Николо-Бабаевский монастырь • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Николо-Бабаевский монастырь

Еще 100 лет назад на берегу реки Солоницы можно было увидеть один из самых красивых монастырей Поволжья – Николо-Бабаевский. Царственный, окруженный вековыми дубравами, он стоял в нескольких километрах от посада Большие Соли, переименованного в советское время в поселок Некрасовское. Монастырь был известен всей России, его удачное расположение между Ярославлем и Костромой позволяло легко добираться сюда паломникам по Волге.От былого величия сегодня сохранились лишь каменные стены и несколько строений XIX века. Сохранились чудом: варварское отношение к монастырю после революции не предполагало никакого будущего.

Официальное название: Николо-Бабаевский мужской монастырь
География: поселок Некрасовское Ярославской области.
Хронология: обитель основана в XIV веке. Каменные постройки возводились с конца XVII века. Монастырь упразднен в 1920-е годы. Возвращен Русской православной церкви в 1998 году.
Состояние: большинство храмов на территории монастыря уничтожены. Сохранились только Успенская надвратная церковь и частично перестроенная больничная церковь во имя свт. Иоанна Златоуста и прп. Сергия Радонежского начала XIX века. Новое здание Иверского собора возведено в 2010-2014 гг.
Адрес: пос. Некрасовское, ул. Волжская, д. 11. Сайт: http://babayki.orthodoxy.ru/index.html

Икона на бабайке
Название Бабаевский монастырь получил от бабаек – больших весел, использовавшихся вместо руля при сплаве леса по Волге. Когда лесопромышленники вводили лес из Волги в Солоницу, бабайки становились не нужны, и они складывались на берегу при самом устье Солоницы, возле того места, на котором находится монастырь.

По преданию, в XIV веке в здешнем месте произошло удивительное событие: явление иконы святого Николая Чудотворца. Икона приплыла по Волге на бабайке, которая пристала к брегу. Сначала икону отнесли в дубраву, а затем построили для нее часовню. Поклониться образу приезжали верующие из всех окрестных мест. И вскоре здесь образовалась иноческая обитель. Основателем Бабаевского монастыря считается один из учеников Сергия Радонежского – инок Иоанн.

Пустынь была довольно бедной. Ее часто разоряли во время набегов татары. А деревянные строения, обнесенные бревенчатой оградой, неоднократно уничтожались пожарами. Вместе с постройками сгорели и все бумаги первых лет существования монастыря.
В середине XVII века у обители, очевидно, появились благотворители, и деревянный храм наконец заменили двухэтажным каменным. Точно не известно, кто именно жертвовал монастырю деньги. Но сохранились сведения, что сам царь Алексей Михайлович пожаловал Бабаевской обители «на пропитание лесу в длину на две версты, а поперечнику на версту». Кроме подаяний от богомольцев и пожертвований со стороны благотворителей, монастырь получал доходы, сдавая в наем принадлежавшие ему земли, сдавая в аренду свои мельницы и рыбные ловли.

При настоятеле монастыря игумене Гурии в середине XVIII века было установлено ежегодное празднование Иверской иконы Божьей Матери. Гурий, страдавший от какой-то болезни ног, получил исцеление после молитвы перед Иверской иконой, пожертвованной монастырю одним из жителей посада Большие Соли. Позже на территории обители будет возведен удивительно красивый Иверский собор в византийско-романско-русском стиле по проекту архитектора Ивана Горностаева.

В 1798 году на территории монастыря была построена каменная трехъярусная колокольня. Затем и деревянную ограду монастыря заменили на каменную. В 1814 году была возведена Успенская надвратная церковь, а в 1821-м – больничная церковь во имя свт. Иоанна Златоуста и прп. Сергия Радонежского (называемая часто Златоустовской церковью, или больничным храмом). Одновременно с 1817 по 1823 годы на северной стороне монастыря строился новый пятиглавый храм во имя святого Николая Чудотворца. А для богомольцев была выстроена двухэтажная каменная гостиница. Как выглядели церкви и храмы в те годы, теперь можно увидеть только на дореволюционных фотографиях С.М. Прокудина-Горского…

Современник Пушкина и Глинки
В 1846 году в монастырь приехал в отпуск из-за болезни настоятель Сергиевской пустыни под Петербургом архимандрит Игнатий (Брянчанинов). Он провел в обители 11 месяцев. Это посещение имело для монастыря важные последствия.
Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился в 1807 году в селе Покровском Вологодской губернии. Его отец принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых, родоначальником которой был боярин Михаил Бренко, оруженосец князя Дмитрия Донского. В семье Брянчаниновых росло четыре дочери и пять сыновей, Дмитрий был самым старшим.
По настоянию отца Дмитрий поступил в Главное военно-инженерное училище в Санкт-Петербурге. Окончил его в 1826 году в чине поручика. В годы учебы был желанным гостем во многих великосветских домах, приглашался на литературные вечера, которые посещали в числе других А.С. Пушкин, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков… Особенно Дмитрий подружился с братьями Муравьевыми, спустя годы стал для них еще и духовником.

