Нейроэстетика: как мозг видит красоту • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Нейроэстетика: как мозг видит красоту

aleksej-kozlov

Эта совершенно новая наука делает очень рискованное дело — она пытается отыскать ответ на одни из древнейших вопросов философии, психологии и антропологии: что такое искусство? Как определить зрительные феномены и наше восприятие искусства, если учитывать, что оно рождается непосред­ственно в мозге?

Почему то или иное произведение искусства, музыки или даже явление природы кажутся нам прекрасными? Кажется, это не поддается рациональному объяснению. Однако развитие научных знаний привело к возникновению новой дисциплины, находящейся на стыке нейрофизиологии и эстетики, – нейроэстетики, которая способна ответить на эти вопросы. Казалось бы, искусство – торжество человеческой индивидуальности и оригинальности – антидот всеохватывающего эффекта науки. И она не приемлет законов универсализма, ведь в мире существует бессчетное количество различных национальных культур и художественных стилей: классицизм, готика, импрессионизм, кубизм – этот список не имеет конца. Но тем не менее нейроэстетика утверждает, что во всем этом разнообразии действуют универсальные законы и принципы. И именно наличие этих законов позволяют человечеству воспринимать объекты искусства!

Нейроны зазеркалья

Наше сознание всегда хранит красоту в глубине головного мозга благодаря его особым клеткам – зеркальным нейронам! Именно это открытие, по сути, дало мощный толчок развитию нейроэсте-тики. Зеркальные нейроны обнаружили в 1990-х годах, когда группа итальянских нейробиологов из Пармы под руководством Вит-торио Галлезе исследовала мозговые процессы у макак и наткнулась на интересную группу клеток на участке коры головного мозга, который отвечает за моторику. Нейроны активизировались не только когда обезьяна выполняла действия сама, но и когда те же движения выполнял экспериментатор, а обезьяна за ним наблюдала. Причем реакция нервных клеток в первом и во втором случаях была идентичной, поэтому ученые и назвали их зеркальными.

Позднее подтвердилось, что зеркальные нейроны есть и у человека. Например, люди, чаще всего не замечая этого, напрягаются, наблюдая падение прохожего, или щурятся, когда кто-то пытается вдеть нитку в иголку. Вы никогда не задумывались, почему, когда мы видим зевающего человека, мы сами начинаем зевать? Или, например, заметив, как кто-нибудь чешется, мы тоже испытываем желание почесаться? В чужих действиях мы воспринимаем самих себя, как собирающихся произвести эти действия. Тот же эффект наблюдается и на уровне ощущений и эмоций. Как считают ученые, феномен зеркальных нейро -нов объясняет процесс бессознательного обучения, имитации, психологию толпы. Эти необычные клетки человеческого мозга ответственны за понимание нами чувств и намерений других людей. Фактически зеркальные нейроны внедряют нас в разум другого человека.

Это имеет непосредственное отношение к искусству и красоте. В качестве примера можно упомянуть кино как вид искусства, который на полную катушку задействует работу зеркальных нейронов. Согласитесь, за один киносеанс мы способны испытать полную гамму чувств: мы сопереживаем героям, эротические сцены вызывают в нас возбуждение, сцены насилия рождают страх и так далее. Часто мы будто сами действуем вместо героев фильма. Наш мозг думает, что всё, что происходит на экране, на самом деле происходит с нами в реальности. Таким образом, искусство может развиваться как форма моделирования виртуальной реальности. Когда вы представляете себе что-то, например, думаете о предстоящей охоте на бизона или любовном свидании, многие участки мозга активируются, как если бы вы действительно делали то, о чем думаете. Это позволяет вам применять сценарии с помощью внутренней симуляции, без затраты энергии или риска реальной репетиции. Такова суть искусства и суть нашего внутреннего воображения.

Зеркальные нейроны ответственны за понимание нами чувств и намерений других людей.

СЕМИР ЗЕКИ

Автор термина «нейроэствтика» и основоположник этой науки. Профессор неи-робиологии в Университетском колледже Лондона. Его главный научный интерес -организация визуального мозга приматов. В 1994 году Зеки начал изучать неироосно-вание творческого потенциала и эстетической оценки искусства. В 2001 основал Институт нейроэстетики, базирующийся главнымобразом,вБеркли,Калифорния.Ав-торкниг«Видениемозга»(1993),«Внутрен-нее видение: исследование искусства и мозга» (1999).

