Новые аскеты • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Новые аскеты

Движение осознанного потребления с каждым годом набирает обороты. Связано это как с глобальными тенденциями, так и с желанием людей упростить себе жизнь не только в отношении окружающего пространства, но и в собственном гардеробе.

Большинство минималистов – мужчины. У Стива Джобса, например, была идеальная модель отношений с одеждой для делового человека – один образ на все случаи жизни: черная водолазка, джинсы и кроссовки new balance. Серая футболка и джинсы – у Марка Цукерберга, даже Барак Обама предпочитает одни и те же костюмы. Этим они решили сразу 2 задачи – создали узнаваемый имидж и освободили голову для работы.

А что у женщин? Женщин тянет к прекрасному, им хочется окружать себя красивыми вещами, и самой выглядеть привлекательно. Реальность такова, что женщинам необходимо большее количество материальных предметов, чем мужчинам. Нужно заботиться о себе, детях, доме. Это означает, что соблазнов к чрезмерному потребительскому поведению гораздо больше. В результате многие существенно превышают пределы необходимого.

Как человек покупает одежду, чаще всего отражает не только его материальное положение, но и жизненную позицию. Жить в мире fast fashion, где тенденции сменяются со скоростью света, отстаивать позиции осознанного потребления – довольно сложная задача. Но тем, кому удается, называют «новыми аскетами». Они не возводят одежду в культ. Они вдохновляются и вдохновляют, достигают целей и реализовывают себя, считая одежду лишь необходимым атрибутом, который должен быть тщательно подобран. Простота как манифест персоны: мне не нужно ничего доказывать. Скандинавские бренды идеально отражают тенденцию, которая в России только начала зарождаться. «Аскеты» могут опираться на принцип: «Достаточно малого, но лучшего», выбирать консерватизм и практичность для построения гардероба или отдавать предпочтение только уникальным авторским вещам.

Большинство гуру стиля учат: покупайте лучшее, что можете себе позволить. На этом основан принцип практичности. Приверженность консерватизму здесь играет не последнюю роль. Разборчивость всегда помогает формировать функциональный гардероб. Если покупка качественной вещи, например, пальто известного бренда, решает вопрос поисков на 10 или более лет, то верхняя одежда из масс-маркета в лучшем случае на пару сезонов. Она не предназначена для долгой эксплуатации. Это один из минусов fast fashion.

Аскетизм может проявляться в том, что, единожды выбрав себе идеальные джинсы или бренд костюмов, чьи лекала идеально подходят, прекращаются поиски новых. Можно делать покупки раз в год, за границей или онлайн, не тратя больше времени на примерки и отслеживание появление новых брендов. Брать сразу несколько моделей в разных расцветках – также существенная экономия времени.

Главная идея практичности – знать, что купленная вещь будет использована множество раз. Покупка на один вечер не считается инвестицией. Правильное вложение средств – если вещь, которая стоила 1000 у.е., например, надета минимум 20-30 раз. Когда она теряет внешний вид, с ней можно легко расстаться. Еще одна сторона осознанного потребления – сдавать и/или приобретать вещи в секонд-хендах. Немногие знают, что там можно найти не только бывшую в употреблении, но и совсем новую одежду с бирками. Чаще всего это подарки или спонтанные покупки, которые получили вторую жизнь. В России этот способ считается для многих неприемлемым, в отличие от зарубежных потребителей. В Европе поход в секонд-хенд считают квестом, достойной формой досуга. Ведь чтобы найти искомую вещь, придется потрудиться.

В России во многом благодаря открытию брендовых секонд-хендов, служб аренды вечерних платьев, различных девичников и маркетов по продаже или обмену вещами, возможность дать вторе дыхание вещам также набирает обороты. А плюсов здесь множество. Можно избавиться от своих вещей, которые давно пылятся на полках. В итоге – свободное место в гардеробе и возвращение части потраченных средств. Взяв в аренду наряд, который нужен только на вечер, не придется платить полную стоимость и впоследствии нескольких лет придумывать идеи, куда бы еще его надеть. Таким осознанным поведением можно помочь сохранить ресурсы планеты, которые были бы потрачены на производство еще одного предмета одежды. Снижение потребления снижает производство.

Можно сдать вещи на переработку, отдать бездомным или тем, кто нуждается в помощи. В этой тенденции сейчас возникают благотворительные секонд-хенды, когда вырученные средства от принесенных вещей идут в благотворительный фонд.

Как привести гардероб в порядок?
Часто всего вещи покупают бессистемно и беспорядочно. В итоге получаются полные шкафы одежды, а проблема «нечего носить» остается. На самом деле, при грамотном подходе можно обходиться небольшим количеством вещей и всегда прекрасно выглядеть. Секрет в правильно подобранном базовом гардеробе и разнообразных аксессуарах.

• Удачно сформированный гардероб можно представить в виде пирамиды. Ее основание база – качественные повседневные вещи, которые составляют 60-70%, 20-30% – ситуативные модели – например, на вечеринку или для занятий конным спортом и 10% – остромодные, с которыми легко можно расстаться в конце сезона.

• Тщательно спланированные покупки – залог грамотно построенного гардероба. Вновь приобретаемый топ должен сочетаться с 5-7 брюками и юбками и, наоборот, к новым джинсам уже должно быть 5-7 «верхов».
• Фразу Мари Кондо (японской гуру порядка и организации): «В доме не должно быть ничего, что не приносит нам радость» можно перефразировать относительно гардероба. «Каждая ли вещь приносит вам радость?» – именно с этой мыслью нужно разбирать шкаф и планировать недостающие покупки. Делайте фото того, что уже есть. Можно самостоятельно составлять коллажи в формате онлайн или в распечатанном виде. На фото оценить, подходят та или иная вещь друг к другу, гораздо проще. Обходиться небольшим количеством вещей, которые любимы и постоянно используемы, – высший пилотаж. Проявить индивидуальность можно шляпками или брошами и, в зависимости от случая, менять их форму и тематику. А если накопленные аксессуары пылятся в шкафу – это и есть пример неосознанного потребления. Главная задача – понять свои потребности и избавиться от ненужного.
Скажите «прощай» вещам, которые не носили как минимум год. Исключение составляют потертые кожаные ботинки и сумки, которые с годами становятся только лучше.

• Чтобы понять сколько вещей вам требуется, записывайте в течение 2-3 недель те вещи, которые носили. Например, в понедельник – синяя юбка и голубая блуза, во вторник – голубая блуза и джинсы…. По итогу вы поймете, сколько брюк, джинсов, юбок, блуз и жакетов вам требуется. То же самое с обувью и аксессуарами. Этот эксперимент покажет, насколько вам импонирует идея аскетизама в гардеробе. Вполне возможно, что вам нужно не так много, как вы думаете, а сэкономленным средствам и времени вы найдете другое применение!

Минимализм – концепция, которая может существенно помочь освободить место для чего-то нового и прекрасного не только в гардеробе, но и в жизни. А вам много ли для счастья нужно, дамы и господа!

 текст: Елена Шекер, стилист-шопер