НОВАЯ ТКАНЬ ГОРОДА • elitniy.ru

НОВАЯ ТКАНЬ ГОРОДА

В ЯРОСЛАВЛЕ ОТКРЫЛСЯ НОВЫЙ МУЗЕЙ, НЕ ПОХОЖИЙ НА ДРУГИЕ МУЗЕИ ГОРОДА. ПО ПРИНЦИПУ ПОСТРОЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ И ОТНОШЕНИЮ К ПРОШЛОМУ ОН ОТВЕЧАЕТ СОВРЕМЕННЫМ ЕВРОПЕЙСКИМ ТАНДЕМАМ…

ДОСЬЕ
Юлия Кривцова – искусствовед, соавтор проектов в сфере современной культуры и урбанистики, куратор Регионального агентства творческих инициатив, культурного центра TEXTIL, проекта «Музей-Фабрика: Новая ткань города» и других.

Специализация: культурное программирование территорий и вовлечение жителей.

Сфера деятельности: с 2008 года с командой агентства, партнерами и единомышленниками инициировала проведение различных событий и мероприятий в Ярославле – фестиваля городской культуры «Архитектура движения» (с 2008 по 2012 гг.), конференций, арт-резиденций и воркшопов на площадке культурного центра TEXTIL и ряда других. Соавтор проекта «Музей-Фабрика» на комбинате «Красный Перекоп». Консультант и ментор федеральных проектов в сфере современной культуры и урбанистики.

 

Экспозиция «Музей-Фабрика: новая ткань города» открылась 28 июня на территории действующего предприятия – комбината технических тканей «Красный Перекоп». Она рассказывает о ключевых фрагментах истории Ярославской Большой мануфактуры, которая в 2022 году отметит свое 300-летие, и ставит вопросы о смысле труда для человека.

Инициатор проекта – Региональное агентство творческих инициатив. Созданный агентством шесть лет назад культурный центр TEXTIL располагается в бывшем транспортном цехе фабрики «Красный Перекоп». Отсюда интерес его кураторов – Юлии Кривцовой и Сергея Кремнева – к истории этого места. В 2017 году проект «Музей-Фабрика: новая ткань города» стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина и получил грант на реализацию.

Современный комбинат технических тканей «Красный Перекоп» занимает территорию, которая на протяжении 300-летней истории несколько раз меняла свое название – Ярославская полотняная мануфактура, Ярославская Большая мануфактура, Прядильно-ткацкая фабрика, фабрика «Красный Перекоп»… Существующий на комбинате корпоративный музей рассказывал о советском прошлом предприятия. Новая экспозиция охватывает всю историю Ярославской Большой мануфактуры и даже предлагает заглянуть в будущее!

«Музей-Фабрика» расположился в бывшем зале паровых машин. Изначально это было очень красивое помещение – просторное, строгое и гармоничное по форме, с высокими окнами. В советское время, обустраивая здесь столовую для рабочих, в зале построили перекрытие, сделав его двухэтажным. Появившиеся в нем перегородки, вентиляционные коробы и прочие конструкции – как, например, лестница на второй этаж, которую сварили из разнородных деталей, – навсегда изменили прежний облик. В 90-е годы столовую закрыли, и до появления в нем музея помещение пустовало.

Новая экспозиция построена весьма нетипично. Рассказ про «этапы большого пути» дополнен небольшими частными персональными историями. Почти все экспонаты сопровождаются комментариями, дневниковыми записями и устными воспоминаниями свидетелей фабричной истории. Много копий архивных документов, которые позволяют познакомиться с первоисточниками – приглашая таким образом быть не просто посетителем, но и исследователем. Повсюду встречаются рассуждения последнего управляющего фабрики Алексея Грязнова, реформы которого действительно улучшили жизнь рабочих, благодаря чему в самые сложные предреволюционные годы на предприятии не было бунтов и стачек. Здесь вспоминают и владельцев мануфактуры, которые создавали историю промышленного Ярославля – Затрапезновых, Яковлевых, Карзинкиных.

 

…Юлия Кривцова и Сергей Кремнёв известны в Ярославле и по ряду других проектов в сфере современного искусства – из которых далеко не все принимались широкой аудиторией. Что движет людьми, которые стремятся изменить свой город, сделать актуальной память о его прошлом, прочертить вектор развития в будущем и при этом говорить с аудиторией на языке современного искусства? На эти вопросы мы пытались найти ответы с Юлией Кривцовой.

