От романтизма к раллизму • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

От романтизма к раллизму

Дмитрий Соколов пришел в ралли по классическому пути. С детства увлекался техникой, обожал смотреть соревнования гонщиков. Увлекался драг-рейсингом, но быстро вырос из уличных гонок и перебрался в ралли. Разбил одну машину, купил вторую. Теперь ездит, остановиться не может.

Когда мне было 6 лет, на дачу купили бензиновую газонокосилку – я от нее просто не отходил, – рассказывает Дмитрий. – Спустя год появился первый мопед, потом мотоцикл…

Свой первый раллийный автомобиль – подготовленную в заводских условиях «восьмерку» – гонщик купил в 2010 году, когда учился в Военном университете Министерства обороны РФ. Для того чтобы участвовать в гонках, ему пришлось даже заключить фиктивный брак. Курсанта Соколова на соревнования не отпускали, не помогали даже рапорты о том, что едет он на Кубок России. Тогда, чтобы попасть на старт, Дмитрий решил «как бы жениться», правда, день росписи совпал с первым днем соревнований, когда гонщики знакомятся с трассой. В общем, первый официальный старт прошел в суматохе, но гонку начинающий раллист проехал до конца и занял 3-е место в своем классе и 4-е – в абсолютном зачете.
– Та «восьмерка» не отличалась надежностью, – вспоминает Дмитрий. – Я быстро ее продал и купил старую Subaru Impreza WRX STI, как выяснилось, для того, чтобы на второй гонке сильно разбить ее. На скорости 170 км/ч мы не попали в поворот, машина несколько раз перевернулась, ударилась о деревья. От нее не осталось ровным счетом ничего – просто груда металла. Как сейчас помню: я вхожу в поворот, а машина не везет, мы кувыркаемся и останавливаемся. Два снесенных дерева, рядом валяется мотор, передняя часть машины набок, стекла разбиты. На нас со штурманом ни царапины.

Безопасность в ралли – особая история. Каркас, сваренный из труб, сиденье, жестко прикрепленное к полу, ремни безопасности, которые крепятся к кузову в 6 точках. Если автомобиль переворачивается, гонщик и штурман остаются сидеть в том же положении, только вниз головой. Защитный комбинезон дает 90 секунд на спасение жизни – столько времени он способен уберегать человеческое тело от огня. Срок эксплуатации такой амуниции – 5 лет.

Превращенная в груду железа Subaru немного охладила соревновательный пыл начинающего автогонщика. За год, прошедший после аварии, он проехал только одну гонку на арендованной машине, «чтобы не забывать, что такое ралли». На этапе «Золотые купола» он шел вторым в своем классе, но за 400 метров до финиша машина сломалась.

Гонки не отпускали, и 2 года назад Дмитрий приобрел машину у чемпиона России Дмитрия Тагирова, это снова была Subaru Impreza. За рулем этого болида мой собеседник неоднократно занимал призовые места на этапах Кубка России, а в 2012-м стал абсолютным чемпионом ЦФО.
– Купить раллийную машину – это только начало пути, – рассказывает Дмитрий. – Нужна команда, в которую, кроме гонщика, входят штурман и механики. Как принято говорить в раллийной среде, куда поедет автомобиль – решать пилоту, но поедет ли он вообще – решает механик.

А будет ли вообще у пилота машина, механик и штурман, зависит от финансирования. Как и большинство гоночных дисциплин, ралли – это далеко не дешево.

190 рублей стоит 1 литр 102-го бензина для гоночных машин
100 литров на 100 км – расход топлива в режиме гонки
150000 рублей – средний бюджет на одну гонку
2500000 рублей – цена конкурентоспособной машины
в классе «Абсолют»

24-летний Дмитрий Соколов – один из самых молодых раллистов.
– В основном ездят состоявшиеся люди, дядьки от 35 и старше. Банкиры, владельцы бизнесов, те, кто охоте или рыбалке предпочел гонки, – рассказывает он. – Цена конкурентоспособной машины в классе «Абсолют» стартует от 2,5 миллиона рублей. Естественно, она будет не новая. Гонщики переходят в другой класс, завершают карьеру, уезжают из страны, поэтому на рынке бывших в употреблении раллийных машин всегда есть что выбрать. Собрать раллийный аппарат с нуля стоит далеко за 5 миллионов.

Купить машину, как уже было сказано выше, недостаточно. Одна гонка обходится Дмитрию в среднем в 150 тысяч рублей. В эту сумму входит зарплата персонала, стартовые взносы, транспортные расходы. Только на бензин уходит больше 20 тысяч. Нефтяные концерны среди спонсоров Дмитрия Соколова пока не значатся.
– Дорого, конечно, но ралли – все-таки демократичный вид спорта, – считает мой собеседник. – С одной стороны, чем больше вложил в технику, тем лучше она поедет. Самые обеспеченные гонщики могут себе позволить даже 2 машины для разных трасс. Но регламент жестко ограничивает изменения в конструкции, поэтому все более или менее равны.

В этом году Дмитрий проехал только 2 гонки, хотя на момент нашей беседы прошло уже 8 этапов Кубка России. Первую гонку его машина шла второй, но вылетела в сугроб. Ребята потеряли 15 минут и шансы показать хорошее время. Но результаты Дмитрия не расстраивают.