ТЕОРИИ ПИОНЕРОВ

Искусство и любовь Семира Зеки

Семир Зеки был первым, кто попытался ответить на вопрос, почему искусство нам доставляет такое большое наслаждение. И даже более того, Зеки обнаружил, что, когда мы смотрим на великие произведения красоты, возбуждается та же часть мозга и с той же силой, как и когда мы влюблены. Зеки попросту проска-нировал мозг при помощи МРТ нескольких десятков добровольцев, в то время когда они смотрели на изображения художественных шедевров. Всего испытуемым была предложена серия из 28 картин, каждую из которых им показывали по десять секунд. Среди работ были «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, «Купание в “Лягушатнике“» Клода Моне, «Вид на собор в Солсбери из епископского сада» Джона Констебла, работы Рембрандта, Леонардо да Винчи и Сезанна (см. фото. 5,6,7,9,10). Те, кто участвовал в эксперименте, посчитали работы прекрасными, ответив увеличением активности определенной части мозга на целых 10%, что эквивалентно тому, когда человек смотрит на любимого. В момент просмотра картин у испытуемых происходил всплеск допамина в ор-бито-фронтальной коре головного мозга, которые, как известно, связаны с удовольствием и желанием и участвуют в вызове приятных чувств в мозге. Это мощный эффект часто ассоциируется с романтической любовью и незаконным употреблением наркотиков. Картины английского художника-романтика, мастера пейзажа Джона Констебла, французского живописца, академиста Энгра и итальянского художника XVII века Гвидо Рени произвели самое мощное «удовольствие» (см. фото. 2, 4, 7). Работы Иеронима Босха, французского художника-графика, мастера политической карикатуры XIX века Оноре Домье и фламандца Яна Массейса, художника «уродливого» искусства привели к наименьшему увеличению кровотока (см. фото. 3,8).

Кроме того, Зеки утверждает, что художники подсознательно используют в создании своих работ методы, способные впоследствии оказывать на зрителя сильное эмоциональное воздействие. Зеки предполагает, что «художник в некотором смысле невролог, изучающий потенциалы и возможности головного мозга посредством своих визуальных инструментов. Творения, которые способны вызвать эстетические переживания, обнаружат себя в реакциях нейронов головного мозга зрителей».

Рамачандран и его 8 законов художественного опыта

Профессор Вилейанур Рамачандран, один из ярых сторонников нейроэстетики, разработал теорию человеческого художественного опыта, которая основана на нейронных механизмах. Попросту говоря, он обозначил 8 основных законов, способных объяснить суть человеческого художественного восприятия. Эти законы являются универсальными и, по словам самого Рамачандрана, базовыми, которые вполне могут быть впоследствии дополнены новыми научными открытиями в этой области.

1 МАКСИМАЛЬНОЕ СМЕЩЕНИЕ

Свой первый закон восприятия искусства Рамачандран назвал «максимальным смещением». Ученый приводит пример из жизни животных, связанный с психологией крысы. Представьте, что вы учите крысу отличать квадрат от прямоугольника, давая ей кусочек сыра всякий раз, когда она видит конкретный прямоугольник. Когда крыса видит квадрат, то ничего не получает. Очень быстро она понимает, что прямоугольник означает еду, и начинает любить прямоугольник. Но если вы возьмете более удлиненный прямоугольник и покажете крысе, она станет предпочитать второй прямоугольник первому. Это происходит потому, что крыса выучила правило: «прямоугольная форма – это хорошо». Отсюда: чем прямоугольник более удлиненный и тонкий, тем он «прямоугольнее», а крыса понимает: чем «прямоугольнее», тем лучше.

«И какое отношение это имеет к искусству?» – спросите вы. Тут профессор Рамачандран приводит еще один пример, уже из искусства Южной Индии XII века. Речь о знаменитой бронзовой скульптуре богини Парвати (см. фото. 12). С точки зрения жителя Индии она воплощает собой саму суть женственности, грации, гармонии, величия и изящества: все, что в идеале присуще женщине. Однако англичане Викторианской эпохи, столкнувшиеся с этой скульптурой, выражали недовольство таким искусством, утверждая, что грудь богини слишком велика, бедра слишком широки, а талия слишком узка. Но любой современный человек скажет вам, что искусство не имеет ничего общего с реализмом. Как скульптору удалось передать само олицетворение женской чувственности? Он просто взял среднеарифметическую женскую форму и изъял среднюю мужскую форму, оставив большую грудь, широкие бедра и тонкую талию. А затем он усилил образ. В результате получилась анатомически неправильная, но очень сексуальная богиня. Этот необычайно возбуждающий образ является примером принципа максимального смещения в индийском искусстве.