 

Юля, как ты сама определяешь сферу своей деятельности? Относишь ли себя к категории предпринимателей?

Изначально я видела себя куратором некоммерческой организации. Но в последние два года произошел поворот: мы увидели потенциал наших проектов в сфере социального предпринимательства, так как работаем с социальными темами, с уязвимыми группами людей, городскими территориями. Будучи НКО, мы много работали со спонсорами, получали гранты и субсидии. Но при этом нам хотелось, чтобы наша деятельность была устойчивой и приносила доход. Совмещать некоммерческую и предпринимательскую деятельность в рамках одной организации невозможно, поэтому мы зарегистрировали ИП и теперь имеем возможность зарабатывать. НКО по-прежнему позволяет привлекать грантовые средства на социально ориентированные проекты. Хотя даже предпринимательская деятельность в нашем случае социально и культурно ориентирована.

 

В этом году проекту TEXTIL шесть лет. Я помню, идею создать в Ярославле площадку современного искусства мы обсуждали еще в 2008 году, когда вы организовали первый фестиваль «Архитектура движения». Культурный центр TEXTIL – это реализация той давней мечты?

Конечно. Но сегодня культурный центр нам интересен не столько как институция, сколько как опыт нашей команды, как отработанная за годы технология вовлечения людей и развития территории. Мы не держимся мертвой хваткой за TEXTIL. Сегодня он есть – и это хорошо. Если завтра его не будет – а такой риск всегда есть, потому что площадку для мероприятий нам сдает в аренду комбинат «Красный Перекоп» – мы продолжим другие проекты, уже запущенные на Красном Перекопе. Сегодня TEXTIL – это технология. И эта технология может развиваться на других площадках и даже в других городах, может быть актуальна для бизнеса, для институтов власти, и мы готовы делиться своим опытом. Пока мы видим, что людям нужен TEXTIL – нас постоянно спрашивают, когда следующий Городской выходной, подают заявки на участие, предлагают все новые инициативы. И мы продолжаем этот проект.

 

Почему, на твой взгляд, людям оказалась нужна такая площадка?

За шесть лет работы культурного центра TEXTIL многое изменилось. В самом начале мы с трудом находили людей, которые могли бы поделиться с другими своим увлечением; ремесленников, которые могли бы открыть лавки на нашем Городском выходном. А сейчас у нас более сотни заявок! Сегодня люди уходят из крупных компаний, чтобы открыть собственную мастерскую, лавку, кафе… Им нравится что-то создавать самим – печь хлеб, варить сыр, работать с деревом, шить одежду… И при этом представлять и продвигать свой продукт. TEXTIL стал площадкой, которая откликнулась на этот запрос! В отличие от многих ярмарок, маркетов, которые сегодня довольно регулярно устрапроводятся в городе, на TEXTIL`е, как правило, нет нанятых продавцов, люди представляют свою продукцию сами. Городской выходной становится площадкой знакомства, общения. У нас всегда царит атмосфера дружелюбного открытого города, где все друг друга рады видеть, и это очень подкупает!

 

Ваша команда вложила немало сил в обустройство TEXTIL`я – вы расчистили территорию бывших хлопковых складов Ярославской Большой мануфактуры, обустроили двор, сумели привлечь сюда людей. Почему не стать собственниками этого здания, чтобы не зависеть от комбината «Красный Перекоп»?

Вместе с архитектурным бюро «Kremnev atelier» мы даже сделали проект реставрации здания хлопкового склада, который прошел все основные экспертизы. Но процесс затянулся, и люди, которые были готовы профинансировать реставрационные работы, потеряли интерес к проекту… С тех пор мы несколько раз приводили к руководству фабрики предпринимателей, которые были готовы выкупить эту площадку и предоставлять ее нам для мероприятий. Но договориться так ни разу и не удалось.

 

Как вам всегда удавалось находить очень ярких и необычных экспертов и партнеров для конференций, арт-резиденций, проектных семинаров, которые вы проводили на TEXTIL`е?