– Дело в том, что в Кубке в зачет идут только 4 лучшие гонки и финал, – рассказывает он. – Можно хорошо проехать все 22 этапа, но не стать при этом лучшим гонщиком. Такая схема позволяет свободнее планировать бюджет, и, даже если провалил гонку, всегда есть шанс отыграться. Это мы и планируем сделать на ближайших весенних этапах в Краснодарском крае.

Между этапами боевая машина Соколова хранится в гараже, обслуживают ее на базе обычного сервиса. Перед очередной гонкой Subaru загружают на прицеп, и караван отправляется в дорогу. Если ехать далеко, Дмитрий вместе со штурманом летят на самолете.
– Размещаемся в гостинице, и первым делом – на трассу. Выбираем резину, настраиваем подвеску и прописываем спецучастки. Трасса состоит из нескольких отрезков, на которых нужно показать максимальную скорость и лучшее время. Между спецучастками передвигаемся в дорожном режиме. Прописать – значит, проехать трассу накануне гонки и задокументировать каждый поворот. Мы едем на гражданской машине, я вижу прямую стометровку и в конце ее правый поворот, диктую: «100, правый». Приближаемся, оцениваю сложность поворота: «100, правый, 3». Это значит, «через 100 метров будет правый поворот, который проходим на третьей передаче». Второй раз проезжаем трассу, чтобы сверить показания и внести изменения.

Штурман и гонщик – люди, которым, как известно, свойственно ошибаться. На большой скорости, при нереальной тряске, запросто можно промахнуться мимо нужной строчки.
– Недавно был случай, – вспоминает мой собеседник. – Приземляемся с трамплина, и, по данным штурмана, у нас впереди еще 100 метров. Но на деле там левый поворот. Я ехал с запасом, только поэтому мы остались в пределах трассы. Знаете, самое сложное в ралли – научиться доверять. Штурману, механикам, технике. А главное – себе. Много раз ловил себя на мысли, что еду с лишним запасом, на 4-й передаче там, где можно ехать быстрее, на 5-й. Совсем недавно научился по-настоящему «валить». Пришел опыт, накат, и если 2 года назад я стабильно держался в районе 25 места, то сегодня легко попадаю в восьмерку лучших. На той же машине.

Ралли – это ворох бумаг. Масса разрешений, допусков, суровая техническая инспекция. Могут запросто отправить домой из-за неправильного болта. Впрочем, речь идет о безопасности и равных условиях для всех, поэтому раллисты стойко переносят все процедуры.
Дмитрий рассказывает, как на одной из проверок инспектору не понравились топливные шланги, проходящие по салону его автомобиля:
– Они должны быть армированными.
– Но машина выступает с такими шлангами уже несколько лет!
– Значит, раньше я просто не замечал.

Спорить бесполезно, так же, как и искать армированные шланги для Subaru Impreza WRX STI ночью в Карелии. Техники не растерялись – скупили все душевые лейки в ближайшем магазине сантехники и за ночь вставили туда топливные шланги. К соревнованиям машину Соколова все-таки допустили.
– Тактику гонки каждый выбирает сам, – говорит он. – Можно гнать с первых же метров, расходуя силы и ресурсы техники. Или всю гонку ехать предельно аккуратно, надеясь на то, что противники ошибутся, – я ни разу не видел раллийной гонки, в которой до финиша доехали бы все участники. А на родных «Золотых куполах» бывает до 70% сходов. Когда я выступал в составе СТК «Мотор», тактику гонки определял опытный Тимофей Иванович Воробьев.

Не так давно про свое увлечение гонками в нашем журнале рассказывал пилот и один из основателей команды «ПСМ-Team80» Александр Сальников. Он тоже начинал в ралли, но довольно быстро перешел в кольцевые гонки.
– Нельзя ехать, не обращая внимания на состояние трассы, – объяснял он свое решение. – Нужно беречь машину, объезжать ямы, находить баланс между скоростью и сохранностью техники. Поэтому я выбрал кольцо.
– А я больше люблю естественность, нежели искусственность, – комментирует Соколов слова коллеги. – «Формула-1», к примеру, – это искусственные, пусть и королевские гонки. Ралли – тоже королевские, но естественные. Это как футбол и хоккей. Комментатор на матче СКА-Локо сказал недавно: «Андрей Аршавин пришел посмотреть на настоящих мужиков». Шутка, конечно. Но в ралли ты можешь вылететь с трассы и сидеть в лесу без еды и воды, а в «Формуле» тебя тут же заберет машина. В ралли приходится менять пробитое колесо по колено в глине, в кольцевых гонках все сделают механики.

По признанию моего собеседника, гонки для него – главное, хотя его работу в политике (Дмитрий работает помощником члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ Анатолия Лисицына) скучной не назовешь.

– Ралли соответствует моему темпераменту, – говорит он. – Я все делаю быстро, успеваю выполнить много дел. Даже за пределами трассы не являюсь примером мудрого и аккуратного водителя. Пару-тройку дней после гонки езжу вальяжно, но потом – все быстрее и быстрее. Грубить окружающим не стану, но проскочить под неправильный цвет светофора или превысить скорость – это запросто.
В планах у Дмитрия Соколова – создание собственного автосервиса в раллийном духе. Здесь смогут обслуживаться любые автомобили, а клиенты будут знать, что их машиной занимаются механики, участвующие в настоящих гонках. Найдется здесь отдельное место и для обслуживания раллийной машины моего собеседника, и для парочки болидов, которые можно будет взять в аренду для участия в ралли.

текст: Антон Будилин    фото: Олег Токмаков и архив Дмитрия Соколова