Любовь способна подтолкнуть на множество поступков: разумных, безрассудных, оправданных или нет. Но вот чтобы она стала трамплином для хобби – такое не часто встретишь. Путь Инессы Воробьевой к любимому делу начался с любви к мужу и своей семье. А как это случилось и к чему все привело, она рассказала нам в интервью.
Инесса Воробьева – кондитер, мастер по росписи пряников и основатель мастерской «Пряничный домик»
Инстаграм @inanessa_v
Фейсбук InanessaV
Инесса, расскажите с чего началась ваша любовь к пряникам?
Для начала мне пришлось полюбить сам процесс готовки. Я – жена и мать, но по какой-то неведомой мне причине у меня совершенно не лежала душа к готовке. Открываю холодильник, а фантазии для приготовления ужина «ноль». Может, загвоздка была в том, что я не умела подобрать ингредиент к ингредиенту и приготовить блюдо без дополнительного похода в магазин? В общем, выход из ситуации я увидела в получении специализированного образования по кулинарному мастерству. К слову, я люблю учиться, и делала это уже дважды, но никогда бы не подумала, что третий раз для меня будет настолько необычным. Все-таки мне были ближе офисные профессии и, на тот момент я как раз работала в крупной федеральной компании.
Когда я подходила к дверям кулинарного профессионального училища, то меня не покидала мысль, что я буду самым взрослым учеником. На тот момент мне было 38 лет. Я подошла к приемной комиссии и задала вопрос: «Как я могу к вам поступить?» Их реакция меня поразила. Они ни грамма не удивились, а, наоборот, обрадовались. И зачислили меня в вечернюю группу, где возрастной ценз – от 18 до 50 лет. Год обучения дал понимание, как готовить отдельные виды продуктов, например, мясо или рыбу, как структурировать и сочетать продукты. Это было очень для меня полезно, так как сразу же появился полет фантазии для готовки тех самых ужинов, когда ты ограничен выбором ингредиентов в холодильнике. Теперь я могу из чего угодно приготовить достойную, вкусную и, не менее важно, полезную еду.
В итоге сам процесс обучения меня сильно увлек, и я поняла, что мне нравится готовить в команде. Более того, я еще проходила практику в одном из лучших ресторанов города по выходным, без оплаты. За это время я поняла, что такое предприятие общественного питания, что такое ресторан, как он работает и т.д. Для меня это оказался новый и очень интересный опыт.
По окончанию обучения я захотела продолжить развиваться в кулинарном искусстве и стала присматриваться к кондитерской отрасли. И тут мне попались пряники.
Почему из всего кондитерского дела вас привлекло именно пряничное ремесло?
Я случайно забрела на страничку пряничного мастера в социальных сетях, и, как говорится, залипла. Мне так понравилось то, что я увидела! Это было так необычно, так красиво и завораживающе. Выбор определился сам собой, и я поняла, что хочу научиться делать что-то подобное. Тем более что в Ярославле такого уровня мастеров не было.
Печь пряники достаточно непростой процесс. Вам долго пришлось оттачивать свое мастерство?
Первое время я по-прежнему работала полный рабочий день, и своим увлечением мне приходилось заниматься либо вечерами, либо ночами: замешивать тесто, расписывать пряники, готовить глазурь. Но все оказалось не так просто, как показано в интернете, потому что существует множество факторов, которые влияют на вкус, аромат, гладкость и форму. В итоге около полугода я самостоятельно пыталась обучиться пряничному делу, смотрела ролики на YouTube, писала известным пряничницам, но результат меня не сильно устраивал. Даже было несколько моментов, когда хотелось все прекратить. Казалось, что совсем ничего не получается и не получится. Но сдерживающим фактором оказалось когда-то принятое решение с неисчерпанным сроком годности: «За год у меня должно получиться так же, как у пряничницы из социальной сети, что вдохновила меня, а может, даже лучше». Оставалось еще полгода для достижения поставленной цели, и я наткнулась на курсы опытного мастера, которые проходили в Москве. Стоимость обучения была не маленькая, а к этому надо было еще прибавить дополнительные расходы на дорогу и проживание. Я засомневалась, но вот мой любимый муж поддержал мое увлечение и отправил меня в Москву на получение новых знаний и опыта.