По аналогии и в соответствии с принципом максимального смещения наиболее привлекательное женское лицо не всегда является «средним», а, наоборот, обычно обладает определенными преувеличениями. Например, если вы извлечете средние женские черты из мужского лица и усилите это различие, то в результате получите даже еще более прекрасное лицо — «суперженщину». За примерами далеко ходить не надо: современная поп-культура «кишит» такими образами идеальной суперкрасавицы. Актриса Анджелина Джоли (см. фото. 11), которая сводит с ума поклонников по всему миру, имеет большие глаза и почти неестественно полные губы, что является в рамках масскульта невероятно притягательным для мужчин.

2 ГРУППИРОВКА

Когда нашему мозгу удается из сложного фона выделить четкую фигуру или объект, то это определенно приносит нам некоторое эстетическое удовольствие. Именно на этом основан принцип «группировки» в изобразительном искусстве. Многие, наверное, знакомы с некими картинками-головоломками, на которых сперва мы не видим ничего, кроме набора пятен (примером может служить известный далматинец Ричарда Грегори (см. фото. 17). При этом мы можем почувствовать, как наш зрительный мозг пытается решить эту перцептивную задачу, стараясь вычленить смысл из этого хаоса. И затем, через 30-40 секунд, внезапно все становится на свое место, вы группируете фрагменты в правильном порядке и можете видеть далматинскую собаку! Происходит именно следующее: человеческий мозг успешно группирует правильные фрагменты один к другому. Чтобы увидеть объект, из зрительных центров мозга в эмоциональные центры лимбической системы поступает сообщение, давая им толчок: «Ага, это собака!» или «Ага, это лицо!».

Этот «ага-эффект» и приносит нам удовольствие. Его источник – эволюционная необходимость находить «скрытые» объекты и распознавать камуфляж. Представьте себя на месте своего предка – примата, взобравшегося на верхушку дерева и обнаружившего льва за трепещущей зеленой листвой. Тогда на сетчатке вашего глазного яблока отобразится лишь масса желтых фрагментов льва, смешанных с зелеными листьями. Однако зрительная система мозга «знает», что все эти разрозненные желтые фрагменты только по счастливой случайности могут ничего не значить, и, скорее всего, они все принадлежат одному объекту. Она соединяет их воедино, посылает сигнал лимбической системе, сообщая, что вам надо спасаться бегством.

Принцип группирования широко используется в искусстве, например, в импрессионизме, абстракционизме или даже в дизайне моды. Художник, по сути, тоже пытается вызвать как можно больше сигналов «ага» в как можно большем количестве зрительных областей, достигая их более оптимального возбуждения с помощью живописи или скульптуры, чего можно было добиться с помощью естественных реалистических образов. Не такое уж плохое определение искусства, если подумать.

ВИЛЕЙАНУР РАМАЧАНДРАН

Директор Центра мозга и познания, профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета в Сан-Диего. Рамачандран получил медицинское образование, а в последствии — степень доктора философии в Тринити; в колледже Кембриджского уриверситета. Он опубликовал более 120 статей в научных журналах (включая Scientific American). Является автором нашумевшей книги «Фантомы мозга», которая была переведена на 8 языков и стала основой для двухсерийного фильма на Channel 4 Британского телевидения и на PBS в США. Автор 8 универсальных законов восприятия искусства. Журнал Newsweek недавно назвал его членом «клуба века» — одним из сотни самых выдающихся людей XXI столетия.