Первое время мы находили их благодаря участию в различных образовательных проектах – например, проходя стажировку в Стокгольме, нашли партнеров в Швеции, а, участвуя в одном из воркшопов в Омске, познакомились с экспертом из Нью-Йорка.

 

Они легко соглашались на сотрудничество?

Они нам даже предлагали это сотрудничество! Эксперты всегда говорили, что их поразил опыт TEXTIL`я. Сама модель того, как мы выстраиваем работу с пространством и людьми, была им очень близка. Они не только делились с нами своими знаниями, но и учились у нас. Сложившиеся партнерства очень много дали нам. Все эти семинары и воркшопы держали нас в ситуации саморефлексии! И мы очень многое проговаривали, переосмысляли про себя и Красный Перекоп.

 

Насколько могут быть коммерчески успешны подобные проекты в сфере культуры?

Мы буквально на днях размышляли о капитализации TEXTIL`я. Инфраструктура не позволяет сделать работу площадки регулярной, разнообразной, насыщенной. Но капитализация, тем не менее, происходит. В этом году это стало особенно очевидно. Опыт TEXTIL`я стал востребован в других городах, и уже дважды нас с Сергеем приглашали в федеральные проекты быть менторами, наставниками – сопровождать городские команды в их проектной работе. Мы вели проекты в Липецке, Томске. Сергей Кремнев в команде с «Оркестра Дизайн» проектировал с жителями и местными активистами городской сад в Ханты-Мансийске в рамках программы «Родные города». Сейчас я буду работать ментором российской программы «Культурная инициатива», которая объединит участников из разных российских городов! Работать экспертом – для нас очень важный этап. Это тоже способ капитализации опыта, полученного в работе на Красном Перекопе в Ярославле.

 

А когда и как пришла идея создать новый музей на территории комбината «Красный Перекоп»?

Удивительно, но эта идея была сформулирована еще зимой 2014 года. Тогда мы проводили исследование Красноперекопского района с известным экспертом Святом Муруновым. Обошли всё: скверы, парки, дворы, библиотеку, местные магазины, ДК, музей на территории фабрики… А потом генерировали идеи для развития этой территории. И больше всего голосов получила идея создать музей фабричного района на TEXTIL`е и сделать память живой и интересной. Но мы понимали, что пока не сможем реализовать этот проект: у нас нет музейного опыта, нет ресурсов.

В 2016 году встал вопрос о закрытии TEXTIL`я, потому что наши партнеры, до этого ежемесячно вносившие арендную плату, прекратили финансирование. Директор комбината Петр Алексеевич Шелкошвейн не хотел, чтобы центр закрылся, и предложил другие условия сотрудничества. И в ходе переговоров попросил нас подумать еще и о развитии корпоративного музея фабрики, поскольку приближается 300-летие Ярославской Большой мануфактуры… Так совпали наша давняя идея создать музей и желание директора развивать эту институцию.

С широким кругом людей мы обсуждали – какой музей нужен предприятию, району, городу. Первоначально директор хотел переместить корпоративный музей в новое помещение. Мы предложили: не просто перевезти экспонаты с места на место, но и переосмыслить содержание музея. Позже стало понятно, что должны работать оба музея и что в корпоративном музее ничего не нужно менять – советский музей 1986 года должен остаться артефактом времени. Его создатель и хранитель – Людмила Александровна Булатнова – стала связующим звеном для нас с местным фабричным сообществом. А дальше начались адски сложные два года работы.

 

Адски?

Да. Многое было вопреки. Создавать открытое публичное пространство на действующем предприятии очень непросто. Порой казалось, что задуманное – большая утопия, и нужно посмотреть правде в глаза – невоплотимая. Но в момент максимального отчаяния я встретила учредителя нашей организации Владимира Захарова, который в свое время разработал концепцию развития территории фабричного района как музея под открытым небом. Он поддержал и убедил, что музей мы делаем для Алексея Грязнова, чье имя хотелось вернуть истории, для Карзинкиных, чьи потомки по-прежнему держат связь с фабрикой, для Надежды Николаевны Балуевой, которая исследовала, популяризировала историю мануфактуры и много вложила в нас. Мы понимали, что даже если нам не удастся открыть эту экспозицию, все равно собранные материалы, записанные интервью, встречи и обсуждения – всё это не будет рассеиваться, и в каких-то других формах будет развиваться. Весь этот материал уже жил в нас! И это двигало нами.

