По следам братьев Елисеевых • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

По следам братьев Елисеевых

Этим летом в историческом центре Ярославля стартует новый проект – «Гастроном № 1» на улице Нахимсона. Обновленный фасад старинного здания, открывшийся взорам ярославцев, апеллирует к роскошному убранству знаменитых Елисеевских магазинов Москвы и Питера.

О том, как появилась идея открыть «Елисеевский» гастроном в нашем городе, мы беседуем с одним из авторов проекта – председателем Совета меценатов Ярославии Михаилом Крупиным.

Михаил Львович, открытие «Гастронома № 1» приурочено к 200-летию Торгового дома братьев Елисеевых. Однако «Елисеевские магазины» принято считать традиционным атрибутом Москвы и Петербурга. Расскажите, как связан этот бренд с Ярославлем?

Все дело в том, что Елисеевы – ярославцы. Более того, это, пожалуй, самые успешные в коммерческом плане уроженцы Ярославского края. Открывая «Гастроном № 1», мы отдаем дань уважения нашим землякам и представляем еще одну грань богатой ярославской истории.
Как известно, начало торговому делу Елисеевых положил расторопный крестьянин из деревни Новоселка Ярославской губернии. Сами Елисеевы гордились своим происхождением и из поколения в поколение передавали семейную легенду об основателе династии – находчивом садовнике графа Шереметева, сумевшем вырастить для барина землянику к Рождеству. За это садовник Петр, сын Елисеев, получил от графа вольную и уехал покорять Петербург. А его сыновья не только основали Торговый дом, но и смогли предъявить миру бренд, который до сих пор ассоциируется с безупречным уровнем сервиса.

Неслучайно фасад «Гастронома № 1» украшает государственный герб Российской Империи. Он изображался на всей продукции Елисеевых как знак высочайшего качества товаров. А рядом, в картушах, представлены гербы 8 городов мира, где Елисеевы имели магазины и торговые представительства. Среди них – не только Москва и Петербург и Киев, но и Париж, Лондон, Берлин, Варшава…

Фасад здания изобилует аллегориями, напоминая одновременно и питерский, и московский «Елисеевские» магазины. Здесь не только гербы, но и античные скульптуры, загадочные барельефы… Что они олицетворяют?
Время Елисеевых – это время эклектики и «купеческого модерна». Это была особая эпоха смешения стилей, традиций, сословий. Работая над проектом фасада, мы стремились воссоздать эту атмосферу. Елисеевы много путешествовали, были полны идей и любили удивлять публику. Не секрет, что магазины, возводившиеся Елисеевыми, становились настоящей сенсацией. У московского магазина мы позаимствовали мотивы фронтона и рисунок лепнины, у киевского – декоративные решетки. От питерского магазина мы взяли самую узнаваемую деталь – 4 бронзовые фигуры, олицетворяющие античных богов, покровителей Торговли, Промышленности, Науки и Искусства.

Это точная копия скульптур на Невском проспекте?
Мы не ставили себе задачей сделать точные копии, а лишь передать дух фигур с Невского. Да и по размеру наши фигуры высотой 2,2 метра, а Питерские – более 4 метров. Бронза не окрашена, как в Петербурге, а искусственно состарена – так что фигуры приобрели характерный налет «дикой» патины.

А барельефы мифологических существ, расположившиеся над окнами первого этажа? Откуда они родом?
Практически со всех концов света – как и товары, красовавшиеся на прилавках у Елисеевых. Традиционно в магазинах этого Торгового дома имелось 6 залов, и каждому из них соответствует свой символ на фасаде. К примеру, древнегреческий бог Бахус, конечно, олицетворяет Винный зал, славянский Велес – Гастрономию, а за Кондитерскую отвечает бог ацтеков Кетцалькоатль, по легенде, подаривший людям какао. Особое место в Елисеевских магазинах всегда занимали «Колониальные товары», под которыми в то время понимали кофе, чай, экзотические пряности и деликатесы из южных стран. За них на фасаде Гастронома «отвечает» индийский бог Дханвантари.

А что еще можно будет приобрести в «Гастрономе № 1»? На какого покупателя он ориентирован?
Концепция магазина основана на принципах Торгового дома братьев Елисеевых – гарантия качества, уважение к каждому клиенту и постоянное расширение ассортимента. Для ярославцев «Гастроном № 1» восполнит ощутимый недостаток продуктовых магазинов в центральной части города. А наши гости наверняка оценят вкусные сувениры с ярославской символикой. Кроме того, в цокольном этаже гастронома открывается Аллея Бутиков «Елисейские поля». Намек на Париж вовсе не случаен – именно во французской столице Елисеевы нашли приют после революции, и именно там сегодня живут потомки этого купеческого рода.

Знают ли они о своих ярославских корнях?
Да, мы поддерживаем с ними связь, обмениваемся информацией. Их воспоминания и фотографии во многом помогли нам в работе над проектом.

Судя по всему, «Гастроном № 1» – нечто большее, нежели просто магазин. Можно ли охарактеризовать его как некий туристический продукт, способный представить Ярославль в новом ракурсе?
Я бы определил его как «гастроном-музей». Это вполне в духе самих купцов Елисеевых, возводивших торговлю на уровень не только зрелища, но даже искусства. «Гастроном № 1» – это, по сути, преемник знаменитой империи Елисеевых, призванный сохранить память о талантливых ярославцах, создавших бренд, переживший столетия.