НОВЫЕ ВЕРШИНЫ СОЗНАНИЯ • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

НОВЫЕ ВЕРШИНЫ СОЗНАНИЯ

О том, что общего между светом и сознанием, о том, почему лошадь с рогами может быть продуктом лишь  человеческой фантазии, а так же о том, как «зеркальные нейроны» сделали  нас людьми.

Проблема с двойным дном
Ученые ненавидят двусмысленность. Двусмысленность хороша в искусстве, в литературе, в творчестве – там, где разные оттенки смысла создают дополнительную полноту и глубину образа. Но ученые – люди конкретные! Они предпочитают точность формулировок, любят все детально классифицировать, и обожают давать новым явлениям новые имена. Но ирония в том, что, когда речь заходит о таких сложных для понимания вещах, как человеческое сознание, проблема предстает перед нами, как бочка с двойным дном.

Путаница относительно природы сознания почти две тысячи лет морочила голову многочисленным философам. Таким, как, например, Рене Декарт, который еще в XVII веке провозгласил дуализм тела и сознания. Мол, тело – это одно, а разум – совершенно иное. К идеям ученого, живущего в XVII веке нужно отнестись с пониманием. Тем более что и в начале XXI века все еще невозможно наверняка определить, каким таким загадочным образом поток ионов внутри желеобразной массы (я имею в виду нервные импульсы в мозге) вдруг создают богатый сознательный опыт каждого отдельного человека. Материя и разум кажутся совершенно не похожими друг на друга. Но, пожалуй, только кажутся! В этом смысле стоит упомянуть о научной концепции, знакомой нам со школы, что свет – это и частица и волна одновременно. Свет проявляет свойства как одного, так и другого, несмотря на их разительное несходство. Этот же подход вполне может быть справедливым и для физических, и психических процессов мозга. Неслучайно великий ученый Роджер Пенроуз назвал мыслительный процесс и сознание своеобразной «квантовой аномалией».

Как я уже говорил, проблема поиска истоков сознания не является полностью решенной. Есть лишь различные теории на этот счет – одна глубокомысленней другой! Далее речь пойдет об одной из них. Хочу лишь заранее предупредить, что разговор о такой штуке, как сознание, может показаться довольно непростым для понимания. В этом отношении читателям придется слегка напрячь мозги. Впрочем, даже минимального умственного усилия будет достаточно, что бы все разложить по полочкам. Я же, в свою очередь, постараюсь все объяснить как можно более упрощенно.

Взбираясь на пик разума
Итак, согласно одной из теорий, сознание (примерно так же, как свет, – это и частица, и волна) есть совместное действие двух явлений – ощущения человеком собственного «Я» и «квалий». Нач-нем, конечно же, с объяснения второго.

Термин «квалиа» был придуман западными учеными. Квалиа – это тот смысл, который каждый из нас вкладывает в получаемые ощущения. Это опыт сознания, выраженный в субъективном ощущении. Иначе говоря, личный, чувственный опыт, который невозможно описать в виде текстов или формул. Представьте, вы получаете какую-то порцию чувственного опыта, например, увидев что-то в своей жизни впервые, пусть это будет красный цвет. Ваше ощущение «красности» красного – это и есть квалиа! Таких квалий множество: «вкус шоколада», «вид лошади», «кислость лимона» и т. п. Эти квалии в эволюционном смысле возникают в голове примерно следующим образом: вы получили представление о «красности» красного закодировали это представление в виде «удобной в обращении порции информации» в центральной структуре мозга. Причем у каждого человека это ощущение «красности» будет свое, и любые межперсональные сравнения этих квалий в принципе невозможны. Со временем у вас в голове возникает целый комплекс высокоорганизованных представлений – так называемых репрезентаций реальности.

Эти квалии, судя по всему, также присущи животным. Вспомните хотя бы разговор о крысе из двух прошлых статей. Но все дело в том, что человек в какой-то момент скакнул на новый уровень развития, получив возможность использовать свои квалии для решения более сложных задач. Кстати, должен напомнить, что мы говорим о сознании, как о том, что приобрело человечество в процессе эволюции, – не стоит этого забывать!

Итак, в отличие от животных, наши репрезентации реальности служат в дальнейшем новым вычислительным задачам. Эволюция позволила сформировать у человека нечто, что можно было бы назвать «над-мозгом» или неким «паразитическим мозгом», который появился, чтобы более выгодно использовать свои квалии. Пора привести пример, чтобы вы не запутались окончательно в этих рассуждениях. Например, обезьяна или крыса вполне могут воспроизвести в памяти только что увиденный образ – пусть это будет лошадь или собака. Но могут ли они вообразить, например лошадь с рогами или собаку с крыльями? Ученые сходятся в мысли, что нет, животное не может этого сделать! Такое может проделать только человек – существо с более развитым мозгом. Это есть особенность человека, он может формировать догадки, как бы подставляя под сформированные в мозге квалии новые, даже абсурдные построения. Это то, что мы называем фантазией. Догадки, уморительные конструкции – это то, что появилось у человека, когда он переступил определенную границу эволюционного развития.