А что движет сейчас?

Мне интересно вместе с людьми размышлять об истории фабрики, об отношении к труду, делиться своими открытиями и собранными фабричными историями. У нас мало подлинных экспонатов в музее. Зато есть копии – и люди могут прикоснуться к ним, листать, изучать. Расценки на продукты в лабазе 1884 года, стенограммы партийный заседаний 1934 года, анкеты желающих работать в 1930-е на фабрике иностранцев… Мы сознательно делаем так, чтобы люди открывали первоисточники и размышляли над ними.

 

Вы сразу стали воспринимать территорию Перекопа как второго исторического центра города – места, где началась история промышленного Ярославля?

Мы сформулировали эту идею, работая над музеем. В музее есть раздел «Будущее», не очень характерный для музеев в принципе. Но для нас важно, чтобы прошлое давало людям уверенность в будущем, в том, что их идеи и замыслы – не утопия. Я говорю: посмотрите, что здесь было, посмотрите, какого человека формировала эта среда. То, что мы видим в настоящем, – не константа. Всё было и может быть по-другому.

 

А кто составляет команду проекта TEXTIL сегодня? Это постоянный состав или привлекаемые время от времени люди?

На протяжении уже нескольких лет это три человека, работающие постоянно – я, Сергей и Александра Макарова. В работе над музеем нам очень помогла специалист по музейным и туристическим практикам Оксана Смирнова. Сейчас с нами сотрудничают стажер – магистрантка кафедры культурологии, и два волонтера – старшеклассники. На разных этапах к нашей команде присоединяются потрясающие люди.

 

Очевидно, что ты очень много энергии и времени отдаешь своему делу. И в традиционном понимании ты не выстраиваешь карьеру. Став кандидатом искусствоведения, не продолжила заниматься наукой. Была приглашена работать в мэрию – ушла. В семье ты встречаешь полную поддержку и понимание?

На словах все-таки нет, родители не говорят: «Какие вы молодцы! Какие нужные проекты вы делаете!». Скорее наоборот, они переживают, что все свое время мы отдаем не дому, не детям, не семье, ни своему здоровью, а именно работе. Еще у нас есть в семье такое выражение: «Вы «протекстилили» детей», то есть оставили без внимания из-за TEXTIL`я. Но при этом без помощи родителей мы ничего не смогли бы сделать. И музея бы точно не было! Как раз в то время, когда я стала им заниматься, родилась наша дочь Юна – и моя мама приезжала к нам каждый день, чтобы смотреть за ней, пока я работаю. Ну а сын Марк просто жил с нами в офисе. Вот так: родители не разделяют наших интересов, но при этом максимально помогают нам!

 

Безусловно, проект TEXTIL изменил отношение многих людей к Перекопу. Да и для города в целом вы создаете новую ткань (перефразируя название вашего музея). А для тебя в какой-то степени Ярославль стал именно тем городом, в котором хочется жить?

Наверное, нет… Конечно, Ярославль меняется, появилось много новых инициатив. Но, когда меня просят назвать какие-то интересные площадки в городе, кроме центра TEXTIL, я могу привести в пример буквально несколько мест – «Тепло», клуб «Нефть»… А что еще? Более того, я отдаю себе отчет: то, что мы делаем, далеко не всем в Ярославле понятно, и может быть, даже не очень органично городу, потому что ничего подобного не появляется. Мы пытаемся привить то, что интересно нам. Но насколько это нужно городу? И если завтра закроется TEXTIL, люди какое-то время попереживают, но, я думаю, никто не подхватит это знамя.

Раньше мы с Сергеем всегда рассуждали так: если тебе что-то не нравится – меняй. Но когда появляются дети или ты, например, заболеваешь – ты сталкиваешься с системой образования, здравоохранения – и это ты не можешь поменять. Это не то же самое, что приучить людей свободно сидеть на траве или собираться на городской площади по выходным. Ты понимаешь, что бессилен. В Ярославле мы чувствуем себя в «своем» городе, когда рядом родители, друзья и Красный Перекоп как точка приложения профессиональных интересов.

Текст: Лора Непочатова
Фото: Ирина Штольба