Нарисуем – полетим! • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Нарисуем – полетим!

Владимир Пирожков демонстрирует карту России со словами: «Мы – единственная страна в мире, которая не смогла построить дорогу через саму себя. Зато по телевизору показывают 26 сериалов про милицию в неделю. Мы думаем не о том, о чем надо бы». Пирожков знает, как можно решить вторую российскую проблему. Он соединил вместе плюсы самолета, вертолета и автомобиля. И придумал 3D-транспорт.

Кто он такой?

Пирожков — не Прохоров, в президенты не собирался, поэтому знаком далеко не каждому жителю нашей страны. Для начала пару слов о нем. Родился в 1968 году, окончил Свердловский архитектурный институт, факультет промышленного дизайна. Немного поработал на АвтоВАЗе, затем уехал в Швейцарию. Учился у маститых европейцев, таких, как Луиджи Колани, выполнял заказы для Adidas, Ferrari, Yves Saint Laurent, и других компаний. Потом пробился на практику в Citroen и остался там работать.

Через несколько лет Пирожкову сделали шикарное предложение: к себе позвала Toyota. «Это совершенно разные компании», — уверен дизайнер. В Citroen все подстраивались под компоновку автомобиля, которая уже задана. Не так много денег, не такой размах, чтобы создавать что-то с нуля. А в Toyota дизайнеров никто не ограничивает, глобальная корпорация с нереальными бюджетами может себе такое позволить. В одном из интервью Владимир Пирожков вспоминал, как шутки ради предложил встроить в сидения аквариум с живыми рыбами, мол, европейцам понравится. Тойотовские инженеры приняли все за чистую монету и начали размышлять, какие рыбки смогут выжить в агрессивной среде, как к ним будет поступать воздух. Это не потому, что японцы доверчивые. Просто они так сильно Пирожкова уважают.

С 2000 года Владимир Пирожков занимал пост старшего дизайнера в студии Toyota в Ницце. По части внешности автомобилей японцы не очень доверяют своему вкусу, зато европейских авторов носят на руках. Хорошо работалось на сверхдорогом курорте русскому человеку: к его мнению прислушивались, его идеи шли в массовое производство, и в каждой Yaris, Auris, Corolla и Avensis есть «кое-что от Пирожкова».

Почему вернулся?

Во время очередной командировки в Японию среди ночи в номере Владимира Пирожкова зазвонил телефон. В трубке представились Министерством экономического развития Российской Федерации. Пригласили на Родину, на совещание. Отказываться Пирожков не стал, приехал поговорить о проблемах промышленного дизайна в России. Познакомился с Германом Грефом (тогда он возглавлял министерство), которого весьма впечатлили заслуги дизайнера. Так, годовой оборот его работодателя составлял 265 миллиардов долларов. Нашим и не снилось.

Пирожков пригласил Грефа в студию Toyota в Ницце, а по дороге в аэропорт министр спросил: «Поедешь работать в Россию?» — «Поеду, если построим такой же центр, с такими же возможностями». «Построим», — молвил министр. И Пирожков согласился.

Вернувшись в Россию, Владимир Пирожков основал компанию «Астра Росса», познакомился с ведущими банкирами, инвесторами. Тем, конечно, понравились рисунки и идеи, но вкладывать свои кровные, несмотря на рекомендации Грефа, они не торопились. Центр «Астра Росса» сделал проект рестайлинга Volga Siber. Это большой американский седан, который адаптировали к российским условиям и нарекли «Волгой». «Но тендер почему-то выиграла дочерняя «газовская» структура»», — несильно удивляется Пирожков. Рисовали кабину для нового КамАЗа, сотрудничали с конструкторским бюро Камова (вертолеты), РКК «Энергия» (ракеты). Пожалуй, самый известный проект в России – фирменная раскраска самолета Sukhoi Superjet 100.

Что предлагает?

Владимир Пирожков – частый гость семинаров и конференций, ведет лекции в нескольких университетах, умеет находить общий язык с хозяевами больших денег. Говорит понятно о мудреных вещах. Итак, есть вербализация, визуализация и реализация. В 1866 году Жюль Верн написал «20 000 лье под водой» — это вербализация. Спустя 4 года книгу иллюстрировали – это визуализация. А в 1897 в Америке построили первую боевую подводную лодку – это реализация. Так вот, дизайнер занимается визуализацией для того, чтобы чуть позже кто-то его проекты реализовал.

Еще немного теории от Пирожкова. У каждого объекта есть оптимальная сложность. Как только его начинают переусложнять, начинается регресс. Переход от наперстка к швейной машинке позволил добиться 1000% прироста эффективности, а последующие 100 лет машинку совершенствовали, добавили электропривод, программное управление. Но эффективность возросла только на 20%. Переход от конных упряжек к массовому производству автомобилей – это колоссальный шаг. А между первым Ford и современным Audi R8 пропасть уже не так велика. Автомобили настолько совершенны, что пора уже переходить на другие физические принципы. Пирожков предлагает 3D-транспорт.

«Я не изобрел ничего нового. Просто использовал все открытия, сделанные человечеством за столетия упорного труда, в одной машине», — сказал однажды Генри Форд. Он пересадил весь мир на автомобили. Владимир Пирожков мечтает сделать то же самое, только вместо автомобилей – летающий транспорт. От самолета он возьмет скорость и дальность полета, от вертолета — возможность вертикального взлета и посадки, а от автомобиля – стоимость. Пирожков называет такие цифры: потолок высоты 7600 метров, скорость до 500 км в час, дальность до 2000 км. 3D-транспорт вмещает 5 пассажиров, 300 кг груза, а стоит порядка 100-150 тысяч долларов.

«Под капотом» у нового транспорта будет дизельный двигатель мощностью примерно 500 лошадиных сил. Он дешевле в производстве, экономичнее и легче, чем бензиновый мотор. В Германии такой двигатель обещают сертифицировать в скором времени. У команды Пирожкова есть ответы на 70-80% вопросов о новом транспорте. На его создание уйдет 5-7 лет.

Авиация сегодня стоит слишком дорого: практически ручная сборка, огромная инфраструктура, кадры высокой квалификации. «Сейчас существует набор технологий, которые могут позволить перемещаться в пространстве относительно недорого, если поставить этот вид техники на конвейерную сборку. Надо только их сконцентрировать, собрать», — уверяет Владимир Пирожков.

3D-транспорт позволит забыть про московские и питерские пробки, про убогие провинциальные дороги. Чтобы махнуть на недельку в отпуск, не придется тратить кучу времени на дорогу. Можно самостоятельно полететь в Сибирь или на самые дикие острова. Туда, куда хочется. Вот она – свобода!

Пирожков – не сумасшедший. Просто талантливый и образованный человек. Он знает российскую реальность, видел, как работают в Европе и Японии, понял секрет и вернулся на Родину, чтобы сказать: «Я знаю, что нужно делать!». Он ясно видит, что Россия идет никуда, «сидит на трубе». При этом мыслит здраво: «Конечно, все будет скопировано, и, скорее всего, летать мы будем на иномарках, но начать было бы неплохо здесь». Он не собирается всю оставшуюся жизнь ломать бюрократические барьеры: «Если не буду услышан еще какое-то время, то буду делать в другом месте».