3 ИЗОЛЯЦИЯ

Еще один закон восприятия – закон изоляции, или преуменьшения. Простой рисунок обнаженной натуры, сделанный Пикассо, Роденом или Модилиани, ( с м . ф о т о 13 , 1 4 , 1 8 , 1 9 ) может впечатлять нас намного сильнее, чем цветная фотография красотки. Так же и рисунки буйволов в пещере Ласко или бизонов в пещере Альтамира (см. фото 16, 20) могут пробуждать более сильные чувства, чем фотографии буйволов в журнале National Geographic. Объяснение этому парадоксу содержится в другом зрительном феномене – внимании. Известно, что не может быть двух совпадающих моделей нервной деятельности одновременно. Даже несмотря на то, что человеческий мозг содержит сотни миллиардов нервных клеток, никакие 2 шаблона не могут совпадать. Другими словами, существует «узкое место» внимания. Ресурсы внимания могут быть предназначены только для одной данности в единицу времени. Главная информация о гибких, мягких очертаниях девицы с журнального разворота передается линиями ее тела. Тон ее кожи, цвет волос и так далее не имеют значения для красоты ее наготы. Вся эта несущественная информация перегружает картину и отвлекает внимание от того, на что оно должно быть направлено, – на ее контуры и линии. Исключая такую несущественную информацию из рисунка или эскиза, художник оберегает ваш мозг от большой травмы.

Эту теорию вполне можно проверить экспериментально, сравнивая нейрофизиологические данные, полученные от детей, страдающих аутизмом. Часто у таких детей при явной умственной отсталости остаются так называемые «островки гениальности». Ученые обследовали детей-аутистов, которые обладали исключительными художественными способностями и делали рисунки очень правильными, подробными и реалистичными. Выяснилось, что при поврежденности остального мозга у таких детей сохранены ткани в правой теменной доле, которая связана с чувством художественной пропорции. Эти дети локализуют свое внимание в правой теменной области мозга: она отвечает за прекрасные изображения, чему большинству «нормальных» людей нужно учиться годами. Кстати, у взрослых, у которых повреждена эта область мозга в результате инсульта, рисунки получаются загроможденные, с большим количеством лишних деталей.

4 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВОСПРИЯТИЯ

Принцип этого закона содержится в утверждении, что мозгу нравится «выискивать» прекрасное. Всякий знает, что нагота, прикрытая прозрачной вуалью, соблазняет и дразнит гораздо сильнее, чем многоцветный разворот в журнале. А почему? Как уже говорилось ранее, наш мозг эволюционировал в среде с чрезвычайно сложной маскировкой. Представьте себе, что вы ищете свою подругу в густом тумане. Любой мимолетной детали ее облика будет достаточно, чтобы продолжат ь д альне йший зрите льн ый поиск , – значи т, вы не ско -ро оставите свои старания. Другими словами, связь зрительных центров с эмоциональными гарантирует получение удовольствия даже от самого поиска. То же происходит и при решении головоломки: вам приятен сам процесс ее разрешения задолго до финального «ага». И снова речь идет о создании как можно большего количества этих «ага» в вашем мозгу. Изобразительное искусство можно рассматривать как форму зрительной «прелюдии» перед «оргазмом».

5 СИММЕТРИЯ

Эстетическая привлекательность симметрии легко понятна и объяснима. Распознание симметрии всегда было биологически важно для человека, как и для многих других биологических видов. В частности, эволюционные биологи предполагают, что у всех нас есть определенная предрасположенность к симметрии, ведь асимметрия часто связана с плохими генами, наследственностью, а значит, с болезнями и инфекциями. Несимметричное лицо, например, нам кажется непривлекательным, и это определяет наше отношение к той внешности, которая нам кажется более симметричной. Симметрия активно используется в изобразительном искусстве, впрочем, как и отклонение от нее – в зависимости от целей, которые ставит перед собой художник.

6 ПОВТОР, РИТМ, ПОРЯДОК

Известно, что нервная деятельность человека отличается синтетической направленностью. Человеку попросту необходимо все время строить недвусмысленные, четкие и правдоподобные строгие модели окружающего мира. Человек склонен к упорядочиванию. И именно поэтому человек постоянно ищет форму там, где формы вовсе нет. Ищет порядок, стремится к порядку. Это приносит определенное наслаждение. И даже более того, наличие порядка нас успокаивает, можно даже сказать, убаюкивает, то есть тем самым устраняет всякую тревогу. Таким образом, наличие повторяющегося ритма — в поэзии или музыке, повторяющегося узора на картине, визуальный ритм — все это, безусловно, рождает в нас чувство прекрасного. Уже хорошо известно, что путем повторения зрительных или слуховых стимулов эти ритмы можно возбуждать или усиливать вплоть до достижения необычных субъективных состояний. Что по своей сути располагает нас к эстетическому восприятию. Этим вполне успешно пользуются современные художники, музыканты, композиторы, архитекторы и даже хореографы.

