Не Ярославская область, а сказка! • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Не Ярославская область, а сказка!

А что? В Вологодской области вон как раскрутили Деда Мороза! К нему в гости на экскурсии круглый год туристические автобусы мимо нас с песнями летят. В Костроме, недолго думая, быстренько за Снегурочку ухватились, мол, наша землячка – и опять мимо нас теплоходы вниз по Волге поплыли. А мы чем хуже?

В Ярославской области за последние годы прописалось просто огромное количество сказочных персонажей: Баба-яга, Емеля, Курочка Ряба, Мышка-Норушка, Водяной, Емеля и Алеша Попович, Берендей, Ямщик, Девица Солоница и другие. Область превратилась в туристичекую Мекку, и теперь туристы на всех видах транспорта едут к нам познакомиться с уникальной самобытной культурой и жителями, настоящими патриотами своего края.

А поскольку в Ярославской области стало столько раскрученных брендов (ни одна область не может теперь с нами сравниться), нашим дизайнерам доверили разработать образ сказочного клубочка, который будут получать в подарок туристы, отправляясь путешествовать по сказочным маршрутам России.

Еще один аргумент в пользу того, что Ярославская область стала примером для всех и завоевала авторитет в области туризма, – это проведение на нашей земле в октябре этого года Международного туристического форума.

Как застолбить сказочный бренд?
Для чего вообще нужен туристический бренд, и как застолбить право на его обладание? Этот вопрос мы адресовали в комитет туризма Ярославской области Дмитрию Цапуку.
– Для нас развитие бренда – это дополнительный стимул посетить наш регион. Бренды бывают разные: и смешные, и необычные, и дурацкие, но мы стремимся их достаточно серьезно поддерживать.

По словам Дмитрия Анатольевича, бренды необходимы, в первую очередь, для того чтобы поддерживать туристический поток.
– Надо отметить, что бренды не возникают на пустом месте, за каждым закреплена своя история. И еще очень важно, чтобы в том регионе, где прописался тот или иной персонаж, существовала яркая программа, как, например, «На пироги к Бабе-яге», в селе Кукобое. Также необходимо, чтобы был праздник, некое событие, фестиваль, желательно ежегодный, узнаваемый, который бы этот бренд поддерживал. Тогда туристы стремятся его посетить.

Не секрет, что последние 10 лет в нашей стране ведутся брендовые войны, когда регионы борются за право считать того или иного сказочного персонажа своим. Например, кроме официального Деда Мороза, в Великом Устюге существует, как минимум, 3 других, менее известных подобных персонажа. Поэтому необходимо этот процесс регулировать хотя бы на основе элементарной договоренности.
– Например, идея с Бабой-ягой не нова, и другая область, не буду говорить, какая, пыталась нас опередить, – рассказал Дмитрий Анатольевич. – Но благодаря тому, что в Кукобое была быстро создана программа, идея воплотилась в жизнь.

Надо отметить, что ярославцы оказались очень шустрыми и сумели прописать у себя много сказочных брендов. В июне этого года проходил фестиваль «В гости к Берендею», где участники делились опытом, как создать и работать над персонажами. К слову, в следующем году будет создана «Сказочная карта России». Оказалось, что Ярославская область – на лидирующих позициях. У нас насчитали 6 сказочных персонажей, тогда как в других областях 1–2.

Уникальный Мышкин
Мышкин и Углич признаны лидерами Ярославской области в развитии туристического бизнеса. Здесь открывают новые оригинальные музеи, строят развлекательные комплексы, разрабатывают туристические маршруты.
Для осмотра всех достопримечательностей Мышкина и района, набора положительных эмоций от природных красот и отдыха на прекрасных берегах Волги-матушки необходимо несколько суток. Для этого построены, строятся и проектируются гостиницы, гостевые дома, базы отдыха, пансионаты и другие туристско-рекреационные комплексы. На территории района работают: 4 организации, которые занимаются экскурсионным обслуживанием туристов, 8 гостиниц, гостевых домов, баз отдыха, более 100 магазинов розничной торговли, более 20 предприятий общественного питания.

Мышкинцы гордятся своими уникальными музеями. Это:
– Историко-этнографический музей «Мышкин – столица лоцманов»
– Музей ретротехники
– Музей Петра Смирнова – создателя знаменитой водки «Смирнов»
– Музей малых форм крестьянского зодчества – музей под открытым небом
– Музейный комплекс Мышкинского центра туризма, включающий в себя музей «Мышкинские валенки», этнографическую экспозицию «Лён», Мельничный комплекс и Мышкинскую картинную галерею
– «Мышкин – православный» – уникальный музей семейных коллекций
Еще туристы могут посетить Древлехранилище и смотровую площадку на колокольне Успенского собора, музейную экспозицию «Тайны XVIII века» в Никольском соборе, музейные экспозиции в Опочининской библиотеке, выставку-галерею авторских кукол Павлычевой О. В., Мышкинский Дом ремесел и Ремесленную слободу Народного музея с их кузнецами, резчиками по дереву, горшелями и прочими мастерами.
В районе имеется 2 сельских музея:
– Этнографический музей кацкарей в деревне Мартыново, который только за один 2008 год принял и очаровал своим неповторимым деревенским колоритом, подворьем Белой коровы, кацким говорком, театрализованными представлениями и кацким угощением более 20 тысяч экскурсантов
– Музей Учемского края, вблизи уничтоженного и затопленного монастыря св. Кассиана Учемского
Особым объектом в Мышкине стал мемориал, созданный к 60‑летию Победы. Он уникален по своему художественному исполнению, идейной и духовной основе, имеет значимость российского масштаба и оказывает особое, присущее этому мемориалу впечатление на туристов.

