределов вообще.

Взгляд на мозг в свете эволюционных процессов – это ключ к его пониманию. Кстати, не побоюсь еще раз повторить одну важную мысль: теория эволюции – это неоспоримый факт. Я иногда с ужасом слышу, как с экранов телевизоров некоторые люди рассуждают о теории эволюции как о некой спорной гипотезе. Но поверьте мне, об этом давно уже никто не спорит в серьезных научных кругах. Если вы слышите возражения против истинности теории Дарвина, знайте: перед вами дилетанты. Меня, по меньшей мере, удивляет, что в наш волшебный век информации, когда самые передовые знания становятся доступными по одному скромному клику мышкой, когда двери дарвиновских музеев открыты для всех желающих по всему миру, люди продолжают оставаться невежественными в столь важных вопросах! Быть в наш «золотой» век информации темным невеждой просто непростительно. Это как продолжать смотреть на мир в замочную скважину, когда ключ от замка лежит у вас в кармане. Открыть дверь нашей темницы так просто!

Но вернемся к мозгу… Итак, я утверждаю, что изучение мозга позволит человечеству понять объективные истины о человеческом благополучии. И, в принципе, именно тогда мы будем в состоянии четко сделать выводы о некоторых моделях нашего поведения и, наконец, научимся внимательно и аккуратно использовать эти знания, чтобы корректировать наше поведение. Я ни в коем случае не говорю о полной подконтрольности человеческого поведения. Я лишь полагаю, что знание о том, как функционирует мозг, приведут к более полному пониманию, какие наши поступки нравственно хорошие, какие следует признать нейтральными и от каких стоит отказаться полностью. Это лучше разобрать на следующем примере.

Психологи и нейрофизиологи давно сходятся во мнении, что существует прямая связь между ранним детским эмоциональным опытом и способностью человека формировать здоровые отношения в дальнейшей жизни. Очевидно, что когда ребенок в детстве испытывает нехватку эмоционального внимания или, что еще хуже, подвергается насилию, он имеет значительные социальные трудности в дальнейшей жизни. Ученые установили, что родительская забота в детстве вызывает в мозге ребенка всплеск гормонов вазопрессина и окситоцина. Известно также, что эти же гормоны регулируют социальную привязанность людей и их способность управлять стрессом. Исследования четко продемонстрировали, что дети, воспитанные вдали от матерей (в отличие от детей, выросших в нормальных семьях), не имеют достаточного уровня вазопрессина и окситоцина. Как результат, страдает их способность к социализации. Схожим образом объясняются многие психологические и умственные процессы. Складывается определенная зависимость: социальные взаимодействия формируют нашу неврологическую природу, наша неврология влияет на наше поведение, поведение определяет общую культуру и в конечном итоге – взаимоотношения между людьми.

Может, для кого-то это покажется излишним преувеличением, но все-таки я убежден, что, рассматривая наши знания о мире, о том, как в этом мире действует человек, а также знания о механизмах работы мозга, мы увидим, что между этими фактами практически нет никакой разницы.