РИЧАРД ЛЭНГТОН ГРЕГОРИ

Психолог, профессор бионики в Эдинбургском и Кембриджском университетах. Один из крупнейших в мире специалистов по психологии зрения. В своих книгах «Гла и «Разумный глаз» утве рждает, что глаз человека разумен еще и п отому, что в «сиюминутном» опыте восприятия каждого из нас й участвует опыт, нако пленный и переданны едшествующими поколениями. Отвечая на вопрос, «каким образом мозг извл сведения о внешнем м ире из некоторого узора пятен света на сет чатке глаза», Грегор компетентно и увлекательно рассказывает о связях между важней шими фактор приятия, о сложнейш ем многогранном процессе зрительного мышления.

7 ОТВРАЩЕНИЕ К СХОДНОМУ/ОБЩЕМУ МНЕНИЮ

Этот закон есть практически прямое следствие закона предыдущего. Ученые утверждают, что на протяжении всего своего существования люди многократно убеждались в преимуществе порядка. В ценности организации определенных форм, действий и создаваемых вещей. К этому перечню также относятся соразмерность частей целого, отсутствие лишних, не работающих на основной замысел деталей, координация объединяемых усилий, ритмичность повторяющихся действий и многое, многое другое. Поскольку эти правила оказались справедливыми, они приобрели самостоятельную ценность, а их использование стало автоматизированным, т. е. неосознанным.

Но по утверждению профессора Рамачандрана, красота – это также нарушение нормы, отклонение от нее, сюрприз, открытие, радостная неожиданность. Ощущение красоты возникает каждый раз, когда полученное превышает неосознанно прогнозируемую норму. Действительно, нервная система человека, видимо, особенно хорошо приспособлена для регистрации различий. Она предрасположена к привыканию и потому склонна не замечать повторяющихся и ожидаемых раздражителей и, как следствие, гораздо энергичнее реагирует на новые и неожиданные события. Это в полной мере относится и к искусству. Ведь очень часто провокация, неожиданное решение художника, новые приемы и техники художественного мастерства, новизна начинают восхищать нас.

8 ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА

Зрительная, или визуальная метафора — во многих отношениях самое важное, хотя и самое неуловимое в искусстве. В литературе метафора — это сопоставление двух, казалось бы, несвязанных вещей, для того чтобы ярче высветить аспект одной из них. Если обратить внимание на язык (речь), причины возникновение которого до сих пор вызывают ожесточенные споры ученых, то мы обнаружим, как много в языке абстрактных метафоричных понятий. Часто эти метафоры возникают как «сенсорные пересечения», то есть: мы говорим «острый перец», используя тактильный термин к определению вкуса. Или: «эта рубашка кричащего цвета», давая «слуховую» оценку для цвета! Иными словами, мозг человека склонен создавать абстрактные кросс-модальные понятия, получая от этого эстетическое наслаждение (см. фото. 21,23).

Все знают, насколько важны метафоры. Почему просто не сказать: «Джульетта лучистая и теплая», вместо того чтобы восклицать: «Джульетта, ты солнце»? То же самое возможно и в изобразительном искусстве. Например, множество рук в бронзовой статуэтке танцующего Шивы (см. фото. 22) нельзя воспринимать буквально, как это делал викторианский искусствовед сэр Джордж Берд-пуд, который назвал ее многоруким чудовищем. Множество рук означает религиозный символ бога, как и кольцо огня, в котором танцует Шива, и сам его танец — все это метафора танца в космосе и цикличность природы созидания и разрушения.

ВИТОРИО ГАЛЛЕЗЕ

Нейробиолог, профессор университета Пармы. Первый, кто открыл наличие зеркальных нейронов в человеческом мозге. Некоторые ученые называют открытие зеркальных нейронов самым главным событием в нейробиологии за последние 10 лет. Ученый считает, в частности, что нейроны играют ключевую роль в процессах имитации и обучения языку, а так же в восприятии искусства и окружающей среды.

Текст: Алексей Козлов