Прослужив около года в Динабургской крепости, Брянчанинов заболел и осенью 1827 года вышел в отставку. Он сразу же уехал в Александро-Свирский монастырь, где стал послушником. После жил в разных обителях, а в 1831 году был пострижен в монахи, получив имя Игнатий – в честь священномученика Игнатия Богоносца.

Игнатий (Брянчанинов) назначался настоятелем нескольких монастырей. Был талантливым руководителем, возрождал обители буквально из запустения: при нем перестраивались ветхие здания и кельи, восстанавливалось хозяйство, создавался высокого уровня хор. По его просьбе известные композиторы того времени даже специально писали произведения для церковного хора. А с изучением древней русской музыки помогал Михаил Глинка.

Своим процветанием в конце XIX века обязан Игнатию (Брянчанинову) и Николо-Бабаевский монастырь. Сюда в октябре 1861 года епископ Игнатий, уволенный на покой, прибыл в качестве настоятеля. К тому времени это была малоизвестная обитель, которая пришла в крайне плачевное состояние. Не было даже продовольствия, накопились большие долги, а многие здания, в частности, соборный храм, обветшали.
В короткий срок новый владыка смог улучшить материальное положение монастыря, произвести капитальный ремонт зданий, восстановить хлебопашество и построить новый храм в честь Иверской иконы Божией Матери.

В конце 1862 года на жительство в Бабаевскую обитель приехал и родной брат владыки Петр Брянчанинов, ранее занимавший должность Ставропольского губернатора. В монастыре он поселился на правах богомольца. Все свои сбережения братья Брянчаниновы пожертвовали на ремонт зданий и возведение Иверского собора.

В свободные часы епископ Игнатий редактировал свои прежние сочинения, а также написал ряд новых. Его труды еще при жизни разошлись по многим обителям – от Саровской пустыни и Киево-Печерской лавры до далекого Афона.
Утром 30 апреля 1867 года Игнатий (Брянчанинов) скончался. Его тело было погребено в Златоустовской церкви. А в 1988 году на Поместном соборе Русской православной церкви Игнатий (Брянчанинов) был причислен к лику святых.

На месте бывших руин
К началу 1920-х годов богослужение в соборном храме Николо-Бабаевского монастыря прекратилось, а большинство монахов разъехались по разным местам. На территории обители был организован детский дом, затем школа сельской молодежи. Здесь же располагался совхоз «Революция», позже – районный исполком.

Постепенно разбирались монастырские постройки. Дошла очередь и до соборного храма. В середине 1930-х годов его начали разбирать на кирпич и увозить в поселок Красный Профинтерн для строительства бани. Однако качество и крепость стен храма были настолько высоки, что разобрать его полностью не удавалось, тогда решено было его взорвать. Летом 1940 года в монастырь приехала специальная бригада. В отверстия, просверленные в стенах Иверского храма, заложили взрывчатку. По свидетельствам очевидцев, после первого взрыва собор устоял. Но второго не выдержал – рухнул. При этом купол сохранился и простоял несколько лет над горой обломков, а во время Великой Отечественной войны был распилен на металлолом.

Какое-то время на территории бывшей обители сохранялись трехъярусная колокольня и частично перестроенная церковь свт. Иоанна Златоуста и прп. Сергия Радонежского, в которой оставались мощи святителя Игнатия (Брянчанинова).
С 1941 по 1945 годы в зданиях бывшего монастыря размещался госпиталь. Сюда часто долетали немецкие самолеты во время бомбардировок. И главврач больницы приказал взорвать колокольню, считая, что она может привлечь внимание немцев.
После войны госпиталь ликвидировали и открыли здесь детскую трудовую колонию, при которой имелась своя школа. В голодное послевоенное время даже за незначительную кражу могли дать 5 лет. В колонию в основном попадали дети, укравшие кусок хлеба или несколько картофелин. Для обучения воспитанников колонии в бывшей Златоустовской церкви установили токарные станки. А на месте, где стоял Иверский собор, устроили футбольное поле.

В середине 1950-х годов колонию закрыли, передав помещения областному детскому туберкулезному санаторию. Позже отдали территорию под пансионат «Левашово».

В 1988 году, когда Игнатия (Брянчанинова) причислили к лику святых, представители Ярославской епархии извлекли его мощи из Златоустовской церкви и перевезли их в Толгский женский монастырь. Вслед за этим событием каким-то мистическим образом последовало почти полное разрушение обители. Один за другим случались пожары. Провалилась крыша в одном из зданий. Началось разграбление, в ходе которого местные жители вывозили окна, двери, полы, балочные перекрытия и кирпич – всё, что могли утащить.
В 1998 году территория монастыря была передана Ярославской епархии. Здесь поселились несколько монахов с настоятелем игуменом Борисом (Долженко). Началось восстановление разрушенной обители. В 2014 году было возведено новое здание Иверского собора – не такого величественного, как прежний, конечно. Стены его пока еще не расписаны. Но сегодня Николо-Бабаевская обитель – это действующий мужской монастырь. Каким он и создавался 7 веков назад.

Материал подготовила: Лора Непочатова / фото: из архива монастыря