На седьмой версте • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

На седьмой версте

А вот Углич, напротив, к велосипедистам – своим и приезжим – дружелюбен, и они отвечают ему взаимностью. Спортивный обозреватель «ЭК» побывал на VII велофестивале «Угличская верста» и убедился в этом лично.

Немного статистики для начала. Кроме угличан, на фестиваль в этом году приехало около 350 участников из Ярославля, Рыбинска, Переславля, Тулы, Москвы, Аши (Челябинская область), Тихвина, Костромы, Санкт-Петербурга и других городов. Кто-то прибыл сам по себе, кто-то представлял велоклубы (в том числе и ярославскую «Вел@манию»). Многие участвуют в фестивале уже не в первый раз.
Ради такого количества гостей организаторы включили в программу практически все виды соревнований и развлечений для двухколесного транспорта: велопарад, велогонки, велоориентирование, велоэкскурсии, велоквесты, велофильмы и еще десяток мероприятий с приставкой «вело-». Одних только веломарафонов было 5:три 200-километровых (Дмитров-Углич, Ярославль-Рыбинск-Углич и Тверь-Углич), 1 – на 300 километров (Москва – Углич) и – самый длинный – на 600 (Тихвин-Углич). На торжественный велопарад (его, кстати, возглавил глава Углича Сергей Маклаков) выехали около 200 человек, на детскую гонку – 120. Но лично для меня об уровне организации фестиваля гораздо красноречивее цифр говорил тот факт, что для всех его гостей прошел концерт с участием легенды новоорлеанского джаза Дональда Харрисона. Двумя днями ранее музыканта можно было послушать в Ярославле, а до этого – на московском фестивале «Усадьба Jazz». За деньги. А в Угличе – бесплатно.

Человек и «паук»
Как только я вылез из автобуса, то понял, что один фактор – дождливую погоду – организаторы все же не смогли предусмотреть. Впрочем, сразу стало понятно и другое: периодически моросящий дождь настоящим любителям велоспорта не помеха. По крайней мере, возле главной сцены толпились участники и гости фестиваля, лица у всех были абсолютно счастливые. Из колонок играла нетрудно догадаться какая песня (конечно же, «Солнце на спицах, синева над головой»), под которую на большом винтажном велосипеде нарезал круги человек в желтой майке и бандане.

Подошел, познакомился. Хозяин велосипеда – угличанин Сергей Кондаков – рассказал, что это у него не раритет, а искусно сделанная копия одного из самых популярных велосипедов XIX века – «паука».
– Три года назад на выставке «Велопарк» я познакомился с мастером Сергеем Изотовым из Харькова, – рассказывает Кондаков. Он занимается изготовлением турникетов и лестниц из нержавейки, ну и увлекается велосипедами. Вот я и предложил ему сделать «паука».
Сам Сергей ездит на велосипеде уже более 15 лет, является активным членом московского велоклуба «Караван» и одним из организаторов «Угличской версты». В последние годы он увлекся историей велостроения и сейчас планирует открыть музей велосипеда в селе Золоторучье под Угличем.
– Первые велосипеды были деревянными и без педалей. Потом начали делать железные – такие вот «пауки», вы наверняка их видели на старых фотографиях. Я хочу собирать именно старинные модели, чтобы люди могли приходить в музей, смотреть и кататься на них в свое удовольствие, – поделился своими планами Сергей.

Hand made с клаксоном
В поисках людей с необычными велосипедами (как редактор велела) машу рукой мужчине, вальяжно проезжающему мимо на чем-то, похожем на мотоцикл-чоппер. Увидев мой отчаянный жест – таким обычно ловят такси – велосипедист неторопливо останавливается и так же неторопливо выключает музыку в прикрепленном к багажнику динамике.

Василий Галихин – завсегдатай фестиваля. Уже в четвертый раз он приехал в Углич из городка Заречный Свердловской области. Там он руководит велоклубом «Байкер», собирает новые, авторские, модели велосипедов и ремонтирует старые. Специально к фестивалю новинок сделать не удалось, поэтому в Углич Василий привез 10-летний «Харлей». Название, как вы поняли, дано за сходство с культовым мотоциклом.
– Мы с ребятами из клуба хотели сделать комфортный, надежный велосипед с хорошим сиденьем, колонками и прочими «примочками», – рассказывает Василий. – И за 2 месяца собрали вот такую модель. К «Харлею» везде относятся с уважением. В Угличе даже клаксон подарили. Именной. Специально для него.

Продемонстрировав клаксон в действии – хорошо гудит! – Василий рассказал, что у них на Урале с велоспортом тоже все хорошо (на 40-километровую «Майскую прогулку» в Екатеринбурге в этом году вышли более 6 тысяч участников) и поехал дальше.

Транспорт для добрых
– На этом фестивале Василий нас всегда удивлял! – следующий мой собеседник подошел знакомиться сам. – В одну из гонок он привез сюда 2 самодельных велосипеда-бигфута на больших колесах. Они могут ездить и по земле, и по воде! И мы катались на этих велосипедах по Волге, было здорово!

Разговорчивый товарищ оказался бывшим мастером спорта СССР по велогонкам Виталием Пересыпкиным. Сейчас он просто катается в свое удовольствие с друзьями, но иногда спортивное прошлое дает о себе знать. Однажды, например, Виталий за один световой день проехал 430 километров.
– Это была попытка проверить свои силы, – говорит он. – Мы ехали на шоссейных велосипедах от Москвы до Нижнего Новгорода через Владимир. Стартовали впятером, финишировали трое. Двое сошли во Владимире.
Собрать и разобрать велосипед Виталий может с закрытыми глазами. В его гараже стоит 4 двухколесные машины, собранные хозяином. В Углич он приехал на пятой.
– Я этот велосипед сделал своими руками за 4 месяца, – говорит Виталий, любовно оглядывая раму под карбоновой пленкой, подвеску ХТ, гидравлические тормоза, бортовой компьютер, замеряющий характеристики движения по 12 параметрам, и отделанные кожей ручки. – Конечно, если собирать из отдельных частей, велосипед выйдет в 1,5-2 раза дороже готовой модели. Но зато я получил то, что хотел. Это – воплощение моей мечты!

Похвалив свою машину, Виталий наговорил комплиментов и «Угличской версте»:
– В любой стране велоспорт начинается с таких вот фестивалей. Следующей ступенью после них идет строительство велодорожек в микрорайонах, а дальше – создание спортивных школ. По такому пути прошли Франция, Италия и другие страны. Причем здесь главное даже не спортивные результаты, а образ жизни. Ведь велосипед – это такой транспорт… я убежден, что хороший велосипедист не может быть злым.
И с ним, конечно, не поспоришь.

текст: Евгений Мохов  |  фото: Роман Осокин