Мышкинцы предлагают туристам большое количество фольклорных и развлекательных программ, интерактивных форм работы: театрализованные «Мышиные встречи-приветствия», фольклорную программу «Авдотьин чай», познавательно-развлекательную программу «В гости к мельнику на блины», игровые программы «Тайна Смирновского рецепта» и «В гостях у Бабы Мани», развлекательные программы в туристическом комплексе «Мыши» – «Разливай по-мышкински», «А мы тут плюшками балуемся», театрализованные представления кацкарей, наглядный показ изготовления ремесленных изделий и мастер-классы.
Главная же изюминка Мышкина – в его жителях, влюбленных в свой город, инициативных, талантливых, трудолюбивых, обаятельных и гостеприимных!

Мышкин – это хрестоматийный пример развития туризма в малых городах России. Президент России Д. А. Медведев, посетивший Мышкин 1 августа 2008 года, был восхищен музейными объектами города и дал высокую оценку туристической деятельности в Мышкинском районе.

Переславль-Залесский. В гости к Берендею
Легенды о проживавших на Переславской земле Берендеях уходят своими корнями в глубокую старину. В русском языке имеется слово «берендейка» – это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках. Позже эти изделия стали основой для создания отдельных промыслов вблизи сложившихся торговых центров.

В Переславле-Залесском создан Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов «Дом Берендея», который является местом проведения фольклорных праздников и встречи народных мастеров, местом, где художники, бережно сохраняя богатое художественное наследие мастеров Ярославской области, изготавливают исключительно ручным способом, по старинной и традиционной технологии, изделия народных художественных промыслов в большом разнообразии.

Необычный терем, где можно познакомиться с самим Берендеем, построен из камня и дерева по мотивам древнерусской архитектуры, с богато украшенными наличниками и другими декоративными элементами. Желающие могут посетить палату царя Берендея, увидеть его трон и услышать от него рассказ о древних берендеях, живших на переславской земле в XII веке. За домом расположена солнечная поляна, на которой царь Берендей со своими берендейками проводят веселые фольклорные праздники.

Традиционные ярмарки народных промыслов с широким выбором сувенирных изделий, сделанных мастерами со всех уголков России, вызывают большой интерес у гостей «Дома Берендея». Обряд «Повивание в Доме Берендея» для молодоженов или семейных пар, отмечающих очередной юбилей своей совместной жизни, оставляет у них и их гостей надолго незабываемые впечатления от старинного народного праздника.

Художники «Дома Берендея» передают свое мастерство гостям в программах мастер-класса. Своими руками гости могут расписать и увезти на память необычайный сувенир. В «Доме Берендея» расположена уникальная выставка масок переславского мастера С. И. Потапова. Под крышей крыльца сказочного терема есть волшебная птица счастья, встав под ней гости загадывают желания. И, как правило, все хорошее, загаданное на этом крыльце, сбывается…

На пироги к Бабе-яге
Сторона Кукобойская – глухая, непроходимая, болотистая… Чем не родина Бабы-яги?! В момент и легенда подходящая нашлась. Мол, местные жители так настрадались от разной лесной нечисти, что, когда их земляк, купец Воронин, который жил тогда в Петербурге, предложил им на выбор – построить железную дорогу до Пошехонья или еще одну церковь, – они упали ему в ноги и слезно просили, чтобы он воздвиг здесь второй божий храм. Видя воистину гоголевский произвол нечистой силы, Иван Агапович, руководивший крупнейшим акционерным обществом по строительству храмов, за 3 года отгрохал в селе невиданный доселе Спасский собор, который и по сей день удивляет своими размерами, величием и красотой.

Кукобой – село, в котором расположена родина Бабы-яги, –  привлекателен не только этим. Стоит сказать также о том, что это село является прекрасным местом для проведения вашего отпуска и отдыха. То есть перед вами предстанет восхитительная возможность арендовать домик в селе и провести свое время, полностью посвящая его себе.

На территории – избушка Бабы-яги, огороженная самым настоящим частоколом, дом Медведя «Медвежий угол», за которым есть родник. В маленьком магазинчике – небольшой выбор сувениров. И очень красивая природа вокруг.

Сама Баба-яга – настоящая актриса, которая умеет увлечь и взрослых, и детей. Ее внешний вид впечатляет (можно даже подумать, что дети ее испугаются, но этого практически никогда не происходит). Дети будут просто в восторге от той сказочности, которая вас будет окружать.
В этом году, в июне, в селе Кукобой был двойной праздник: День села и день рождения Бабы-яги, поселившейся в Сосновом бору, что находится в центре села. Здесь ей местные умельцы построили новую избушку. Баба-яга – старушка добрая, справедливая. Конечно, шалунов может припугнуть и пожурить, но Яга – старушка отходчивая. Долго не сердится. Для жителей района Баба-яга – символ домовитости, а вовсе не что-то темное, языческое. Она – прародительница, хранительница обычаев и традиций рода.

Открылся в Кукобое Музей сказки, где главный персонаж – все та же Баба-яга, но только кукольная. Работает для туристов и чайная Бабы-яги, где угощают знаменитыми кукобойскими пирогами. А у ее избушки гости и туристы вдоволь наиграются в игры с лесной старушкой, уж что-что, а поиграть-то она любит.

Историческая романовская овца
К появлению романовской породы овец приложил руку сам Петр I. По его указу в 1716 году в Россию из Германии были завезены силезские овцы. Именно в Романове-Борисоглебске их скрестили с местной породой. Результат превзошел ожидания.

Текст: Людмила Шабуева | Фото: Сергей Шубкин