Более того, судя по всему, квалии и «над-мозг» тесно связаны с языком! Вот еще один показательный пример. Обезьяны могут голосом предупреждать своих сородичей об опасности. Причем один крик означает, скажем, что «на дереве змея», и все обезьянье племя, услышав его, спрыгивает с дерева на землю. Другой крик означает, что «на земле леопард», тогда все обезьяны мигом лезут на деревья. Но весь фокус в том, что сама кричащая обезьяна не знает, что своим криком предупреждает остальных, она просто кричит от страха, а сородичи распознают лишь два сигнала – «леопард» или «змея». Обезьяны не обладают мысленным инструментом самоанализа и не могут спроецировать одну ситуацию на другую, сделав логический вывод, – у них просто нет для этого необходимых участков мозга. И если, например, взять и искусственно внушить одной-единственной обезьяне, что, например, свинья опасна для нее и потом поместить свинью на дерево рядом с этой обезьяной, то обезьяна, безусловно, испугается. Но она не сможет объяснить сородичам, что им угрожает опасность, не сможет выкрикнуть сигнал «змея», так как не обладает свойствам репрезентации. Она не сможет поступить по аналогии, как это смог бы запросто сделать человек. Способность человека проецировать одну ситуацию на другую и делать соответствующие выводы – это важное отличительное качество его высокоразвитого сознания.

Еще один показательный пример – умение лгать – один из безошибочных признаков, демонстрирующих, что субъект мыслит, умеет выстраивать представление о других и может мыслить репрезентативно. Для примера: птица может симулировать подбитое крыло, чтобы отвлечь хищника от гнезда с потомством. Но птица никогда не сможет использовать этот опыт в другой ситуации, не сможет совершить репрезентацию – например, сымитировать подбитое крыло для других целей в другой ситуации. А человек смог бы. Человек обладает тем самым самосознанием, то есть постоянной и непрерывной целостностью и постоянством, осознавая целостность и постоянство другого человека и используя эту информацию, чтобы обмануть его.

«Я» и нейроны зазеркалья
Загадка «Я» кажется не менее сложной, чем квалиа! Есть предположения, что «квалиа» и «Я» – это две стороны одной медали. Вы не можете испытывать свободные ежесекундные ощущения или квалии, не переживая их. И вы не можете обладать собственным «Я», если оно лишено сенсорных впечатлений, памяти и эмоций. Ваше «Я» начнет на глазах распадаться, если его лишить хотя бы одной из этих составляющих. «Я» можно переживать только как целостность. Переживания двух «Я» невозможно в принципе! Даже люди с так называемым раздвоением личности никогда не ощущают эти две личности одновременно – эти личности, как правило, меняют одна другую, и каждая ничего не помнит о другой.

Еще один интересный парадокс относительно нашего «Я» – оно в большой степени продукт наших социальных взаимодействий. Мы уже выяснили, что человеческий мозг – это «машинка», которая виртуально выстраивает внутри себя модели реальности и заставляет действовать человека согласно этим моделям. Это значит, что каждому из нас также нужно выстраивать в своем мозгу модели разума других людей. Людям важно предвидеть поведения других. И действительно, наше «Я» тесно взаимодействует с другими. Например, это видно, каждый раз, когда ребенок имитирует поведение взрослых. Высуньте перед ребенком язык, и он высунет в ответ свой. Причем, чтобы поступить так, ребенок должен создать в своем мозгу модель поведения взрослого, и затем разыграть эту модель в своем мозгу. Если задуматься, это поразительная способность! Ведь младенец даже не может видеть свой собственный язык, а значит, он должен искать соответствие зрительному образу в ощущении его положения в пространстве. Ученым давно известно, что этот процесс производится специальной группой нейронов мозга, называемых «зеркальными». Эти нейроны – одни из самых главных участников высшей нервной деятельности. Эти клетки можно с уверенностью назвать «материальным воплощением сознания», а также нашей способности сопереживать другим.

Примеров, подтверждающих описанную выше теорию, довольно много, и нет возможности рассказать о каждом. Поэтому пора подвести итог. Итак, квалиа и «Я» – это две стороны одной медали, и одно не может существовать без другого. Умение использовать сложные репрезентации реальности стало основополагающей для эволюционного развития человеческого самосознания. Напоследок стоит лишь оговориться, что эта теория не есть истина в последней инстанции. Может так оказаться, что, чтобы окончательно раскусить загадку сознания, потребуется радикально изменить точку отсчета. Возможно даже, если наши представления о сознании полностью изменятся, мы сильно удивимся тому, что все это время правильный ответ лежал на поверхности.