Поездка на курс была одним из лучших и судьбоносных решений. Я узнала очень много разных нюансов, секретов, техник и, что самое ценное, познакомилась с единомышленницами, с которыми до сих пор общаюсь.
После курса случилась перезагрузка. У меня все встало на место, и я стала лучше и быстрее рисовать, многие процессы стали более понятными. Тем более что у меня появилось много знакомых профессионалов в этом деле, и я начала безостановочно учиться.
Вы помните свой первый заказ? Как он появился?
Честно признаться, деталей не помню. Но после обучения я уже уверенно стала угощать коллег с работы своими пряниками. Все удивлялись. Говорили, что очень вкусно и красиво. Благодаря их отзывам у меня появились первые заказы. Потом, кажется, я завела страничку в Instagram и других социальных сетях. И тут уже заказов стало гораздо больше. Времени на отдых совсем не стало. Работа – пряники, пряники – работа. Пришлось сделать выбор: либо я остаюсь на своей основной работе, либо продолжаю развиваться в своем хобби. Определиться было сложно, потому что и пряничное ремесло, и основная работа приносили мне удовольствие. Но все определил случай. В компании начались сокращения, и я решила добровольно уйти.
С ростом моего мастерства росло количество заказов, росли цены, так как уровень повышался. И, собственно, с рисования пряников на дому я выросла уже до своего производственного цеха, и сейчас у меня полноценное производство пряников. Оно небольшое. Мы сохраняем большинство ручных процессов, сохранена традиция ручной росписи, но принтером печати по глазури тоже пользуемся.
Вы упомянули про традицию ручной росписи, и сразу захотелось узнать про тесто. Какое оно? Может, изготавливается по каким-то старорусским рецептам или уже более современным вариантам?
Конечно, мы изучаем историю пряника и стараемся не отрываться от истоков пряничного мастерства, но при этом привносим частичку себя.
Сегодня у нас в обиходе 2 вида рецептов. Один из них — это доработанный рецепт архангельских козуль. Мы кое-что добавили на свой вкус и немного изменили технологию. Второй – имбирный. Он тоже наш, авторски доработанный. Кстати, сейчас мы разрабатываем пряники с ягодной начинкой, где используются ягоды только нашей полосы: смородина, облепиха, клюква и т.д.
Какие самые необычные заказы вы делали?
Мы как-то делали пряник в виде Волковского театра для Музея истории пряника в Ярославле. Это была очень объемная композиция. Можно даже сказать, мини-пряничное здание. Были еще не менее интересные заказы. Например, от Торгово-промышленной палаты Москвы и Владимира Слепцова, когда он был мэром Ярославля.
У заказчиков такой полет фантазии, что наше портфолио возможностей беспрестанно растет и прогрессирует. Иногда мы сами фантазируем и делаем образцы на свой вкус. А чтобы вдохновиться, надо быть внимательным к деталям. И я, и мои сотрудницы всегда к чему-то присматриваемся: будь то дверь, стена или лепестки роз. Линии, текстура, цвет – все имеет значение. Нас окружает столько прекрасного, что в повседневной суете не каждый это замечает. А у меня работа такая – мимо не пройдешь.
Я, например, обожаю делать весенние пряники: цветы, бабочки, листочки. Зайдешь в парк, встретишь музу и нарисуешь что-нибудь.
Инесса, вы только что произнесли слово «работа», но при этом с таким трепетом рассказывали о своем пути, от чего захотелось узнать: пряники для вас по-прежнему увлечение или это уже стало бизнесом?
Здорово, когда твоя деятельность вкупе с удовлетворением приносит еще и деньги. Я рада, что мое увлечение трансформировалось в любимую работу. ■
Текст : Зинаида Карпова
Фото: из личного архива Инессы Воробьевой